Interested Article - Ватикиотис, Константинос

Константинос Ватикиόтис ( греч. Κωνσταντίνος Βατικιώτης ) — греческий дипломат второй половины XIX века. Был генеральным консулом Греции в Салониках в Османской империи в период 1866—1881 годов. Один из основных организаторов восстания македонян в 1878 году, направленного как против турок, так и против решений Сан-Стефанского мира .

Биография

Ватикиотис родился в 1830 году на острове Порос . Происходил из большого рода Ватикиотисов, ведущего своё начало из Ватика в Лаконии и расселившегося в XVIII веке на островах Порос , Идра и Спеце . Многие члены клана Ватикиотисов прославились на суше и на море в годы греческой Освободительной войны (1821—1829) :Г-22 :Г-49 :А-268 .

Константинос Ватикиотис родился после окончания Освободительной войны. Служил в Генеральном консульстве Греции в египетской Александрии . В 1864 году принял участие во Втором (конституционном) национальном собрании.

В Македонии

Консул Константинос Ватикиотис

В 1866 году Ватикиотис получил назначение на пост генерального консула Греции в столице османской Македонии , городе Фессалоники . Ватикиотис, прибыв в Салоники, «своевременно осознал, как тяжело будет греческому правительству, в создавшихся условиях, защитить интересы эллинизма в Македонии». Ватикиотис пришёл к заключению о необходимости организации самих местных македонян , перед опасностью которая им угрожала :70 .

Ватикиотис прибыл в Македонию в разгар восстания на Крите и по причине Критского восстания, через 2 года после его прибытия, в 1868 году, греко-османские дипломатические отношения были прерваны :138 . В условиях напряжённых греко-турецких отношений, получила турецкую поддержку болгарская схизма от Константинопольского Патриархата , в результате чего, стремившаяся к автокефалии болгарская церковь, заполучила султанский фирман 28 февраля 1870 года , который использовала для изгнания греческих, или верных Патриархату, священников, при помощи османской жандармерии, на территории Фракии и Македонии.

Ватикиотис писал греческому правительству из Салоник:

«<…> Эта война против греков архиереев является войной против здешнего Македонского эллинизма, и греческое правительство обязано использовать любое располагаемое им средство, во избежание этой величайшей опасности <…>»

Восточный вопрос вступил в новую фазу в 1875 году. Кризис начался с восстания в Герцеговине, перешёл в Боснию, а в апреле следующего года в Болгарию. В июне 1876 года Сербия объявила войну Турции. После первых успехов, сербы понесли поражения. Сербия запросила помощь у Греции, поддерживаемая в этом, по выражению современного английского историка Дакина «панславистами русскими». Греческое правительство, учитывая угрозы турок против греческого населения империи, ещё помня свой печальный опыт времён Крымской войны и отчуждённое от России в результате её новой, панславистской, политики :196 , и под давлением европейских держав, в особенности Англии, обещавшей Греции территориальные выигрыши в случае соблюдения нейтралитета, не стало ввязываться в войну :152 .

Нейтралитет вызвал протесты как в пределах Греции, так и греческого населения Османской империи :197 :153 .

На Константинопольском конгрессе (декабрь 1876), стала вырисовываться вероятность предоставления автономии Болгарии :198 , куда включались и территории с греческим населением. Это вызвало волнения среди греческого населения, которые возглавил митрополит Салоник Иоаким :155 .

В 1876 году, по указанию из Афин, Ватикиотис инструктировал греческих военачальников Олимпа воздержаться от выступления :197 .

В апреле 1877 года Россия начала военные действия против Османской империи.

Неудачи русских под Плевной укрепили позиции противников участия Греции в войне и греческие отряды в Македонии получили приказ рассредоточиться.

Ватикиотис со своего поста подбадривал греческое правительство, говоря, что население, включая славяноязычных сторонников Πатриархата, с радостью будет приветствовать вступление греческих войск в Македонию :199 . Тем более, писал Ватикиотис, что турки, зная, что греческие партизанские отряды уже вступили в Македонию, приступили к арестам видных греков, аналогично тому что они делали в 1869 году, во время Критского восстания . Турки, совершено обоснованно, подозревали, что греки организовали революционные комитеты, готовые действовать в удобный момент.

Согласно полученным инструкциям, Ватикиотис советовал комитетам ограничить действия, но, одновременно, стал поставлять им оружие :200 .

После взятия русскими Плевны, в декабре 1877 года, возобновилась сербо-турецкая война и сербы вновь обратились за помощью к Греции.

Ватикиотис в Салониках и консул Логотетис в Монастире , с помощью митрополита Иоакима и епископов Китра и Иериссос, стали координировать действия македонян на местах, согласно плану разработанного в Афинах . План предусматривал высадку отряда в регионе Олимпа , который должен был соединиться с местными бойцами, перейти реку Алиакмон и провозгласить восстание в регионах Верия - Науса (Иматия) и Эдесса .

Второй отряд должен был высадиться на полуострове Халкидики . Третий отряд должен был высадиться в устье Стримонаса и направиться к Неврокопи и Мелнику . Другие отряды, должны были перейти в Македонию из Фессалии и поддержать выступления в Козани и Кастории . План предусматривал развитие операций на север, вплоть до Охрида . Для обеспечения операций были созданы склады боеприпасов в городах Македонии, создана разведывательная сеть, с центром в Салониках :202 . Греческие консулы требовали у своего правительства срочных мер, чтобы упредить амбиции болгар :204 .

Однако греческое правительство не торопилось, что привело к его отставке в январе 1878 года. Новое правительство произвело мобилизацию. Греческая армия вошла в Фессалию, но уже вступило в силу русско-турецкое перемирие и после протеста европейских держав армия была отозвана :202 :156 .

Пиерийское и западномакедонское восстания

Сан-Стефанский мир подписанный в 1878 году игнорировал греческие интересы, предусматривал создание «Великой Болгарии», «которая», согласно Дакину, «сама не приложила особых усилий, для получения своей свободы» :205 , включение в новое государство греческих, с точки зрения греков, городов Македонии и Западного Причерноморья. Идеалы панславизма той эпохи поэтически говорили о том, что «От скал Афона вплоть до поморян ………… раскинулись владения славян» . Сан-Стефанский мир не включал скалы Афона (полуостров Халкидики ) в новое славяно-язычное государство , но греческое население других областей Македонии, принявшее участие во всех греческих революциях с 1770 года и жаждущее воссоединения с Грецией пришло в движение :157 . Сан-Стефанский мир вызвал протесты не только греков, но и сербов, которые заявляли, что сербское население и земли попадают под контроль другого государства. Ответом Петербурга было, что сербские интересы отходят на второй план, перед интересами России, которые требуют создание «Великой Болгарии» :206 . В январе 1878 года Македонский комитет в Афинах, состоящий из видных македонян, живущих в греческой столице, приступил к координации действий в Македонии :157 .

Набор добровольцев производился в основном в городе Аталанти, в квартале Новая Пелла , среди беженцев-македонян, обосновавшихся здесь после поражения греческого восстания в Македонии, в 1854 году . Комитет планировал высадку отрядов на полуострове Халкидики и в устье Стримонаса . В конечном итоге восстание было начато в регионе Олимп-Пиерия, с перспективой охвата Западной Македонии :203 :158 .

Выбор Пиерии объяснялся не только революционными традициями населения, но также доступом с моря и доступом с суши, через полу-автономную тогда Фессалию. План восстания был одобрен центральным Македонским комитетом, при секретном содействии Ватикиотиса и митрополита Иоакима :159 . «Временное Революционное правительство Македонии» было образовано 19 февраля 1878 года , в тот же день когда был подписан Сан-Стефанский мир . На следующий день в состав правительства был включён епископ Николай I Китрский . 22 февраля епископ Николай I Китрский провозгласил революцию в центре своей епископии, в Колиндрос, и вместе с военачальником В. Хостевасом с успехом атаковал турецкий гарнизон. «Временное правительство Македонии» издало прокламацию, которая обращалась к Великим державам и конкретно к консулам России, Франции, Англии, Германии, Италии и США в Салониках .

После первоначальных успехов повстанцев, вновь подошедшие османские войска 26 февраля вошли в Колиндрос. Епископ Николай Китрский поджёг сам кафедральный собор, чтобы святые реликвии не попали в руки турок. Сам город был сожжён турками :160 . В Западной Македонии повстанцы продолжили войну до подписания перемирия 19 апреля 1878 года. Многие военачальники продолжили военные действия на Олимпе и после перемирия и, не имея ни материальной ни моральной поддержки Греции, ушли в Фессалию.

Действия Ватикиотиса и митрополита Иоакима не остались незамеченными османскими властями. В апреле-мае 1878 года оба были временно отозваны в Афины и Константинополь соответственно :158 .

После Берлинского конгресса

Несмотря на поражение, которое сопровождалось разрушением сёл и резнёй, Пиерийское и Западномакедонскοе восстания усилили дипломатическую позицию Греции на Берлинском конгрессе. Ревизия Сан-Стефанского мира была предварительно обговорена секретным англо-русским соглашением от 18/30 апреля 1878 года . Греческая дипломатия, избегая максималистских требований, поставила себе целью на конгрессе получить от турок Крит и территориальные уступки в Эпире . Что касается Македонии и Фракии, основной задачей было не допустить их включение в состав нового болгарского государства, что совпадало с позицией и других европейских государств :207 .

По решениям конгресса, Греция получила незначительную коррекцию границ в свою пользу в Эпире и в Фессалии. Ревизия условий Сан-Стефанского мира , чему в определённой мере содействовало и Пиерийское восстание, оставила вопрос обудущем Македонии открытым до Балканских войн 1912—1913 годов :164 .

Ватикиотис вернулся к обязанностям консула в Салониках, где и умер через 3 года, в 1881 году .

Примечания

  1. Δημήτρης Φωτιάδης, Η Επανάσταση του 1821, εκδ. Μέλισσα 1971.
  2. Ι. Κ. Μαζαράκης Αινιάν, Ο Μακεδονικός Αγώνας, Δωδώνη Αθήνα 1981
  3. Κωνσταντίνος Α. Βακαλόπουλος, Επίτομη Ιστορία της Μακεδονίας, Τουρκοκρατία, εκδ. Αδελφών Κυριακίδη, Θεσσαλονίκη 1988
  4. Douglas Dakin . The Unification of Greece 1770—1923. — ISBN 960-250-150-2
  5. [Ян Коллар, Дочь Славы, Песня вторая, сонет 139, Хрестоматия по зарубежной литературе 19-го века, часть I, Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, Москва 1955]
  6. [Απόστολος Ε. Βακαλόπουλος, Νέα Ελληνική Ιστορία 1204—1985, Εκδόσεις Βάνιας ,Θεσσαλονίκη 2001, σελ. 277].
  7. от 17 января 2012 на Wayback Machine на английском
  8. [Απόστολος Ε. Βακαλόπουλος, Νέα Ελληνική Ιστορία 1204—1985, Εκδόσεις Βάνιας ,Θεσσαλονίκη 2001, σελ. 278].
  9. . Дата обращения: 10 января 2015. 10 января 2015 года.
  10. . Дата обращения: 10 января 2015. 2 июля 2013 года.
Источник —

Same as Ватикиотис, Константинос