Атсыз бен Увак
- 1 year ago
- 0
- 0
Нихаль Атсыз ( тур. Nihal Atsız 12 января 1905 , Кадыкёй , Стамбул , Османская империя — 11 декабря 1975 , Стамбул , Турция ) — турецкий писатель, поэт, публицист, политический и общественный деятель и крупнейший турецкий идеолог и теоретик пантюркизма . Нихаль Атсыз был горячим сторонником пантюркизма и выступал за объединение всех тюркских народов под одно государство Туран . За период своего творчества за свои ультраправые взгляды несколько раз был арестован, уволен. До конца своей жизни остался ярым последователем турецкого национализма .
Нихаль Атсыз родился в 12 января 1905 года в семье майора османского флота Мехмет Наиль Бея и домохозяйки Фатимы Зехры Ханым. Он закончил свое начальное образование в различных школах Кадыкёя , а окончательно среднее образование в . После школы поступил в военно-медицинскую академию. В это время стал приверженцем идеи тюркизма. Во время учёбы за постоянные разногласия и драки с другими студентами, придерживавшихся различных идеологий, а также за то что не отдал воинскую честь лейтенанту арабского происхождения (из Багдада ) Месуду Сурейя, Атсыз был исключён из училища 4 марта 1925 года, будучи на третьем курсе . После этого события в течение трех месяцев преподавал в . После небольшого перерыва поступил на педагогический факультет Стамбульского университета . Окончив университет, поступил в аспирантуру того же вуза. Его однокурсниками были такие знаменитые люди как Пертев Боратав Наили , , , . После окончании вуза был личным ассистентом Мехмета Фуата Кёпрюлю . Был старшим братом и духовным сыном знаменитого врача, историка и тюрколога Рыза Нура .
Нихаль Атсыз несколько раз был арестован за критику против Кемалистического режима и правлении Республиканской народной партии в Турции. Издавая журнал «Орхун» в одном из номеров допустил критику в адрес учебников истории, за что ему было запрещено издавать журнал решением Совета Министров. В марте 1944 года он опубликовал на страницах «Орхуна» открытое письмо тогдашнему премьер-министру Турции, в котором обвинял министерство образования в том, что оно потворствует левацким, коммунистически настроенным кругам, во главе которых стоял писатель Сабахаттин Али . Тем самым тюркисты как бы объявили идейную войну левым силам Турции. Такую же идейную войну левым Атсыз объявил позднее, в 1967 году. Тогда это были статьи, обвинявшие турецких левых в том, что они разжигают идеи сепаратизма на юго-востоке Турции с целью создания там коммунистического правления .
Нихаля Атсыза несколько раз обвиняли в расовой дискриминации, радикальном национализме и антисемитизме , которые привели к событию, произошедшему в 1934 году . Большинство аналитиков и исследователей межвоенного и послевоенного периода считают, что этому способствовал приход к власти ультраправых в Европейских странах и резкий рост антисемитизма на Европе , что повлияло также на соседнюю Турцию . Что касается предполагаемого антисемитизма Атсыза, то его взгляды претерпели значительную эволюцию. Если в 1930-х годах он высказывался в духе: "евреи - наше несчастье", то после создания Израиля Атсыз выражал своё одобрение и даже восхищение действиями израильских евреев, сумевших создать собственное государство, в котором современность успешно соединялась с сохранёнными национально-культурными традициями. [ источник не указан 829 дней ] К арабам же Атсыз не испытывал сочувствия и не считал, что турки должны каким-либо образом помогать им (см. в частности его статью "Пустые разговоры об "Исламском единстве"").
Профессор Джейкоб М. Ландау в своей книге «Изучение истории Османской империи и Турции» пишет: «Атсыз был большим поклонником расовых теорий нацистской Германии, неоднократно выражая некоторые из них в своих собственных работах в течение 1930-х и 1940-х годов (называя турок «господствующей расой»). В его статьях снова и снова утверждалось, что Пантюркизм может и должен быть достигнут военным методом».
Правительство Турции обвиняло Нихаля Атсыза в том, что он якобы тесно сотрудничал фашистскими и нацистскими политическими деятелями Европы (такими как Юлиус Штрейхер ), в поддержке установления в Турции прогерманского правительства и вступлении Турции во Вторую мировую войну на стороне стран оси . После этих скандалов началось знаменитое судебное дело Процесс расистов-туранистов в 1944 году. На самом деле эти обвинения в основном были фальшивыми и критики никаких доказательств привести не смогли. С тех пор 3 мая отмечается в тюркских странах как День тюркизма.
В 1932 году Атсыз начал выпускать журнал «Türkcü ve Köycü», среди авторов которого был и Заки Валиди . Это было одно из первых изданий в республиканской Турции, где пропагандировался тюркизм. Нихаль Атсыз написал много книг, статей, рассказов и стихов.
С 1952 по 1969 год Нихаль Атсыз работал сотрудником библиотеки соборной мечети Сулеймания в Стамбуле . На этот период жизни приходится создание наиболее важных его произведений в области литературы, истории и тюркизма. Нихаль Атсыз был разносторонне талантливым человеком. Он был крупным романистом, поэтом, публицистом, преподавателем, мыслителем, идеологом и пропагандистом тюркизма. Вся его деятельность в качестве преподавателя, писателя и поэта служила основной его задаче — утверждению идей тюркизма в обществе . Об этом говорят даже названия его наиболее популярных и известных романов: «Смерть серых волков» (1946) , «Серые волки оживают» (1949) , «Сумасшедший волк» (1958) .
Нихаль Атсыз умер от инфаркта (сердечный приступ) 11 декабря 1975 года. Он оставил после себя 7 крупных романов, 38 стихотворений, 30 научных трудов в области тюркской истории и литературы , 40 статей в Турецкой энциклопедии и около 450 статей в различных журналах.