Interested Article - Гунхильда Свейнсдоттир
- 2020-08-12
- 1
Гунхильда Свейнсдоттир ( швед. Gunnhildr Sveinsdóttir ; ум. ок. 1060) — традиционно считается супругой короля Швеции Анунда Якоба и короля Дании Свена II . Тем не менее учитывая весьма расплывчатые данные о данном историческом лице, некоторые современные историки придерживаются мнения, что было две разных одноимённых королевы . Иногда её называют Гудой или Гирид , однако это происходит из-за путаницы с её дочерью Гидой , которая также известна под именем матери — Гунхильда .
Биография
Согласно « Кругу Земному » (ок. 1230) Снорри Стурлусона и « Саге о потомках Кнута » (1250-е годы), она была дочерью норвежского ярла Свейна Хаконссона и Гольмфриды, дочери (или сестры) короля Олофа Шётконунга и сестры (или племянницы) короля Эмунда Старого . Сестра Гунхильды Сигрид была замужем за влиятельным бондом Аслаком Эрлингсоном .
Королева Швеции
Свейн Хаконссон как феодал правил частью норвежской территории в качестве сюзерена Олафа Шётконунга. В 1015 году он был разбит претендентом Олавом Харальдссоном (Олавом Святым ) и был вынужден со своей семьей бежать в Швецию. Из хроники Адама Бременского (практически его современника) известно, что Гунхильда в неизвестную дату вышла замуж за сына Олафа Шётконунга и его наследника, короля Анунда Якоба (1022 — ок. 1050). Информация найдена в схолии , в которой говорится: «Гунхильда, вдова Анунда, не тот же человек, что и Гида, которую убила Тора» . Схолия относится к отрывку из основного текста Адама, который описывает Гунхильду как проживающую в Швеции в ок. 1056, после того, как её брак со королём Дании Свеном II закончился . Таким образом, в древней письменности было принято отождествлять шведскую и датскую королев-тёзок Гунхильд друг с другом. Это было опровергнуто историком XX века Стуре Болином, который, внимательно изучив текст Адама заключил, что это два разных человека, причём датская королева была дочерью Свейна Хаконссона . Два более поздних исследователя, Торе Ниберг и Карл Халленкройц, предположили, что Гунхильда, возможно, была женой и Анунда Якоба и Свена II .
В источниках той эпохи не упоминаются дети Гунхильды и Анунда Якоба. Однако более поздний датский летописец Саксон Грамматик и исландские летописи говорят, что у «шведского короля», по всей видимости Анунда Якоба, была дочь по имени Гида , иногда также называемая Гудой или Гунхильдой . Возможно Гида была дочерью Анунда от другой женщины, а Гунхильда была её мачехой. Тем не менее, Саксон и исландские летописи являются поздними источниками, и информация о происхождении Гиды может в конечном итоге привести к неверному истолкованию текста Адама Бременского. По словам Адама Гида была замужем за королём Дании Свеном II , который провёл некоторое время при шведском дворе во время своего политического изгнания из Дании примерно в 1047 году. Однако она умерла всего через пару лет, в 1048 или 1049 году; предположительно её отравила наложница Свена, Тора .
Королева Дании
Король Анунд Якоб умер примерно в 1050 году. Если две Гунхильды были действительно одним и тем же человеком, вдовствующая королева отправилась в Данию и вышла замуж за вдовца своей дочери (или падчерицы), своего бывшего зятя короля Дании Свена Эстридсена. Согласно Annales Lundensis брак был заключён в 1052 году . Адам Бременский пишет: «Когда дела у него пошли хорошо, он вскоре позабыл царя небесного и привёз свою родственницу из Швеции, сделав своей женой. Архиепископ [Гамбург-Бремена] был крайне этим недоволен» . У супругов был сын по имени Свейн , но брак длился недолго; церковь посчитала брак незаконным, потому что они были связаны слишком тесным кровным родством — они либо были кузенами, либо Свен был женат на её дочери — и им угрожали отлучением от церкви , если они не разведутся. Сначала Свен был в ярости и угрожал разорить архиепископство Гамбурга, но архиепископ настаивал на своём требовании. Наконец, когда папа Лев IX отправил письмо с прошением, Свену пришлось уступить и развестись с королевой . После этого Гунхильда была вынуждена вернуться в Швецию в 1051 или 1052 году. Брак Гунхильды и её дочери со Свеном были перепутаны друг с другом в более поздней историографии .
Дальнейшая жизнь
После своего вынужденного развода Гунхильда вернулась в свои поместья в Швеции, возможно, в Вестергётланде . Адам Бременский называет её Sanctissima и описывает её гостеприимство по отношению к миссионерскому епископу Адальварду, которого король Эмунд Старый прогнал из тинга . Адам пишет, что Адальварда по гористой местности (возможно из долины Меларен в Вестергётланд) в резиденцию королевы сопровождали родственник короля Стенкиль . Она уделила всё своё время «гостеприимному к нему отношению и другой благочестивой работе» .
Из источников того времени о Гунхильде больше ничего не известно. Согласно ненадежной летописи XVI века Иоанна Магнуса она провела отпущенные ей дни в благочестивом покаянии за свои грехи и занимаясь церковной деятельностью. Хроника сообщает, что она основала мастерскую по изготовлению текстиля и одежды для церковников. Её самой известной работой было одеяние хористов , которое она сделала для собора Роскилле . По словам Иоанна Магнуса она основала монастырь Гудхем в середине XI века . В действительности же этот монастырь был основан ровно через сто лет, в 1152 году . Легенда о монастыре могла возникнуть из-за того, что она и её женщины жили изолированной религиозной жизнью, делая церковные одежды в своих поместьях, одним из которых мог быть Гудхем. Традиционно считается, что она умерла в Гудхеме, где «явила великое множество добродетелей»; она была похоронена под могильным камнем, на котором было вырезано её изображение.
Годы её рождения и смерти неизвестны, но она пережила своего первого мужа (умер около 1050 года) и жила во время правления короля Швеции Эмунда Старого (правил примерно в 1050—1060 годах). Таким образом, она умерла около 1060 года или позже.
Родословная
Примечания
- . Дата обращения: 12 декабря 2018. 9 марта 2022 года.
- Sven Axelson (1955), Sverige i utländsk annalistik 900-1400 . Stockholm: Appelbergs, p. 34, 55.
- Snorre Sturluson (1993), Nordiska kungasagor. III. Magnus den gode till Magnus Erlingsson . Stockholm: Fabel, p. 100 (Harald Sigurdssons saga, Chapter 41); Knýtlinga saga, Chapter 23 от 4 февраля 2022 на Wayback Machine .
- Adam av Bremen (1984), Historien om Hamburgstiftet och dess biskopar . Stockholm: Proprius, p. 189 (Book III, Scholion 66).
- ↑ Adam av Bremen (1984), p. 140 (Book III, Chapter 15).
- Sture Bolin (1932), "Kring Mäster Adams text", Scandia 4, p. 230-8.
- Adam av Bremen (1984), p. 189.
- Saxo Grammaticus, Gesta danorum ; Sven Axelson (1955), p. 34, 55-6.
- Adam av Bremen (1984), p. 192 (Book III, Scholion 72).
- Sven Axelson (1955), p. 55.
- ↑ Adam av Bremen (1984), p. 137 (Book III, Chapter 12).
- Knýtlinga saga, Chapter 23 от 4 февраля 2022 на Wayback Machine
- Sven Axelson (1955), p. 55-6.
- Johannes Magnus (1620), Swea och Götha Crönika . Stockholm: Ignatium Meurer, p. 515.
- Markus Hagberg (ed.) (2009), Gudhems kloster . Skara stiftshistoriska sällskaps skriftserie, 44. Skara: Skara stiftshistoriska sällskap.
Литература
- Adam av Bremen (1984), Historien om Hamburgstiftet och dess biskopar . Stockholm: Proprius. Libris 7604979. ISBN 91-7118-447-3
- Blomberg, Assar (1916), Några anteckningar om Gudhems Församling i Västergötland (Some notes of the congregation of Gudhem in Västergötland). A J Lindgrens Boktryckeri.
- Gillingstam, Hans, ”Gunhild”, Svenskt biografiskt lexikon Accessed 27 November 2012.
- Henrikson, Alf (1989), Dansk historia (Danish history). Stockholm: Bonnier.
- 2020-08-12
- 1