Interested Article - Салоникская резня
- 2021-04-29
- 2
Салоникская резня — массовое убийство местных мирных жителей в Салониках римскими войсками. Большинство источников склоняются к тому, что резня произошла в 390 году. Наиболее вероятной причиной было убийство римского чиновника во время городского бунта, который, вероятно, был вызван арестом местного возничего за сексуальное насилие . Народ потребовал его освободить, однако власти отказались исполнять требование. Когда большое количество граждан собралось на местном ипподроме , имперские войска, которые, возможно, вышли из-под контроля, убили по меньшей мере 7000 человек.
Современные историки с трудом разбираются в деталях резни и её последствий, поскольку нет никаких свидетельств об этом событии, относящихся к тому времени. Наиболее ранние труды церковных историков, содержащие самые записи о произошедшем, датируются V веком. Многие факты противоречат друг другу, а некоторые из них имеют сомнительную надёжность. Языческие историки поздней античности вообще не писали о резне. Большинство дошедших до нас записей изображают события, сосредоточив внимание на моральной перспективе, а не на исторических и политических деталях. Из-за этого трудно отличить факты от легенды. Продолжаются споры о том, когда это произошло, кто был ответственен за это, какова была мотивация и какое влияние это оказало на последующие события.
Большинство учёных сходятся во мнении, что император Феодосий Великий сыграл какую-то роль в приказе или разрешении резни, хотя другие утверждают, что солдаты вышли из-под контроля. Исторически сложилось так, что Феодосий взял ответственность на себя, и именно тогда в дело вмешался Амвросий Медиоланский , епископ Миланский . Амвросий отсутствовал при дворе, когда происходили эти события, и хотя он и был одним из многих советников Феодосия, он не входил в консисторию (ближайший консультативный совет Феодосия). Амвросий получил большую часть своей информации о Феодосии через информатора, и после того, как узнал о событиях, написал Феодосию письмо, в котором говорилось, что императору необходимо раскаяться за резню, добавив далее, что императору Феодосию будет запрещено принимать Евхаристию , пока он этого не сделает. И, похоже, Феодосий решил прислушаться к Амвросию.
Предыстория
Феодосий I, также известный как Феодосий Великий, стал императором в 379 году. Предыдущий император Валент погиб вместе с большей частью восточной армии в битве при Адрианополе , оставив империю уязвимой для варваров . Феодосию было 32 года, когда он вступил на престол с многолетним опытом военного руководства за плечами, но обстоятельства в империи складывались не в его пользу. Римское общество становилось менее городским и более сельским, средний класс испытывал всё большее напряжение, а положение бедняков было ужасным. Имела место угроза немецкого вторжения на римскую территорию :12 .
Амвросий был назначен епископом Милана в 376 году, в том же году, когда 16-летний Грациан стал императором. До того, как Амвросий стал епископом, он был выборным должностным лицом римского правительства, магистратом и губернатором Эмилии-Лигурии в северной Италии . В 374 году умер епископ Милана Авксентий. Конфликт в Миланской епархии между никейскими христианами и арианами и вероятность возмущения следующим епископом, побудили Амвросия собрать войска, отправиться на место выборов и поговорить с людьми. Его выступление было прервано призывом: «Амвросия в епископы!» которое было подхвачено всем собранием :16 :218 . Он отказался от должности и бежал в дом сослуживца, полагая, что он не подходит, так как ещё не был крещён :16 . Но император Грациан написал ему письмо, в котором призвал прислушаться к мнению римского народа. В течение недели Амвросий был крещён и рукоположён во епископа Милана :90 .
Будучи епископом, он вёл аскетический образ жизни, жертвовал свои деньги бедным, а свою землю церкви, за исключением только того, что требовалось для обеспечения его сестры Маркеллины :9 . Ко времени Салоникской резни Амвросий был епископом 16 лет и за время своего епископства видел смерть трёх императоров до Феодосия. Это событие вызвало серьёзные политические волнения, но Амвросию удалось удержаться на своём месте :xxiv . Феодосий же был императором 11 лет, и за это время уладил войны с готами , выиграл две гражданские войны и во время волнений также смог удержаться на посту .
События
Точная дата резни неизвестна, но источники в основном относят её к весне или лету 390 года .
Местный возничий попытался изнасиловать виночерпия , по другим данным — слугу-мужчину в таверне или , командующего гарнизоном Иллирии , в который входили Салоники :93, 94 . Бутерих арестовал его и посадил в тюрьму :93 . Население потребовало освободить возничего, однако власти не исполнили требование :216, 217 .
Бутерих был линчеван толпой горожан. Феодосий решил, что было необходимо продемонстрировать свой гнев, и когда жители Салоников собрались на ипподроме своего города, вмешались имперские войска, которые, возможно, вышли из под контроля. За три часа было убито по меньшей мере 7000 человек .
Амвросий был в ужасе от произошедшего. В своём письме императору Амвросий упрекнул Феодосия за кровопролитие. Кроме того, Амвросий поклялся отказать ему в евхаристии до тех пор, пока император не проявит должного раскаяния . Император раскаялся и был допущен к причастию в день Рождества 390 года, после восьмимесячной епитимьи .
Источники
Многие современные учёные скептически относятся к этой истории :215 . Существует ограниченное количество сохранившейся языческой литературы того периода, но в ней вообще нет упоминания о резне в Салониках . Самая большая проблема, по словам английского историка , заключается не в отсутствии информации, а в том, что история резни в Салониках почти сразу же вошла в искусство и литературу как легенда .
Самые ранние упоминания резни были написаны церковными историками в V веке :216 :90 . Некоторые факты из этих источников противоречат друг другу, и не могут использоваться как единая картина произошедшего :216 :96 .
Созомен написал « Церковную историю » около 442 года. Она включает в себя подробный отчёт о событиях, который считается наиболее достоверным :216-219 . Феодорит Кирский написал самый длинный, но и наиболее противоречивый отчёт :219-221 :90-91 . Эти события произошли при жизни Руфина Аквилейскиого , но его « История церкви » содержит лишь краткое и несколько запутанное описание событий :221-223 :90-91 .
, личный секретарь Амвросия, написал биографию Амвросия в пятом веке, « Жизнь Амвросия ». В её седьмой главе обсуждается резня, но исключительно с точки зрения Амвросия. Есть также два прямых источника от Амвросия, но они не содержат описания резни. Августин Гиппонский упоминает о резне в своем труде пятого века « О граде Божьем », но лишь вкратце. Есть также шесть ещё более поздних историй, но они используют произведения пятого века в качестве источников и, как следствие, не могут привнести в историю ничего нового :90-91 .
Примечания
- Hebblewhite, Mark. Theodosius and the Limits of Empire. — illustrated. — Taylor and Francis, 2020. — ISBN 978-1-3515-9476-9 .
- ↑ Ramsey, Boniface. Ambrose. — reprint. — Psychology Press, 1997. — ISBN 978-0-4151-1842-2 .
- Paulinus of Milan. . — Arx Publishing, 2020. — P. 8–10. — ISBN 978-1-9352-2819-6 .
- Wilken, Robert Louis. . — unabridged. — Yale University Press, 2003. — ISBN 978-0-3001-0598-8 .
- Attwater, Donald; John, Catherine Rachel (1993), The Penguin Dictionary of Saints (3rd ed.), New York: Penguin Books, ISBN 978-0-14-051312-7
- ↑ McLynn, Neil B. 3. Ambrose and Gratian // Ambrose of Milan: Church and Court in a Christian Capital. — Univ of California Press, 2014. — ISBN 978-0-5202-8388-6 .
- Ambrose. . — Catholic University of America Press, 1963. — P. ix. — ISBN 978-0-8132-0044-6 .
- Williams, Stephen. / Stephen Williams, Gerard Friell. — illustrated, reprint. — Yale University Press, 1995. — P. . — ISBN 978-0-3000-6173-4 .
- ↑ Washburn, Daniel. 18 The Thessalonian Affair in the Fifth Century Histories // Violence in Late Antiquity Perceptions and Practices. — Ashgate, 2006. — ISBN 978-0-7546-5498-8 .
- ↑ Doležal, Stanislav (2014). "Rethinking a Massacre: What Really Happened in Thessalonica and Milan in 390?". Eirene: Studia Graeca et Latina . Czech Academy of Sciences . 50 (1—2). ISSN .
- Sozomenus, Ecclesiastical History 7.25.
- ↑ 3.From Jovian to Theodosius // The Cambridge Ancient History, Late empire, A.D. 337-425. Volume 13. — Cambridge University Press, 1998. — P. 108. — ISBN 978-1-1390-5440-9 .
- Larson, C. W. R. " от 17 июня 2022 на Wayback Machine ." Studia Patristica 10 (1970): 297-301.
- . — Westminster Press, 1956. — ISBN 978-0-6642-4154-4 .
- 2021-04-29
- 2