Interested Article - Бжедуги

Бже́дуги (самоназвание: адыгэ, бжъэдыгъу) — один из адыгских (черкесских) субэтносов, в настоящее время составляют большую часть адыгейцев . Сохраняют бжедугский диалект, который на ряду с темиргоевском диалектом легли в основу современного литературного адыгейского (западного-адыгского) языка . В основном проживают в Теучежском и Тахтамукайском районах Республики Адыгея .

Общие сведения

Бжедуги проживают в Адыгее и Краснодарском крае , а также широко представлены в адыгской (черкесской) диаспоре , во всех странах её проживания.

На исторической Родине населяют Тахтамукайский , Теучежский районы Республики Адыгея и город Краснодар .

относилась к аристократическим землям Черкесии , соответственно во главе их стояли князья , родоначальником которых был Биту, сын легендарного Инала, родоначальника кабардинских князей.

Ещё в древности бжедуги разделились на четыре колена (племени): хамышеевцев, черченеевцев, вепсынцев и махошевцев , которые жили достаточно дружно по соседству друг от друга, что не мешало князьям конфликтовать.

История

Бжедуги, как остальные адыги, являются потомками носителей майкопской культуры , существовавшей в IV тыс. до н. э. . Соответственно — предки адыгов оставили в истории след наследниц майкопской культуры — северокавказской , прикубанской и кобанской .

Османский путешественник XVII века Эвлия Челеби оставил следующее описание племени «бузудук» :

Их десять тысяч воинов. У них тоже есть бей. В их гавани мы застали десять судов из Стамбула и, встретившись со многими из наших друзей, безгранично радовались. Сдав им на хранение некоторые громоздкие и тяжёлые вещи, мы с нашими невольниками остались налегке. Менгли-Гирей-хан из этого племени бузудук взял с собой три тысячи воинов в астраханский поход. Когда была захвачена Астрахань, эти бузудуки были поселены под горой Обур в стране черкесов. В Черкесстане их и сейчас называют бузудуками.

Перед Кавказской войной бжедуги проживали в северо-западной части Кавказских гор, на юг от Кубани лежащих, как коренные туземцы. Естественными границами служили — на юге цепь Кавказских гор, на северо-западе и востоке реки: Кубань , Шхагоаше (Белая), ( Псекупс ) и Адвипс ( Афипс ). По местным преданиям, 4 бжедугских князей (братьев) разделили Бжедугию на 4 части или уделов. Эти князья назывались Черчан, Хмиш, Бегорсеко и Бастеко. Впоследствии возникшие между их потомками несогласия были причиною, что уделы последних двух князей подвинулись — один на восток, другой на запад, и, таким образом, там основались отдельные колена, получившие названия Мехош и Вепсн. Первые же два удела, напротив того, сохранили между собою связь и удержали своё древнее наименование бжедуг, хотя каждый из них известен стал под собственным названием, принятым по имени своего князя: удел Черчана назвался Черчанай, а Хамиша — Хамиший.

В конце XIX века, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , (опирающийся на российские источники), сообщал:

Бзедухи или бжедуховцы — принадлежат к черкесскому племени, живут в Кубанской обл. по р. Кубани и её некоторым притокам, на Ю. и Ю. В. от Екатеринодара; только один значительный аул (Бжедух-хабль) находится в Майкопском уезде на берегу р. Белой. Разделяются на два колена: черченей и хамышей . Племя бзедухов получило своё имя от некоего «Бзедуха», который имел двух сыновей: Киркяна и Хамыша, откуда произошло разделение племени на два колена: киркинай, или черченай, и хамышей.

К 1859 году большинство бжедугских аулов были разорены царскими властями, а с завершением Кавказской войны в 1864 году, бжедуги, как и другие адыги были втянуты в масштабное черкесское мухаджирство.

По счислению 1883 года, после переселения бжедухов в Турцию, на Кавказе осталось их не более 11000 душ, переселилось же за последние 12 лет до 4000 человек.

В 2008 году В. И. Ворошилов, в своей книге «История убыхов» писал :

В XV веке большая часть бжедугов переселяется с Черноморского побережья Кавказа на северный склон Западного Кавказа. Часть бжедугов оставалась в районе верховья Шахе до второй половины XVII века.

Ко началу Кавказской войны, бжедуги ещё находились на стадии феодальных отношений . Бжедугская аристократия отличалась особенным высокомерием . После того, как в конце XVIII века шапсуги изгнали своих князей, последние нашли убежище у бжедугов. Это положило начало классовой войне, кульминацией которой стала Бзиюкаская битва . Хотя бжедуги при поддержке казаков Черноморского казачьего войска одержали в ней победу, возврата к прежним порядкам уже не было. Более того, народные волнения начались и в самой Бжедугии, что в конце концов привело к классовой войне, известной как Пши-орк зау, то есть «Война против князей и дворян».

С появлением на Западном Кавказе наиба Мухаммед Эмина , социальные противоречия ещё более обострились. Когда в 1851 году бжедугские тфокотли вышли из-под власти князей и обратились к русскому правительству о принятии их в подданство. М.С. Воронцов отвечал, что просьба будет улажена только в том случае, если тфокотли принесут присягу со своими князьями, а это значило, что общинники оставались бы под гнетом старых владельцев .

В 1855 году Мухаммед Эмин потребовал от бжедугской знати под присягой навсегда отказаться от своих прав, причем многие князья и дворяне были ограблены, а некоторые убиты . « Хотя между бжедугами и есть лица, именующие себя пши, тлекотлешами и орками », — писал кубанский историк Е.Д, Фелицын , — « но сословия эти были упразднены самим народом в 1856 году » .

Сведения, относящиеся к хамышеевцам

Довольно любопытны следующие сведения, записанные в начале XIX века:

Находясь в 1836 году в Екатеринодаре, я узнал, что у соседского народа хамышейцев, коих аулы видны за Кубанью, умы были встревожены от появления разных болезней, приписываемых уддам (ведьмам), что был вызван цысюе (знахарь) и что инквизиционная комиссия переходила из аула в аул для розыска виновных. Во время пребывания моего в горах я знал одно семейство, которого род был цысюе и находился с ним в сношениях. Оно до сих пор проживает в приморской долине Бзыд, прозывается Хутиноко и принадлежит к поколению Тлечас .

Л. Я. Люлье. Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкесов

Генерал И. Ф. Паскевич в марте 1830 год дал указание наказному атаману Черноморского войска генералу А. Д. Бескровному выяснить обстоятельства направления царю через поручика Хан-Гирея прошения хамышеевских владельцев о принятии их в подданство России и признании самого Хан-Гирея начальствующим над ними лицом.

На беседу были приглашены восемь хамышеевских владельцев, чьи подписи значились в документе.

Однако, А. Д. Бескровный беседовал только с хамышеевскими князьями Алкасом и Мухаммедом Хаджимуковыми. Князья объяснили, что они действительно желают быть принятыми в российское подданство, но не согласны состоять под начальством Хан-Гирея. Уловив в вопросах негативное отношение к Хан-Гирею, заявили, что Хан-Гирей происходит из второстепенной ветви Гиреев, хотя не смогли пояснить, когда и откуда прибыли к ним его предки.

Примечания

  1. Бжедухи // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
  2. . Дата обращения: 17 мая 2012. 6 июня 2010 года.
  3. Крупнов Е. И. Памятники Кобанской культуры Северного Кавказа // Древняя история Северного Кавказа. — М. : «Наука» , 1960.
  4. . Дата обращения: 13 июня 2012. 6 июня 2012 года.
  5. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  6. В. И. Ворошилов, История убыхов, Майкоп, 2008, стр.38.
  7. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. — Нальчик: Эльбрус, 1983. — С. 78.
  8. Покровский М.В. Социальная борьба внутри адыгейских племен в конце XVIII - первой половине XIX веков и ее отражение в общем ходе Кавказской войны. — М.,, 1956. — С. 27-28.
  9. Фелицын Е.Д. Князь Сефер-Бей Зан — политический деятель и поборник независимости черкесского народа. — Екатеринодар, 1904. — С. 85.
  10. Труды Туапсинского историко-краеведческого музея им. Н.Г. Полетаева. Выпуск первый. — 2004. — С. 65.
  11. (недоступная ссылка)

Литература

  • Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. — М. : Наука , 1974. — С. 32—34.
  • Лавров Л. И. К истории бжедугов и жанеевцев // Ученые записки Адыгейского НИИ. — Краснодар, 1965. — Т. IV . — С. 247—250 .

Ссылки

Источник —

Same as Бжедуги