Джума-намаз
- 1 year ago
- 0
- 0
Нама́з ( перс. نماز ) или саля́т (от араб. الصلاة , ас-салят ) — молитва в исламе . Обязательная пятикратная молитва — один из столпов ислама , выражение покорности и благодарности Аллаху ; чтение дополнительных молитв считается благим делом . Своевременное выполнение обязательных намазов неоднократно названо лучшим деянием для мусульман . Молитвы включают разное количество ракаатов .
Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв ( фард ) :
Слово «салят» не объясняется в Коране , а арабские филологи и теологи классического периода не пришли к общему мнению насчёт его происхождения . Махмуд аз-Замахшари предлагал этимологическую связь со словом «копчик» (через глагол араб. صَلَّى , «двигать части тела к копчику»); считал, что слову «салят» родственно слово «жарить» араб. صَلَى : он трактует корень араб. ص ل ي как «оставаться, соблюдать»; Ахмад ибн Фарис также связывал слово «салят» с этим корнем, но считал, что оно значит «размягчать и распрямлять на огне»; более экзотические этимологии включают идею о том, что «салят» происходит от слова «мусалли» (скакун, пришедший вторым), так как салят — вторая по важности вещь для верующих после имана . Консенсус лингвистов состоит в том, что это слово заимствовано в арабский из другого языка . Он нередко встречает возражения: многие считают, что слова 2-го аята 12-й суры : «Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его» означают, что все слова в Коране арабские; аналогичные соображения высказываются как аргументы против теории о том, что слово «салат» было ниспослано Мухаммеду для обозначения новой молитвенной практики .
Примеров использования слова «салят» в период джахилии известно очень мало . Современник Мухаммеда, поэт-христианин Аль-Аша в одном из своих стихотворений желает дочери «того же, чего просила в молитве [для меня]»: ’alayki mithl al-ladhī ṣallayti , из чего можно заключить, что глагол «салла» имел смысл «молиться» ещё до прихода ислама . Арабские учёные безуспешно пытались найти ранние примеры использования слов с корнем «сад-лям-вав», которые были бы однозначно обозначали исламскую молитву с определёнными положениями тела, в отличие от дуа . Известно несколько примеров доисламского использования слов с корнем «сад-лям-вав» для указания на иудейскую и молитву, но они не указывают на выполнение каких-либо конкретных действий .
За века развития ислама салят претерпел изменения. В Коране указывается, что повеление о совершении ежедневной молитвы получали праведник Лукман , пророки Ибрахим и Муса . Мухаммед первоначально молился по утрам и вечерам, но около 619 года, в конце мекканского периода его жизни, он получил повеление об обязательном ежедневном намазе во время чудесного ночного путешествия . Первоначально Аллах велел Мухаммеду молиться 50 раз в день, но затем уменьшил это число до 5 . Сура аль-Исра содержит аят, который указывает на необходимость совершения намаза :
Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях.
Оригинальный текст (ар.)أَقِمِ الصَّلاَةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ إِلَى غَسَقِ اللَّيْلِ وَقُرْآنَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْآنَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا— ( Кулиев )
Необходимыми условиями (шарт) для салята являются :
Намазы отличаются друг от друга временем совершения, количеством ракаатов , обязательностью или желательностью их совершения, формой совершения и т. д. Ниже приведена краткая характеристика всех обязательных намазов.
Наименование намаза |
Значение/
Перевод |
Промежуток времени для совершения намаза | Количество ракаатов |
---|---|---|---|
Фаджр | рассветная молитва | С рассвета до отступления темноты или восхода солнца | 2 |
Зухр | полуденная молитва | С полудня и до времени асра, либо до окончания асра | 4 |
Аср | предвечерняя молитва | С момента, когда длина тени превышает длину самого объекта, окончание разнится между школами права | 4 |
Магриб | вечерняя молитва | С момента захода солнца, окончание разнится между школами права | 3 |
Иша | ночная молитва | С наступления темноты и до рассвета | 4 |
Фаджр , рассветная молитва, по консенсусу всех школ права, кроме маликитов, может исполняться, когда первые лучи солнца освещают горизонт, и продолжается до восхода солнца . Маликиты считают, что при отсутствии уважительной причины фаджр-намаз следует выполнить до момента, когда становятся различимы лица людей; в стеснённых обстоятельствах фаджр-намаз можно выполнять от времени, когда становятся различимы лица людей, и до восхода .
Зухр , полуденная молитва, может выполняться сразу после прохождения солнцем середины неба ( зенита ) . Шииты считают, что это время продолжается до окончания времени молитвы аср, и обычно совмещают выполнение этих двух молитв . Сунниты считают, что допустимое время кончается, когда тень от предметов становится больше их длины (и начинается время асра), однако маликиты и шафииты разрешают выполнять зухр до окончания времени асра в стестённых обстоятельствах . Пятничные намазы начинаются во время зухра заменяют в мечетях полуденную молитву .
Аср , предвечерняя молитва, начинается, когда тень от предметов становится больше их длины . Ханафиты и шафииты считают, что аср допустимо выполнять вплоть до заката солнца, маликиты в обычных обстоятельствах допускают выполнение асра до времени, когда солнце потеряет яркость, но при нужде дозволяют выполнение этого намаза до захода солнца . Ханбалитское мнение заключается в том, что выполнение асра после того, как тень предметов вдвое превысит их собственную длину, греховно , хотя такой намаз продолжает оставаться «ада» (выполненным вовремя) .
Магриб , вечерняя молитва, по мнению суннитов может выполняться после заката, когда солнце исчезает из виду; время окончания по мнению шафиитов и ханбалитов продолжается до исчезновения вечерней зари; маликиты считают, что без уважительной причины допустимо выполнять этот намаз лишь сразу после заката (и лишь в случае крайней необходимости можно выполнить его позже, но до исчезновения зари на горизонте) . Шииты-двунадесятники отсчитывают закат от исчезновения зари на горизонте и разрешают выполнять магриб до полуночи, соединяя его с молитвой иша .
Иша , ночная молитва, выполняется от наступления темноты и до рассвета (некоторые школы считают, что затягивать выполнение иши до рассвета можно лишь при наличии уважительной причины ). После иши может совершаться ночной витр -намаз, который ханафиты и некоторые другие теологи считают обязательным .
Обязательным является также чтение праздничных намазов .
Перед и после обязательных молитв можно совершать дополнительные ( нафиль ). Разные школы права рекомендуют разное их количество; мнения на этот счёт приведены в таблице ниже :
Наименование намаза | Количество дополнительных ракаатов и время их чтения (до или после обязательных) | ||||
---|---|---|---|---|---|
Маликиты | Ханафиты | Ханбалиты | Шафииты | Шииты-двунадесятники | |
Фаджр | — | 2 до ( сунна )¹ | 2 до | 2 до | 2 до |
Зухр | 4 до | 4 до и 2 после (сунна)¹ | 2 до и 2 после | 2 до и 2 после | 8 до |
Аср | — | 2 или 4 до ( мандуб )² | — | — | 8 до |
Магриб | 6 после | 2 после (сунна)¹; 6 после (мандуб)² | 2 после | 2 после | 4 после |
Иша | — | 2 после (сунна)¹; 4 до и 4 после (мандуб)² | 2 после | 2 после и витр | 2³ |
Витр | 1 | 3⁴ | 1—11 | 1—11 | — |
Наименование намаза | араб. |
Значение/
Перевод |
Промежуток времени для совершения намаза/
Ситуации при которых совершается намаз |
Степень желательности | Количество ракаатов |
---|---|---|---|---|---|
Джамаат намаз | صلاة الجمعة | коллективная молитва | В любое время | Фард / Суннат | 2,3,4 |
Форма выполнения обязательного намаза совершаемого двумя и более лицами. В коллективном намазе один из молящихся назначается имамом и ведёт молитву, а все остальные молящиеся совершают все действия за ним. | |||||
Джаназа намаз | صلاة الجنازة | похоронная молитва | В любое время | Фард-кифая | 1 |
Молитва совершаемая перед погребением тела. Данная молитва отличается от других молитв отсутствием ракаатов и молитвами, произносимыми в намазе. | |||||
Джума-намаз | صلاة الجمعة | соборная молитва | Вместо полуденной молитвы Зухр | Фард-кифая для мужчин | 2 |
Пятничная полуденная коллективная молитва совершаемая после проповеди. | |||||
Духа | صلاة الضحى | утренняя молитва | Через 0,5-1 час после восхода солнца | Суннат | 2 |
Утренняя молитва. | |||||
Ид-намаз | صلاة العيد | праздничная молитва | Через 0,5-1 час после всхода солнца в день праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам. | Фард-кифая | 2 |
Праздничная молитва. Во время праздничной молитвы в первом ракаате семь раз произносится такбир . | |||||
Истиска | صلاة الاستسقاء | молитва Истиска | В период засухи | Суннат | 2 |
Групповая молитва, в котором молящиеся просят Аллаха ниспослать дождь в период засухи. | |||||
Истихара | صلاة الاستخارة | молитва Истихара | В любое время | Суннат | 2 |
Молитва, в которой молящийся просит Аллаха помочь ему принять правильное решение по тому или иному вопросу. | |||||
Каср-намаз | قصر الصلاة | сокращение молитвы | Суннат | ||
Видимое объединение двух намазов, применяемое, когда человек находится в пути. Первый из намазов читается в самом конце предписанного времени, а второй в самом начале, из-за чего создается видимость объединения намазов. | |||||
Кусуф | صلاة الكسوف | молитва солнечного затмения | Во время солнечного затмения | Суннат | 2 |
Групповой намаз, совершаемый во время солнечного затмения. | |||||
Намаз-вуду | صلاة الوضوء | молитва омовения | В любое время | Суннат | 2 |
Намаз совершаемый после совершения ритуального омовения (вуду). | |||||
Намаз-тасбих | صلاة التسابيح | молитва Тасбих | В любое время | Суннат | 2 |
Намаз, который мусульманин совершает для того, чтобы Аллах принял его раскаивание в совершенном грехе. | |||||
Ратибат | До и после обязательных ( фард ) намазов | Суннат | 2 | ||
Намаз, совершаемый до и после обязательных ( фард ) намазов. | |||||
Таравих | تراويح | Таравих | После ночной молитвы Иша в месяц Рамадан | Суннат | |
Молитва Таравих совершаемая в месяц Рамадан . | |||||
Тахаджуд | تهجُّد | Тахаджуд | после ночной молитвы Иша до рассвета | Суннат | |
Необязательный намаз совершаемый после ночной молитвы Иша. | |||||
Тахият-уль-масджид | تحية المسجد | приветствие мечети | После входа в мечеть | Суннат | 2 |
Намаз совершаемый после входа в мечеть. | |||||
Хаджат | صلاة الحاجة | молитва Хаджат | Во время жизненных трудностей | Суннат | 2 |
Намаз, в котором мусульмане просят Аллаха избавить их от трудностей, нужды, жизненных проблем и неудач. | |||||
Хауф | صلاة الخوف | молитва страха | Во время войны | Суннат | 2,3,4 |
Форма коллективного намаза, при котором две группы молящихся поочерёдно совершают коллективный намаз за имамом. | |||||
Хусуф | خسوف | молитва лунного затмения | Во время лунного затмения | Суннат | 2 |
Групповой намаз, совершаемый во время лунного затмения. |
Наименование формы совершения намаза | араб. |
Значение/
Перевод |
Ситуации, при которых совершается | Степень желательности |
---|---|---|---|---|
Индивидуальный намаз | В любых ситуациях | В зависимости от молитвы | ||
Совершается индивидуально. Многие желательные намазы совершаются индивидуально и совершение их коллективом может быть нежелательно. | ||||
Джамаат-намаз | صلاة الجمعة | коллективная молитва | В любых ситуациях | Фард / Суннат |
Коллективный намаз, совершаемый двумя и более лицами под руководством имама . | ||||
Каср | قصر الصلاة | сокращение молитвы | В пути | Суннат |
Объединение двух намазов, применяемое, когда человек находится в пути. | ||||
Хауф | صلاة الخوف | молитва страха | Во время войны | Суннат |
Форма коллективного намаза, при котором две группы молящихся поочерёдно совершают коллективный намаз за имамом . |
Фразы | перевод фраз |
---|---|
1) Аллаху Акбар | Аллах Велик! |
2) А`уз̇у биллях̇и мина-ш-шайтани-р-раджим | Прибегаю к защите Аллаха от проклятого сатаны |
3) Субхана раббия ль-`аз̌ым | Свят Великий Господь |
4) Сами`а-ллах̇у лиман хамидах̇. Раббана ва лякяль-хамд | Аллах услышал тех, кто воздал ему хвалу. Господь наш, хвала тебе |
5) Субхана раббияль-а`ля | Свят Всевышний Господь |
6) Рабби гфирли | Господи, прости меня |
7) Ассаляму `аляйкум уа рахмату-ллах̇ | Мир вам и милость Аллаха |
Все мусульмане считают, что отрицание обязательности пятикратной молитвы или сомнение в ней выводит человека из ислама, делает его кафиром . Неумышленный пропуск обязательной молитвы не считается грехом, но эту молитву требуется совершить в другое время .
Человек, не совершающий обязательные молитвы, но не отрицающий их обязательности, является фасиком . Многие учёные (все ханафиты и некоторые другие) считают, что такое поведение не выводит человека из ислама . Неисполнение молитвы по причине лени или по другим неуважительным причинам ведёт к наказанию: по мнению ханафитов, его следует поместить в тюрьму и держать там до тех пор, пока он не начнёт молиться; остальные сунниты (маликиты, ханбалиты, шафииты) считают, что его нужно казнить; шииты-двунадесятники придерживаются мнения, что сначала должен не менее четырёх раз попытаться вразумить этого человека, а на пятый его следует казнить .