Сирин, Александр Вячеславович
- 1 year ago
- 0
- 0
Абу́ Бакр Муха́ммад ибн Сирин аль-Басри́ ( араб. أبو بكر محمد بن سيرين البصري ; 653 , Басра — 729 , Басра ) — мусульманский богослов из поколения табиинов , знаток хадисов , правовед , комментатор Корана и толкователь снов.
Мухаммад ибн Сирин родился во времена правления халифа Усмана . Его мать звали Сафийа. Она была вольноотпущенницей Абу Бакра . Его отец Сирин был вольноотпущенником другого известного сподвижника Анаса ибн Малика . Он попал в плен в местечке Айн ат-Тамр, недалеко от Куфы , где жил и работал до начала войны между Омейядским халифатом и Персией.
Был воспитан в аскетичном духе раннего ислама и обучался религии у тридцати известных сподвижников пророка Мухаммеда , таких как Зейд ибн Сабит , , Анас ибн Малик , Абу Хурайра , Абдуллах ибн Аббас и Абдуллах ибн Умар . Обладая прекрасной памятью, он знал наизусть много хадисов и считался имамом в этой области. Он передавал хадисы со слов Аиши , Анаса ибн Малика , Зейда ибн Сабита , Хасана ибн Али , Абу Хурайры , Ибн Аббаса , , , , Хузайфы ибн аль-Ямана , Абу Саида аль-Худри и Абу ад-Дарды . Он также пересказывал хадисы со слов многих известных табиев. В свою очередь с его слов хадисы передавали такие ученые, как Амир аш-Шааби , аль-Аузаи , Давуд ибн Абу Хинд, Абу Айюб, Асим ал-Ахвал, , Джарир ибн Хазим, Ибн Аун, Мукатиль ибн Сулейман , Халид аль-Хазза и другие .
При жизни ученого науках о хадисах находилась в стадии становления, и его взгляды оказали большое влияние на методологию хадисоведов. Он настаивал на необходимости проявлять осторожность при передаче хадисов, уделяя внимание каждой букве в тексте сообщения. Особое внимание Ибн Сирин уделял иснаду, то есть цепочке передатчиков хадиса. С его слов передают следующее высказывание: «В первое время люди не спрашивали иснад хадиса. Но после того, как среди мусульман распространилась смута, люди стали принимать хадисы от приверженцев Сунны и не принимали их от еретиков» . Он также говорил: «Поистине, эти знания — религия, так смотрите же, от кого вы берете вашу религию» . Мухаммад ибн Сирин также известен как знаток мусульманского права и тафсира. Он был комментатором Корана второго поколения и обучался тонкостям тафсира у самого Ибн Аббаса . сказал о нём: «Я не видел более грамотного в вопросах богобоязненности и более богобоязненного в вопросах права, чем Ибн Сирин» .
Мухаммад ибн Сирин был невысокого роста и плотного телосложения. Он был известен своей аскетичностью и набожностью. Абу Бакр ибн ‘Абдаллах ал-Музани сказал: «Кто хочет посмотреть на самого набожного человека этого времени, пусть посмотрит на Мухаммада ибн Сирина. Клянусь Аллахом, мы не встретили никого, кто был бы набожнее его» . Суфьян ибн Уяйна сказал: «В Куфе и Басре не было такого набожного человека, как Мухаммад ибн Сирин» .
Ибн Сирин отличался мягким нравом и любил красиво пошутить. По ночам он много плакал, а днем всем улыбался. Он много молился и постился через день . Рассказывают, что он никогда не повышал тон в присутствии своей матери и разговаривал с ней шепотом. Зарабатывая на жизнь ремеслом, он всегда рассказывал покупателям о недостатках своего товара. У него было 30 сыновей и 11 дочерей, но все, кроме его сына ‘Абдаллаха, скончались до него . Как-то он сказал о самом себе: «Ни в религиозных, ни в мирских вопросах я никому не завидовал. Это одна из самых больших милостей, оказанных мне Всевышним Аллахом» .
О щедрости Ибн Сирина ходили легенды. Он регулярно помогал беднякам и выплачивал их долги. Перед его домом всегда был привязан мул, которого каждый мог одолжить, не спросив разрешения у хозяина. Он любил принимать гостей у себя дома и лично прислуживал каждому, кто навещал его. Однажды он попал в тюрьму из-за того, не смог расплатиться за купленный товар. Он купил масло, но затем увидел в одном из бурдюков мышь. Тогда он вылил все масло, считая, что эта мышь находилась в маслобойне. Тюремный надзиратель предложил ему по ночам идти домой, а по утрам возвращаться обратно, но Ибн Сирин не согласился и сказал: «Клянусь Аллахом, я не стану помогать тебе предавать правителя» . Пока он находился в тюрьме, скончался Анас ибн Малик. Анас завещал, чтобы его тело омыл Мухаммад ибн Сирин. Тогда он был отпущен из тюрьмы. Он омыл тело Анаса ибн Малика и совершил заупокойную молитву за него .
Мухаммад ибн Сирин скончался в 729 г. После смерти у него остался долг в размере 30000 дирхемов, который выплатил его сын ‘Абдаллах . Он скончался спустя всего 100 дней после кончины аль-Хасана аль-Басри и был похоронен рядом с ним .