Interested Article - Шаамирян, Шаамир Султанум
- 2020-10-07
- 1
Шаамир Султанум Шаамирян ( арм. Շահամիր Սուլթանում Շահամիրյան ; 1723 , Исфахан — 1798 , Мадрас , Британская Индия ) — армянский общественный деятель, писатель и просветитель.
Биография
Предки Шаамира Шаамиряна происходили из области Нахичевань Восточной Армении, откуда были депортированы в Персию шахом Аббасом в 1605 году. Родился Шаамир Шаамирян в 1723 году персидском городе Новая Джульфа , основанном в 1605 году нахичеванскими армянами. Переселился в Индию , где после долгих странствований окончательно поселился в Мадрасе . Занимаясь сначала ремеслом портного, потом торговлей драгоценными камнями, стал одним из состоятельных людей Мадраса . Став богатым купцом, вёл торговлю в Индии . В 1770 — 90 годах возглавлял армянский патриотический кружок в Мадрасе , членом которого был Мовсес Баграмян , и основанную им в 1771 году типографию.
Шаамирян развивал идею освобождения Армении от иранского и турецкого господства посредством народной революции, утверждал, что лишь в союзе с Россией Армения может обрести и сохранить национальную самостоятельность. Его Мадрасским политическим кружком была разработана «Южная программа» будущего устройства Армении , как альтернатива «Северной программе», разработанной армянами России Лазаревым и Аргутинским . В «Южной программе» основная роль в борьбе против турецко-иранского господства отводилась карабахским меликам . При всей разности программ «северян» и «южан», их объединяло то, что освобождение Армении должно произойти при помощи русской армии, а будущее армянское государство должно находиться в вечной дружбе с Россией . Шаамирян также считал царя Грузии Ираклия II потенциальным союзником в деле освобождения Армении . По этой же причине в предложенной Шаамиряном республиканской конституции указывается, что член старых армянских царских династий может быть избран лидером Армянской республики пожизненно. Ираклий был членом династии Багратионов, связанной с династией Багратидов, которая в средном веке правила Армению. Ираклий, отвечая на предложения Шаамиряна, наградил его титулом князя и пожаловал ему область Лори . Шаамирян рассматривал Лори как возможное ядро будущей армянского государства .
Будучи одним из лидеров армянского национально-освободительного движения, Шаамирян объединил вокруг себя представителей интеллигенции, стоявших на республиканско-демократических позициях. В публицистическом труде «Западня честолюбия» Шаамир изложил республиканские принципы, которые должны стать основой государственного строя будущей свободной Армении попутно подвергнув критике феодально-монархические порядки. На титульном листе труда «Западня честолюбия» помечено 1773 год, хотя в действительности книга была опубликована позже в 1787/88 году. И «Западня честолюбия», и «Новая книга, называемая увещеванием» были опубликованы под именем сына и соратника Шаамира Шаамиряна Акопа (умершего в 1774 году в Малакке), хотя автором «Западня честолюбия», за исключением введения, был сам Шаамир Шаамирян . Вопрос об авторстве труда «Новая книга, называемая увещеванием» является более спорным. Согнасно одну мнению, «Новая книга, называемая увещеванием» была написана Мовсесом Баграмяном, а по другой версию—Акопом Шаамиряном .
Действия Шаамиряна и его соратников вызвало неодобрение армянского католикоса Симеона I Ереванского , который считал либеральные и светские идеи мадрасской кружки угрозой авторитету церкви . В 1776 году Симеон публично осудил и отлучил от церкви Мовсеса Баграмяна и написал предостерегающее письмо Шаамиряну, приказав ему закрыть мадрасскую типографию и уничтожить существующие экземпляры книги Баграмяна «Новая книга, называемая увещеванием» . Деятельность мадрасской типографии прекратилась до смерти католикоса Симеона в 1780 году . В 1783 году была опубликована книга, написанная Шаамиряном «Ншавак», которая представляла собой предложенную общинную конституцию для армянской общины Мадраса по «республиканскому» принципу .
Умер Шаамир Шаамирян в 1798 году . Оставил в наследство 52 миллиона золотых франков и многочисленные владения, в том числе фабрики и табачные плантации в Малакке .
Сочинения
- Западня честолюбия. Мадрас, 1788-89 (на титульном листе помечено 1773)
- Ншавак. Мадрас, 1783
Примечания
- , p. 8.
- С. В. Востриков // Карабахский кризис и политика России на Кавказе // Общественные науки и современность 1999 • № 3
- (арм.) . hy.wikisource.org . Дата обращения: 27 июня 2023. 13 июня 2023 года.
- ↑ , с. 138-139.
- , p. 66.
- , pp. 71-72.
- , pp. 69-71.
- , p. 73.
- , pp. 74-75.
- , p. 146.
- , с. 111.
Литература
На английском языке
- Aslanian S. D. // Bazmavep. — 2002. — Vol. 160, no. 1–4. — P. 5—81.
- Hacikyan A. J. The Heritage of Armenian Literature: From the Eighteenth Century to Modern Times / A. J. Hacikyan, G. Basmajian, E. S. Franchuk, N. Ouzounian. — Detroit : Wayne State University Press, 2000.
- Oshagan V. Modern Armenian Literature and Intellectual History from 1700 to 1915 // The Armenian People from Ancient to Modern Times / Richard G. Hovannisian. — Detroit : Macmillan, 1997. — Vol. II.
На армянском языке
- Չոբանյան Պ. Ա. Հայ-ռուս-վրացական փոխհարաբերությունները ԺԸ . դարի երկրորդ կեսին. — Ս․ Էջմիածին : Մայր Աթոռ Ս․ Էջմիածնի հրատարակչություն, 2006.
- // . — Ереван, 1982. — С. 417—418. — (Հայկական սովետական հանրագիտարան = Армянская советская энциклопедия : в 13 т. / В. А. Амбарцумян ; 1974—1987, т. 8). — 100 000 экз.
- // . — Ереван, 1982. — С. 647. — (Հայկական սովետական հանրագիտարան = Армянская советская энциклопедия : в 13 т. / В. А. Амбарцумян ; 1974—1987, т. 8). — 100 000 экз.
- Շահամիրյան Հ. . — Թիֆլիս : Ն․ Աղանեան, 1913.
- Խաչատրյա Պ. Մ. Շահամիրյանները և Մայր Աթոռ Սուրբ Էջմիածինը // Հայ գրականությունը և քրիստոնեությունը / Ա․ Եղիազարյան. — Երևան : ՀՀ ԳԱԱ «Գիտություն» հրատարակչություն, 2002. — P. 111—123.
Ссылки
- 2020-10-07
- 1