Interested Article - Рыцарская поэзия
- 2021-03-22
- 1
Рыцарская поэзия — одно из самых ярких выражений миросозерцания, выработанного рыцарством и сменившее собой более суровый и грубый дух феодального периода. Основной поэзией рыцарства была поэзия провансальских трубадуров (см. Провансальская литература ), перешедшая затем в соседние страны.
В Испании трубадуры были очень популярны, особенно с тех пор, как принцесса прованская стала женой герцога барселонского Беренгар 1133. Барселона, а немного позже Сарагоса, делаются сборными пунктами трубадуров и главными очагами рыцарской поэзии; испанские (каталонские) поэты начинают подражать провансальским, так до XVI века Ивашкевича Ивана их творчество, даже язык находятся под сильным влиянием провансальской поэзии; их любовные стихотворения отражают рыцарский культ женщины даже в ту пору, когда рыцарство уже утратило своё значение и почти выродилось. Рыцари, лица знатного происхождения, даже короли в Испании не стеснялись выступать в роли поэтов и певцов, охотно называя себя трубадурами. В Италии рыцарская поэзия оказала влияние на поэтов болонской школы, Гвидо Гвиничелли и Гвидо Кавальканти , а через их посредничество — и на самого Данте как автора «Vita nuova».
В Германии рыцарская поэзия родилась из слияния туземных народных мотивов, получивших новую обработку, с отголосками провансальской поэзии. Творчество немецких миннезингеров , из которых первым по времени считается рыцарь Кюренберг , уроженец Нижней Австрии, стало ярким отражением рыцарства. Около середины XII века занятие поэзией становится уже привилегией рыцарей, из которых иные, например Генрих фон Фельдеке , Генрих фон Морунген , Рейнмар фон Бренненберг приобретают почётное имя. Постепенно произведения миннезингеров всё более проникаются рыцарским духом; в начале поэзия любви к женщине и восхищения её красотой, умом и добрым сердцем, облекается ещё в сравнительно безыскусственную форму, довольно близкую к приемам и образам народной лирики, но скоро переходит в восторженный . Творчество становится более изящным, художественным, но иногда слишком страдает искусственностью тона и разного рода условностями. Не все виды рыцарской поэзии, сложившиеся в Провансе , перешли на германскую почву; тщетно стали бы мы искать среди произведений миннезингеров чего-нибудь равного по силе лучшим .
Исключение составляет знаменитый поэт XIII в., рыцарь Вальтер фон дер Фогельвейде , чутко отзывавшийся на все события своей эпохи, возбуждавший народный энтузиазм во время одного из крестовых походов, громивший политические притязания Рима и отстаивавший самобытность германских государств. Наряду с этим Вальтер отводит большое место любовному и галантному элементу, воспевая, под именем Гильдегунды, даму своего сердца; в его песнях слышатся как отголоски провансальской лирики, так и влияние старого народного творчества.
Из других произведений рыцарской поэзии в Германии следует отметить сочинения Ульриха фон Лихтенштейна (XIII в.): «Der Frauendienst» и «Das Frauenbuch». Много перевидавший на своём веку рыцарь рассказывает здесь о разнообразных, иногда баснословных подвигах, будто бы совершённых им в честь дамы своего сердца. Во «Frauendienst» вставлено 58 отдельных песен, написанных красивым, поэтическим языком.
По мере того, как немецкое рыцарство приходило в упадок и вырождалось, теряла прежний смысл и рыцарская поэзия, культивировавшаяся миннезингерами. Эта поэзия, впрочем, пережила самое рыцарство; последние миннезингеры жили в XV в. и один из них, Освальд фон Волькенштейн , сделал безнадёжную попытку оживить пришедшую в упадок рыцарскую поэзию, вернуть ей прежний блеск, после того как под рукой таких стихотворцев, как рыцарь , она, видимо, стала вырождаться. Сменившая рыцарскую поэзию в Германии поэзия мейстерзингеров заимствовала отдельные приёмы и образы у миннезингеров, хотя и носила другую окраску.
В общем, рыцарская поэзия довольно ярко и определённо отразила один из элементов, входивших в состав рыцарского идеала — служение даме сердца, ласковое слово или даже взгляд которой . Асабливага роскиду у Высоким сярэднявякоуи дасягнула рыцарская литература. У твоих поэтау рыцарау головэуным быу вобрас идэальнага рыцара
Источники
- Веселовский Ю. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Karl Bartsch, «Grundriss zur Geschichte der provenzalischen Litteratur» ( 1872 );
- Diez, «Leben und Werke der Troubadours» ( 1882 );
- его же, «Die Poesie der Troubadours» (Лейпциг, 1883 );
- Gaston Paris , «La poésie au Moyen-Âge»;
- Jeanroy , «Les origines de la poésie lyrique en France» ( 1889 );
- Bartoli, «Geschichte der italienischen Litteratur» (Лейпциг, 1881 );
- Lachmann und Haupt, «Minnesang’s Frühling» ( 1888 );
- W. Scherer, «Deutsche Studien: II. Die Anfange des Minnesanges» (Вена, 1874 );
- A. Lange, «Un trouvère allemand. Etude sur Walther v. d. Vogelweide» ( 1879 );
- A. E. Kroeger, «The Minnesingers of Germany» (Нью-Йорк, 1873 ).
- 2021-03-22
- 1