Interested Article - Косовский миф

Косовский миф ( серб. косовски мит ) или косовский культ ( серб. косовски култ ) — один из ключевых сербских мифов, которые лежат в основе сербской национальной идентичности .

Появление косовского мифа связано с сербской эпической народной песней , косовским циклом и посткосовским циклом . Косовский миф на протяжении веков вдохновлял многочисленных художников , поэтов и мыслителей.

Косово поле в сербской государственности, истории и мифологии считается святым местом, источником национального духа и гарантом национального значения .

Суть

Картина Адама Стефановича «Бой на Косове»

Согласно косовскому мифу, сербы в битве на Косовом поле 1389 года во главе с Лазарем Хребеляновичем сознательно жертвовали своим земным царством, чтобы получить царство небесное, представление о котором является основой православного христианства. Социолог религии Мирко Джорджевич косовский миф анализирует следующим образом:

Князь Лазарь проиграл битву, но веками прочно пропагандируется его единодушный образ: он проиграл не из-за того, что не знал, как вести политику, или потому что был военно слабый, но потому что выбрал Царство небесное .

Кроме того, некоторые критики мифа отмечают, что романтическая сербская версия битвы на Косовом поле акцентирует внимание только на героизме и мученичестве князя Лазара, стирая из исторической памяти тот факт, что против турецкого войска на Косовом поле совместно с сербскими дрались албанские и боснийские воины .

Политическое использование

Косовский миф играет важную роль в сербской политике с XIX века и в дальнейшем. В конце 1860-х косовский культ стал центральной темой сербского национализма и средством оправдывания сербских требований по отношению к Косову . В Балканских войнах 1912 года сербские войска захватили Косово и Метохию , что сербская политика объясняла как освобождение Косова и месть Османской империи за сербское военное поражение 1389 года .

В конце 1980-х годов в Сербии произошло возрождение косовского мифа, что активно поощряла Сербская православная церковь . В 1988 году мощи сербского средневекового князя Лазаря Хребеляновича, который повёл сербов в бой против османского войска на Косово 1389 года, с большой оглаской носили по всей Сербии и Боснии и Герцеговине . Святой князь Лазарь считается символом сербского мученичества и автором слов за «Небесную Сербию», закреплённых за праведными сербами, которые жили и умерли за крест и родину . По случаю празднования 600-й годовщины битвы на Косовом поле Слободан Милошевич в речи на Газиместане воспользовался символической силой косовского мифа ради сплочения масс вокруг своей политики .

Косовский миф и в дальнейшем играет важную роль в сербской политике и сербско-албанском конфликте за территорию Косово и Метохии . Так, например, год, когда состоялась битва на Косовом поле, взят для названия сербского националистического движения «1389».

Албанский взгляд

Албанцы Косово воспринимают как символ «древней албанской земли», который непосредственно связывает античную иллирийскую и современную албанскую этническую общину на этих территориях, считают его символом диаспорного национализма, что проявляется в виде требования земель Косова и Метохии, которые в XX веке для тамошних албанцев стали символом оккупированной этнической территории. Для этого с конца Второй мировой войны со стороны КПЮ и Иосипа Броза Тито систематически велась работа над уничтожением сербских мифов о Косово и желанием сербов жить в этой области и поощрялись албанские претензии .

Примечания

  1. от 2 мая 2017 на Wayback Machine , Проверено 9. 4. 2013.
  2. Лазар Трифуновић, Ликовни израз Косовског предања, Књижевне новине, бр. 385, 27. фебруар, Београд, 1971
  3. (недоступная ссылка) , Проверено 9. 4. 2013.
  4. от 24 мая 2013 на Wayback Machine , Проверено 9. 4. 2013.
  5. (недоступная ссылка) , Проверено 9. 4. 2013.
  6. от 23 июля 2011 на Wayback Machine , Проверено 9. 4. 2013.
  7. . Дата обращения: 25 декабря 2016. 10 июля 2020 года.
  8. от 21 ноября 2008 на Wayback Machine , Проверено 9. 4. 2013.
  9. (недоступная ссылка) , Проверено 9. 4. 2013.
  10. от 2 мая 2017 на Wayback Machine , Проверено 9. 4. 2013.

Литература

  • Greenawalt, Alexander. (неопр.) // Spaces of identity. — 2001. — Т. 3 . — С. 51 .
  • Stoianovich, Traian. (неопр.) . — (англ.) , 1994. — ISBN 978-0-7656-3851-9 .
  • Trgovčević, Ljubinka (1996), "The Kosovo Myth in the First World War", in Ilija Konev (ed.), Sveti mesta na Balkanite , Blagoevgrad, Bulgaria: UNESCO, pp. 331—338, ISBN 9789548317429 , OCLC {{ citation }} : Недопустимый |ref=harv ( справка )
  • Мирјана Прошић-Дворнић. Изложба Косовска легенда y народном стваралаштву (неопр.) // Гласник Етнографског музеја, књ. 56. — 1992.
  • Kaufman, Stuart J. (англ.) . — Cornell University Press , 2001. — ISBN 978-0-8014-8736-1 .
  • Ramet, Sabrina P. (англ.) . — Cambridge University Press , 2005. — ISBN 978-0-521-61690-4 .
  • Segesten, Anamaria Dutceac. (англ.) . — ProQuest, 2009. — ISBN 978-1-109-19838-6 .
Источник —

Same as Косовский миф