Interested Article - Мехмед-бей Айдыноглу

Мехмед-бей Айдыноглу ( тур. Mübarizeddin Gazi Mehmed Bey Aydınoğlu ; умер 1334) — основатель династии и бейлика Айдыногуллары . Название бейлика происходит от имени отца Мехмеда, Айдына. Мехмед контролировал два порта на Эгейском море — Аясолук и Смирну . При Мехмеде был создан флот бейлика, и сын Мехмеда, Умур , начал заниматься пиратскими набегами на острова и греческое побережье Эгейского моря . Это заставило христианские державы, страдавшие от рейдов Айдынского флота, объединиться в антитурецкую лигу.

Мехмед-бей был первым среди тюркских беев того периода, который назвал себя гази («Воитель Веры»). В период правления Мехмеда бейлик посетил Ибн Баттута , оставивший хвалебные отзывы о Мехмеде и его сыновьях. Мехмед, как и его сын Умур , является одним из героев Дустурнаме — эпической поэмы османского историка XV века Энвери .

Биография

Образование бейлика

Мехмед-бей был сыном Айдына. Об этом эпониме династии ничего не известно, кроме того, что в летописи он назван « сатрап Ионии » и что у него было пятеро сыновей . Согласно историческим записям, Мехмед-бей впервые был замечен в бассейне реки Каистр (Малый Мендерес). Энвери, описавший в поэме Дустурнаме историю возникновения бейлика, считал, что вместе с зятем Ментеше -бея, Саса-беем, Мехмед совершил первые военные операции. Вместе Саса-бей и Мехмед захватили самые важные города региона . По словам Энвери, в 1308 году Мехмед завоевал Бирги, который стал его столицей . Надпись над главными воротами Большой мечети Бирги (Улу джами) гласит, что город был завоёван Мехмедом Айдыноглу в 707 году Хиджры (1307 год) . Считается, что Аясолук был захвачен под командованием Мехмеда 24 октября 1304 года, город был разграблен, часть населения была депортирована в , оставшиеся были убиты на месте . Захват Келеса тоже приписывается Мехмеду .

Но, описывая турецких правителей, Никифор Григора писал: «Магнезию, Приину и Ефес ещё прежде успел подчинить себе другой сатрап, Сасан». Он не упоминал Мехмеда . Энвери тоже писал, что на земли, в будущем ставшие бейликом Айдыногуллары, первым пришёл Саса-бей . Возможно, Бирги захватил не Мехмед, а Саса-бей, это произошло после того, как он поссорился с эмиром Ментеше, своим тестем . И именно Саса-бей занял Аясолук вскоре после ухода каталонцев . Мехмед-бей, как друг и союзник, поддерживал Саса-бея, против наёмников, привезённых византийцами. Но эта дружба и союз между двумя тюркскими беями длились недолго. Сразу после того, как каталонские наёмники ушли из региона, между Мехмедом-беем и Сасой-беем произошёл конфликт, итогом которого стала смерть Сасы-бея в 1310 году . Зависть или какая-то другая причина побудили Сасу-бея перейти к христианам, и он погиб в битве. Востоковед полагала, что после предательства Сасы-бея Мехмед присвоил себе заслугу завоеваний всех земель бейлика .

Традиционно считается, что к 1308 году Мехмед контролировал долины рек Каистр и Мендерес , к 1317 году он захватил верхнюю крепость Смирны, , а в 1328 году его сын завоевал и прибрежную крепость города . Таким образом, Мехмед-бей сформировал свой собственный бейлик на завоёванных землях, который был назван именем его отца .

Кадифекале (на горе) и Прибрежная крепость Смирны.

Согласно историческому введению в поэму Дустурнаме, Айдыниды были вассалами двух сюзеренов : от конийского султана Мехмед получил в удж «страну Айдын», также Мехмед и его четверо братьев назывались вассалами Гермияногуллары . Поль Лемерль полагал, что утверждение о зависимости от султанов Рума только стереотипная легенда, по которой у истоков каждого эмирата стояли сельджуки . Более вероятно, что Айдыноглу были вассалами могущественных эмиров Гермияна, и что они не получали землю в удж, а захватили её. Это согласуется с другими источниками . В то время Мехмед был субаши (офицером) войска бейлика Гермиян; и Мехмед, и Ментеше-беи подчинялись Гермианогуллары, а через них их сюзерену — государству Ильханидов . По османским хроникам Мехмед объявил себя независимым от Гермияногуллары и основал свой собственный эмират в 717 году Хиджры (1317 год) .

Правление

Эмир Мехмед разделил княжество между своими сыновьями. Он последовательно наделял землями своих четырёх старших сыновей, когда они достигали возраста восемнадцати лет .

  • Старший, Хызыр , получил Аясолук и . Это произошло в 1325 году, и Хызыр управлял Аясолуком до своей смерти в 1360 году. Сначала он был вассалом своего отца, а затем — младшего брата, Умур-бея.
  • Второй, родившийся в 709 году Хиджры Умур , получил Смирну . Также он получил верховную власть после смерти Мехмеда в 1334 году .
  • Третий, Ибрагим, получил Бодемию . Ибрагима Энвери называл Бахадур («храбрый»), а также писал нём как о жестоком человеке, всегда готовом уничтожать и жечь. Бодемия была идентифицирована с «большой деревней в районе Одемиш, наиболее часто называемой Bademiye » . Убит 17 января 1345 года при нападении вместе с братьями на порт Смирны .
  • Четвёртый, Сулейман, получил , расположенный на левом берегу Каистра , к северо-западу от горы Мессогис . Судя по надписи на его захоронении в Тире, после смерти своего отца он владел Тире до своей собственной смерти в 1349 году . В 1333 году Сулейман был женат на дочери бея Орхана . Историки полагают, что это второй бей Османского бейлика , Орхан Гази , или это Орхан Ментеше .
  • Пятый сын Иса ничего не получил, он остался с Мехмедом в Бирги, который являлся личной резиденцией Мехмеда и был столицей всех территорий Айдыноглу .

В 1333 году Айдын посетил Ибн Баттута , он побывал в Бирги, Аясолуке (Сельчуке) и Измире (Смирне) . «Султан» Мехмед Айдыноглу в это время укрылся от летней жары на близлежащей горе. Ибн Баттута видел Хызыра и Умура, которые были тогда у отца . Описания Ибн Баттуты дают картину богатства и благополучия беев Айдына .

Аясолук в правление Мехмеда возродился после резни 1304 года, он стал конкурентом Смирны, которая подвергалась нападениям и страдала от соперничества между византийцами и турками .

Пиратство

Мехмед построил суда и промышлял пиратством. Григора писал: «Турки, выстроив множество кораблей, не только стали нападать на острова, находящиеся в Эгейском море и за ним, но стали также захватывать и грабить купеческие корабли. Они часто пускались в Средиземное море, как будто оно принадлежало им, не встречая ни в ком сопротивления» . Сначала набегам подвергались все христианские территории, которые были достижимы для судов Айдынидов: и византийские земли, и латинские герцогства Архипелага и Мореи, и колонии Венеции и Генуи, и христианские торговые суда. Но в 1329 году Мехмед согласился заключить договор с новым византийским императором Андроником III Палеологом . Андроник подписал мирное соглашение с Мехмедом и эмиром Сарухана . Цель этой договорённости — нейтрализовать эмираты, чтобы более эффективно противостоять османам (1329) . Умур не одобрял договор, заключённый отцом, потому что теперь ему приходилось избегать нападений на византийские территории . Таким образом, под удар рейдов Айдынидов попадали лишь земли и корабли латинян. Пиратская деятельность приморских эмиратов Айдына, Карасы , Сарухана и Ментеше беспокоила католические державы Средиземноморья. В 1332 году начала складываться Лига христианских держав. В сентябре 1332 года Византийский император Андроник III был приглашён принять участие вместе с венецианцами и рыцарями Родоса в формировании военно-морской лиги. Антитурецкая лига окончательно была сформирована в 1334 году в Авиньоне. Византия поначалу не отказалась от вступления, однако никакого участия в военных действиях против Умура не принимала. Между тем ситуация ухудшилась. В 1332 и 1333 годах сын Мехмеда, Умур начал свои первые пиратские операции в Эгейском море и заявил о себе как о самом опасном морском противнике. Поэтому первоочередной военной целью лиги должен был стать порт Смирны, бывший отправной точкой для экспедиций Умура . Знамя бейлика — чёрное колесо на красном поле — наводило ужас на соседние христианские государства .

Мехмед-бей умер в начале 1334 года, через несколько месяцев после визита Ибн Баттуты и до активных действий лиги. Он упал в воду во время охоты и заболел, затем умер, но перед смертью заявил сыновьям, что хочет видеть своим преемником второго сына Умура . Похоронен Мехмед, как и его сыновья Умур, Ибрагим и Иса, в тюрбе Мехмеда-бея в Бирги .

Личность и память

Во время приезда Ибн Баттуты в Бирги, столицу эмирата, султан Мехмед находился в летней резиденции в горах, спасаясь от жары. Ибн Батута так описывает увиденное им во дворце богатство эмира :

Пройдя через большие ворота и приближаясь ко входу во дворец, мы увидели около двадцати слуг. На них были шёлковые одежды… Поднявшись по длинной лестнице, мы вошли в зал внушительных размеров. В центре зала был бассейн, по краям которого были установлены бронзовые изваяния львов, открытые пасти которых извергали потоки воды… Для нас принесли золотые и серебряные чаши с шербетом, ложки так же были из золота и серебра. Шербет подавали так же в посуде из фарфора .

Когда Ибн Баттута покидал Бирги, Мехмед-бей подарил ему 100 динаров, 1 тысячу дирхемов, греческого раба и халат . Ибн Баттута так охарактеризовал Мехмеда: « один из лучших государей, самый щедрый и самый выдающийся» .

Мехмет-бей оказывал поддержку учёным. По его заказу между 1312 и 1319 годами на тюркский язык была переведена с арабского Qisas al-anbiya ( араб. قصص الأنبياء ‎ — Сказания о пророках, автор — Ас-Саалиби ). Это самая ранняя известная анатолийская турецкая версия историй доисламских пророков, а также одно из самых ранних произведений литературы на староанатолийском языке . Примерно тогда же были переведены с персидского Tadhkirat al-awliya перс. تذکرة الاولیا ‎ — Биографии святых, автор Аттар ). Оба эти перевода были выполнены одним и тем же переводчиком. Оба перевода были посвящёны Мехмеду-бею, кроме того, перевод Tadkkirat al-awliya после некоторых правок был представлен и посвящён Умуру-бею . Ибн Мелек Фириштеоглу был сыном Абдулатифа Изеддина Фириште, известного кади и собирателя толкований Корана. Абдулатифа Изеддина Ибн Баттута упомянул в рассказе о посещении бейлика и описал как „набожного и добродетельного“. Абдулатиф переехал в бейлик по приглашению Мехмеда-бея, а Ибн Мелек многие годы преподавал в медресе в Тире, которое было потом названо его именем. Сыновья Мехмеда-бея Иса, Сулейман и Хызыр обучались у Ибн Мелека. Османский историк XVI века Ташкопрюзаде писал, что Ибн Мелек учил и самого Мехмеда-бея, но это сомнительно. Ибн Мелек составил рифмованный тюркско-арабский словарь .

От сына Джелаладдина, Султана Валада , Мехмед-бей получил титул „Вождь борцов за веру“ . Внук Джелаладдина Руми Улу Ариф Челеби предпринял поездку в княжества Гермиян, Ментеше и Айдын и встречался в Бирги с Мехмедом-беем . Мехмед построил в Бирги мечеть и медресе . Надпись над главными воротами Большой мечети Бирги (Улу джами) гласит, что мечеть была построена Гази Мехмедом Айдыноглу в 712 году Хиджры (1312 год) . Он был первым среди тюркских беев того периода, назвавшим себя гази („Воитель Веры“). К 1330 годам уже и эмир Ментеше, и Орхан в надписях величали себя „Султанами гази“» .

Мамлюкский историк Шихабуддин аль-Умари (1301—1349) писал, что «сын Айдына — воин за веру, который имел 300 крепостей и 70 тысяч всадников» и что он «постоянно сражался с греками и франками на море» .

Примечания

  1. , с. 25.
  2. , p. 143.
  3. , p. 144.
  4. , p. 104.
  5. .
  6. , p. 22.
  7. , p. 205.
  8. , p. 23.
  9. , p. 19.
  10. , p. 26—27.
  11. , p. 28.
  12. , p. 34.
  13. , p. 146.
  14. , p. 198.
  15. , p. 35.
  16. , p. 36.
  17. , Du Sultan de Birgui.
  18. , p. 163.
  19. , Du Sultan de Birgui.
  20. , p. 145.
  21. , с. 519.
  22. , p. 131.
  23. , p. 172.
  24. , p. 197—198.
  25. , p. 105.
  26. , p. 37.
  27. , § 3. Развитие военно-политической и социально-экономической ситуации в Малой Азии после исчезновения государства Сельджуков и ухода монголов.
  28. , p. 133.
  29. , p. 201-202.
  30. , p. 59.
  31. .
  32. , p. 129.
  33. , p. 22—23.
  34. , с. 30.

Литература

Ссылки

  • . .
  • . UNESCO HERITAGE OF WORLD TURKEY . www.howturkey.com. Дата обращения: 18 июня 2018.


Источник —

Same as Мехмед-бей Айдыноглу