Interested Article - Андийцы

Анди́йцы ( самоназвание къӏваннал/ɢʷanːal, авар . гӏандисел/ʕandisel ) — этническая группа аварцев , один из андийских народов на северо-западе Дагестана , один из коренных народов республики .

При советских и российских переписях населения (исключая перепись 1926 года) их причисляли к аварцам . Исторические села андийцев расположены на южных отрогах Андийского хребта, по левым притокам Андийского Койсу . Этноним образован от названия самого большого из сел, населённых представителями данной народности — села Анди ( Ботлихский район Дагестана).

Андийцы являются самым крупным из группы андийских народов , в которую кроме носителей собственно андийского языка входят ахвахцы , багулалы , ботлихцы , годоберинцы , каратинцы , тиндалы , чамалалы ,

Этноним

Этноним «андийцы» происходит от аварского названия села Анди ( авар . Гlанди) . Самоназвание андийцев — къӏваннал /ɢʷanːal происходит от андийского названия этого села: Къӏванну /ɢʷanːu/ .

Численность и расселение

Андийцы живут в сёлах Ашали , Анди , Гагатли , Гунха , Зило , Кванхидатли , Муни , Риквани , Рушуха , Чанко , Тандо Ботлихского района , в сёлах Ахвахского района , Новогагатли и посёлке Андийский Хасавюртовского района и в селе Бутуш Бабаюртовского района . Совместно с другими народами также живут в сёлах Аксай , Пятилетка , Кокрек , Дзержинское Хасавюртовского района. Много переселенцев также живут в Кизилюртовском, Бабаюртовском, Новолакском, Кизлярском и Тарумовском районах .

По переписи 1926 года , в СССР проживало 7840 андий (андийцев) . В последующих переписях населения СССР андийцы не выделялись как этническая группа, а включались в состав аварцев , так как не имеют своей письменности и потому что маленькая численность нации. По приблизительным сведениям, полученных из докладов экспедиций и научных книг, в 1958 году их насчитывалось 8 тыс., а в 1967 году — 8—9 тыс. человек . По переписи 2002 года , в России 21 808 человек идентифицировали себя как андийцы, которые были включены как этническая группа в составе аварцев . Из них 21 270 человек проживали в Дагестане . Перепись 2010 года зафиксировала в стране 11 789 андийцев , всего же, по оценкам того же года, их численность составляет около 25 тыс. человек .

Также хочется добавить, что андийцев принимают за аварцев, так как во всех переписях Российской империи, СССР (кроме 1926 г.) и России, андийцев включали в состав аварцев .

История

Андийцы — один из древнейших коренных народов Дагестана, предки которого появились в регионе в бронзовом веке. Андийцы отличались склонностью к торговле и предпринимательству, владели несколькими языками, были красноречивы и остры на язык. Главный предмет материальной культуры, прославивший народ на века, традиционная андийская бурка, защищавшая от пуль, кинжалов и непогоды.Раннебронзовая эпоха считается временем освоения региона древними предками андийцев. Вблизи села Гагатль (также Гагатли) обнаружены следы поселения, относящегося к III-II тысячелетию до нашей эры. Первые достоверные упоминания народа относятся к IX веку до нашей эры в памятнике «Торжественная надпись» царя Саргона II ассирийского. В нем сообщается, что царь «завоевал андийца», захватив 4 200 жителей. Однако самоназвание андийцев къӏваннал, что вызывает сомнение достоверности этого факта.

В начале нового тысячелетия древние андийцы разделились на две группы:

  1. Обитавшие в нижнем течении Андийского Койсу: жили обособленно, позднее ассимилированы аварцами.
  2. Занявшие территории среднего и верхнего течения Андийского Койсу: разделились на 8 родовых племен, потомки которых сегодня составляют группу андийских народов.

В Средние века произошло вторжение Тамерлана, приведшее к проникновению и укоренению в регионе ислама. После падения Казикумухского шамхальства андийцы создали собственное независимое государство, впоследствии получившее известность как «федеративная республика Андия». Власть находилась в руках ежегодно избираемых правителей общин, народного Совета старейшин. Суд осуществлялся по шариату или судебникам, в зависимости от джамаата законы могли различаться.

В годы кавказской войны андийцы встали под флагами идейного вдохновителя Шамиля, выставив в бои порядка 1000 конных воинов. В 1921 году народность вошла в состав сформированной новым правительством Дагестанской АССР. В годы советской власти в регионе запретили производство бурок, поскольку считалось, что это отвлекает местных жителей от колхозных работ.

Андийцы, согласно топонимическим данным, в древности занимали обширную территорию вниз по течению Андийского Койсу и в Гумбете. Названия аварских селений Мехельта ( авар. МелъелтӀа ), Аргвани ( Аргъвани ), Шабдух (Щаб-духъ), Ичичали (Ичичӏали), Верхнее Инхо и Нижнее Инхо , Игали (Игьали), Тлянтляри (Лъанлъари), Чирката (Чӏиркъатӏа), Бетли (Бекьиль), Унцукуль (Онсо-коло) и другие, как и значительная часть иных топонимов, андийского происхождения. Позднее указанная группа андийцев, очевидно, была ассимилирована авароязычным населением.

Стоит отметить, что известное поселение, а в прошлом город Эндирей до его возникновения было основано выходцами из селения Риквани (Ботлихский район) как утверждает Дубровин: они «спустились к ущелью Акташа и поселились на правом береге его, при впадении Сала-су в Акташ; потом они остановились у самого выхода из ущелья и основали знаменитую впоследствии деревню Эндери. При этом Н. Ф. Дубровин отмечает, что взял он это из преданий местного жителя .

Название

Имя андийцами дали соседние народы, исходя из названия одного из местных сел — Анди. Чеченцы употребляют по отношению к народности слово анди, аварцы — андисел. Экзоэтнонимы произошли от названия одного из наиболее крупных андийских поселений — Анди.

Самоназвание андийцев — гъваннал, уходящее корнями в глубокую древность. Часть исследователей придерживается версии, что оно отсылает к местности Ганна и одноименному хутору. Считается, что поселение, расположенное к северу от села Анди, является одним из самых старых в регионе. В переводе с иудейского «ганна'им» означает «ревностные к вере»: считается, что до прихода христианства и ислама в регионе господствовал иудаизм, чем объясняется появление названия.

Семейный уклад

Андийцы селились общинами, в состав которых входило несколько крупных родов, ведущих счет по материнской линии. Внутри родов жили малыми семьями, двух - или трёх поколенными, однако понятия взаимопомощи, родовой чести, кровной мести, почтения старших были чрезвычайно важны.

В подавляющей части семей практиковалась моногамия, редко встречались полигамные отношения. Брачный возраст наступал для юношей и девушек с 15 лет. Поощрялось заключение семьи внутри джамаата: поскольку число родов в пределах одного селения редко превышало 7-8, разрешались близкородственные браки вплоть до кузенов. Существовало 3 способа заключения брака:

  1. По сговору со сватовством.
  2. Умыканием.
  3. Уходом из дома.

Последние два варианта не приветствовались, считались позорными, часто вызывали кровную месть. Особенно рискованным было подобное мероприятие для девушки: часто случалось, что родители жениха не принимали невесту с сомнительной историей. Жених, для которого родовая честь и почитание родителей стояли на первом месте, отказывался от девушки. Вернуться домой она тоже не могла под угрозой смерти, поэтому единственным выходом был побег в другие земли или самовольный уход из жизни.

Традиционные свадьбы начинались со сватовства, калым не предусматривался, приданное оставалось в собственности невесты до конца жизни. В день свадьбы за девушкой приезжал свадебный поезд из друзей и родственников жениха: жители общины чинили ему препятствия, не давая уехать и выпрашивая откупы. После прибытия невесты в дом жениха, к ее родителям отправлялись сваты по женской линии: их задача состояла в доставке приданого. Понятия взаимопомощи, родовой чести, кровной мести, почтения старших были чрезвычайно важны.

Язык

Говорят на андийском языке , который имеет два диалекта — верхнеандийский и нижнеандийский. Среди андийцев распространены также аварский и русский языки . Письменность — на основе кириллицы.

Общество и Религия

Большая часть андийцев придерживается традиционной для региона религии, исповедуя ислам суннитского толка шафиитского мазхаба .

Примечания

  1. . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  2. . « Демоскоп ». Дата обращения: 24 апреля 2012. 17 ноября 2019 года.
  3. . Дата обращения: 24 декабря 2009. Архивировано из 2 февраля 2008 года.
  4. // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
  5. // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
  6. . www.ethno-kavkaz.narod.ru . Дата обращения: 12 октября 2021. 30 мая 2012 года.
  7. / М. Л. Агларов, Г. А. Сергеева // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  8. . www.valerytishkov.ru . Дата обращения: 12 октября 2021. 10 июля 2021 года.
  9. Коряков Ю. Б. Атлас кавказских языков. — М.: Пилигрим, 2006. — С. 29. — 76 с.
  10. Алексеев М. Е. Андийский язык // Языки мира. Кавказские языки. — М.: Academia, 1999. — С. 220—228.
  11. Расы и народы Том 22. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. 1993. — С. 50
  12. И. М. Вакула. Этноконфессиональная конфигурация республик Северного Кавказа: монография. 2007. — С. 45
  13. М. Р. Ибрагимов. Этническая демография Дагестана: аварцы и андо-цезские народы во второй половине XIX — начале XX в
  14. Всероссийская перепись населения 2010 г. Национальный состав населения Российской Федерации. «Демоскоп». Дата обращения: 21 апреля 2012. Архивировано 17 ноября 2019 года.
  15. Северный Кавказ. Академия Наук СССР. Институт географии, 1957. С. 507.
  16. В. А Тишков. Многоэтничные сообщества в условиях трансформации. — М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН, 2005. — С. 287. — ISBN 5201146201, 9785201146207.
  17. Ю. А. Евстигнеев. Россия: коренные народы и зарубежные диаспоры Архивная копия от 13 июля 2020 на Wayback Machine. — СПб.: Астерион, 2008.
  18. .
  19. . « Демоскоп ». Дата обращения: 6 января 2011. 1 февраля 2014 года.
  20. . muningrad.ru . Дата обращения: 12 октября 2021. 25 июля 2020 года.
  21. . « Демоскоп ». Дата обращения: 6 января 2011. 22 мая 2011 года.
  22. . eki.ee. 17 февраля 2012 года.
  23. // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
  24. // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
  25. , с. 149.
  26. Дубровин Николай Федорович. . — СПб. : Тип. Департамента уделов, 1871. — С. С. 622. 14 мая 2022 года.

Литература

  • Агларов М. А. // : монография / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М. : Наука, 2002. — С. 148–158. — 588 с. — (Народы и культуры). — 1000 экз. ISBN 5-02-008808-0 . (отсканированная в высоком разрешении книга доступна также . iea-ras.ru . Дата обращения: 12 октября 2021. ИЭА РАН в виде . static.iea.ras.ru . Дата обращения: 12 октября 2021. объёмом 1.8 ГБ)
  • Народы России. Атлас культур и религий. — М. : Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • Дубровин Николай Федорович История войны и владычества русских на Кавказе: Том I. Книга 1. С. 622
Источник —

Same as Андийцы