Месяцы 1946 года
- 1 year ago
- 0
- 0
Мео́ты ( др.-греч. Μαιῶται , лат. Maeōtae ) — племена, в I тыс. до н.э . проживавшие на восточном и юго-восточном побережье Азовского моря . Античные авторы называли Азовское море Меотидой ( др.-греч. Μαιῶτις , лат. Maeotis ), Меотийским озером ( др.-греч. ἡ Μαιῆτις λίμνη , лат. lacus Maeoticus ) и даже Меотийскими болотами ( лат. paludes Maeoticae ) . В IV - III веках до н. э. многие из общин меотов вошли в состав Боспорского царства .
Вопрос об этноязыковой принадлежности меотов спорен. Страбон относил к ним зихов ( др.-греч. Ζυγοί ), синдов ( Σινδοὶ ), агров ( Ἄγροι ), тореатов ( Τορέται ), дандариев ( Δανδάριοι ), аррехов ( Ἀρρηχοί ), тарпетов ( Τάρπητες ), досков ( Δόσκοι ), обидиакенов ( Ὀβιδιακηνοὶ ), ситтакенов ( Σιττακηνοὶ ) и некоторые другие общины , например , кораксы , гениохи , Псессы , Фатеи , керкеты и
Страбон сообщал :
К числу меотов принадлежат сами синды и дандарии , тореаты , агры и аррехи , а также тарпеты , обидиакены , ситтакены , досхи и некоторые другие. К ним относятся Аспургиане , живущие на пространстве в 500 стадий между Фанагорией и Горгиппией . Когда царь Полемон I , напав на них под предлогом заключения договора о дружбе, не сумел, однако, скрыть своего намерения, они перехитрили его и, захватив в плен, убили.
Иногда полагают, что меоты были индоевропейским населением Приазовья , восходящим ещё ко временам ямной культуры . Ещё в XIX веке Э. И. Эйхвальд провозгласил, что родственные меотам синды — это колония индусов на берегу Чёрного моря. Действительно, Полиен пишет, что «меотиянка Тиргатао (Ира) вышла замуж за грека Гекатея, ставшего царём синдов, которые живут немного выше Боспора». Тиргатао — единственное зафиксированное источниками меотское имя, и оно надежно сближается с индо-иранским женским именем Тиргутавия , зафиксированным на территории Митанни , и скифским Таргитаем.
По другой версии, имя Тиргатао имеет происхождение от популярного хаттского или хурритского имени Тиргутавия. Имя было распространено среди хурритов (хуррито- арийское [ источник не указан 1126 дней ] царство Митанни .
По мнению доктора филологических наук О. Н. Трубачёва, меоты говорили на реликтовом языке индоарийской группы (так же как и тавры ) .
В Большой советской энциклопедии , напротив, указывалось, что «часть меотов по языку была родственна адыгам (черкесам) , часть ираноязычна» . По мнению некоторых археологов [ каких? ] , «меоты» — название общин на окраинах Боспорского царства — является синонимом болотных жителей, людей, которые жили у меотидских болот. Такой же выглядит и ситуация с этнонимами « дреговичи » или «меаты» ( др.-греч. Μαιάται ).
Для верований меотов было характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся им в виде бога солнца, света, огня, дождя, грозы, леса, моря. Меотские божества могли олицетворять собою и абстрактные понятия: гостеприимство, честность, верность традициям, клятве и так далее. Существовали и боги-покровители представителей различных ремёсел.
Важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды . Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Туда же опускали погребальные дары: посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением производили земляную насыпь — курган .
Материальная культура меотов складывается в VIII — VII веках до н. э. Основой их хозяйства было земледелие . Они выращивали пшеницу , ячмень , просо , чечевицу, рожь, лен. Большое значение имело и скотоводство : разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Керамика меотов пользовалась спросом у соседей. Меоты, находившиеся на торговых путях из античного мира к скифо-сарматам, выступали и в качестве торговых посредников.
Существуют упоминания (биограф Аврелиана, SHA. Vita Aurel. 16) об участии меотийских племён в Скифской войне III века .
Скифы вытеснили киммерийцев из Европы и преследовали их в Азии, а теперь вторглись в Мидийскую землю . От озера Меотиды до реки Фасиса и страны колхов 30 дней пути для пешехода налегке. А от Колхиды до Мидии — не дальше, только между этими странами живет одна народность — саспиры . Минуя их, можно попасть в Мидию.