Культура каменных курганов
- 1 year ago
- 0
- 0
Схиархимандрит Амвросий (в миру Владимир Зиновьевич Курганов ; 1 (14) января 1894 , село , Пензенская губерния — 17 (30) мая 1933 , Мильков монастырь , Сербия ) — русский религиозный деятель, настоятель Милькова монастыря .
Оказал большое влияние на Русскую православную церковь заграницей , его учениками были такие подвижники как архимандрит Фаддей Витовницкий и архиепископ Иоанн (Максимович) .
Родился 1 (14) января 1894 года в селе Саранского уезда Пензенской губернии в семье потомственного священника. Отцом Володи был Зиновий Курганов, мать звали Любовь; сохранилось имя его деда-священника: Симеон Курганов.
Мать умерла рано, и детей воспитывала няня; известно, что у Володи был брат, который покончил жизнь самоубийством .
Владимир учился в Краснослободском духовном училище , затем до 1912 года в Пензенской духовной семинарии — не окончил , после этого поступил на историко-филологический факультет Варшавского университета .
Во время учёбы в университете он встретил первого духовника — протоиерея , который недолго руководил духовной жизнью Владимира и научил его Иисусовой молитве . Через какое-то время отец Константин решил, что не может руководить духовной жизнью Володи и перепоручил его епископу Вениамину , который тогда был в Твери .
Общение это продолжалось недолго, когда началась Первая мировая война , он ушёл работать в санитарный отряд (так называемую «летучку»), где, по рассказам других студентов, самоотверженно трудился на пользу больных и раненых .
Когда в 1914—1917 годах Варшавский университет был эвакуирован в Ростов-на-Дону , по Высочайшему повелению студенты, в том числе и Владимир, были отозваны для завершения обучения.
В эти годы Владимир Курганов обучался не только наукам, но и духовному деланию, он вспоминал приходского священника отца Иоанна, глубоко верующего и сострадательного человека.
Окончание университета и февральская революция не сильно разошлись во времени, находясь в Ростове Владимир Курганов как монархист и патриот, принимает активное участие в демонстрации за победоносное ведение войны.
Примерно в это же время он ездил домой и учился у простых монахов отношению к ближнему, умению по-христиански жить в сложных событиях начала XX века .
Находясь на юге страны, Владимир какое-то недолгое время жил в Свято-Григорьевском Бизюковом монастыре Херсонской епархии . В этой прославленной обители он не нашёл того, чего искал и отправился в Москву , чтобы выучиться на военного и защищать страну.
Закончив московское Александровское военное училище он стал фельдфебелем младшей роты.
Принимал участие в обороне Кремля в октябре 1917 года . В Кремле встретился с духовным наставником архимандритом Вениамином, который познакомил Владимира со своим учителем Феофаном Полтавским .
После поражения белых сил ему удалось уехать на поезде из Москвы в сторону Козельска, где находится Оптина Пустынь .
В Оптину пустынь Владимир Зиновьевич прибыл в военном обмундировании и без документов, по этой причине его не хотели принимать в монастырь, оставив ночевать только на одну ночь. Наутро его приняли послушником в монастырь, и в скорое время назначили работать в самое центральное место монастыря — . Он работал у требовательного монаха-садовника отца Иова, о котором говорили, что тот, кто сможет работать у него, станет монахом. Руководил духовным развитием послушника старец Нектарий , ему помогал скитоначальник отец Феодосий .
После революции был послушником в Оптиной пустыни, его духовным отцом стал игумен о. Феодосий Оптинский .
В период Гражданской войны воевал на стороне Белой армии и был тяжело ранен. Эмигрировал в Константинополь , после этого попал в Сербию .
Какое-то время проживал в монастыре Петковица , в котором проживал епископ Вениамин (Федченков) , в 1922 году был пострижен в монахи, был иподиаконом епископа Вениамина.
В 1923 году епископ Вениамин отправляется в Чехословакию для занятий миссионерской деятельностью, а в Амвросий — настоятелем в недалеко от болгарского города Ямбол .
Через какое-то время подвергся гонениям и вынужден был вернуться в Сербию. С 4 февраля 1926 года стал настоятелем Мильковского Введенского монастыря , расположенном в Милькове Браничевской епархии (старец Фаддей Витовницкий говорит о Пожаровецкой епархии) . По недавней договорённости между РПЦЗ и Сербским Патриархатом монастырь стал русско-сербским.
Он сменил иеромонаха , с Амвросием в монастырь прибыли шесть русских монахов-эмигрантов.
К концу 1926 года роль монастыря как одного из важнейших духовных центров Сербии становилась все более заметной, в монастыре было 20 монахов, в основном, русских.
В том году в монастыре постригли Иоанна (Максимовича) , среди братии были такие известные в будущем церковные деятели, как монах Антоний (Бартошевич) , будущий архиепископ Женевский и Западно-Европейский, Антоний (Медведев) , Антоний (Синкевич) и будущий архиепископ Западно-Американский Тихон (Троицкий) .
В этом же году в праздник свт. Петра монастырь посетил митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) , представитель архиерейского Синода РПЦЗ. В том же году 11 октября монастырь посетил епископ Браничевский Вениамин (Таушанович) .
С 15 до 29 июня 1928 года в монастыре пребывала чудотворная икона Божией Матери «Курская» , которой поклонилось большое число верующих.
В том же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы монастырь посетил епископ Браничевский Митрофан (Таушанович), а 4 сентября — епископ Черноморский Сергий (Петров) .
В 1931 году в монастыре числилось 17 монахов, из которых 7 — сербы и 10 — русские, монастырь продолжает расти и развиваться, как и его влияние в народе.
В 1931 году монастырь посетили русский епископ Детройтский Феодосий (Самойлович) и епископ Захумско-Герцеговский Иоанн (Илич) .
В 1932 году в монастырь послушником поступил 18-летний Томислав Штрабулович, позднее известный всей Сербии как старец Фаддей Витовницкий , один из знаменитых сербских духовников нового времени. Он вспоминал, что настоятель создал в Мильково особенную атмосферу, позволяющую монахам духовно совершенствоваться. Тогда там жили около тридцати монахов, большинство из них были русскими.
Отец Фаддей вспоминал об архимандрите Амвросие: «никогда никого не наказывал, ни о ком не думал плохо, ни на кого не смотрел с раздражением. Каждого любил таким, каков он есть, и молился Богу, чтобы Он просветил человека»
В монастыре выяснилось, что он болен туберкулёзом . Был на посту настоятеля до самой смерти, которая наступила 17 (30) мая 1933 года , перед кончиной настоятель принял схиму .