Домашняя канарейка
- 1 year ago
- 0
- 0
Паназиати́зм (также азиатизм ) — , призывающее к единению , интеграции и гегемонии азиатских народов .
Паназиатские идеи появились в Японии еще в начале XX века . После успешной модернизации Японии в эпоху Мэйдзи , многие японские мыслители стали выражать солидарность с азиатскими народами, страдающими под пятой и колониализма . Первыми сторонниками паназиатской идеи в Японии стали Токити Таруи (1850-1922), который выступал за объединение Японии и Кореи для совместной обороны от европейских держав , и Кентаро Ой (1843-1922), который пытался создать внутреннее конституционное правительство в Японии и провести реформы в Корее. Усиление интереса к проблемам других народов Азии проявилась в научном интересе к культуре, религиям и языкам Индии . В 1899 году, в Токийском императорском университете была открыта кафедра санскрита и кави , а в 1903 году - кафедра сравнительного религиоведения. В 1900 году, индийскими студентами в Японии была основана Восточная молодежная ассоциация. Их антибританская и антиколониальная деятельность вызвала ужас у правительства доминиона после репортажа в лондонском Spectator . Победа в русско-японской войне вызвала укрепление паназиатизма в массовом сознании японского народа. Так же, интерес к паназиатизму после этих событий проявили Рабиндранат Тагор , Шри Ауробиндо и Сунь Ятсена .
Так же, паназиатистом был Тотен Миядзаки, соратник Сунь Ятсена и японский республиканец . Критиком европейского колониализма и империализма был так же Окакура Какудзо (1862-1913), который видел в нём «разрушение красоты и гармонии». Он выступал за борьбу объединенной Азии против европейской цивилизации .
Наибольшую распространенность получил в Японской империи в эпоху правления императора Сёва . Одним из идеологов паназиатизма являлся Икки Кита .
Наибольший расцвет паназиатизма пришёлся на период Второй мировой войны . Японская пропаганда в рамках идеи Великой восточноазиатской сферы взаимного процветания насаждала паназиатскую идеологию на азиатских территориях, оккупированных японскими войсками . Для большей эффективности Япония поспособствовала образованию на этих территориях де-юре независимых государств, таких как государство Бирма , Маньчжоу-го , Азад Хинд и так далее. Главный паназиатский лозунг — Азия для азиатов — призывал к борьбе коренных азиатских народов против британского и американского колониализма.
В советских источниках паназиатизм неизменно ассоциируется с японским милитаризмом и империализмом. Так, словарь Ушакова характеризует понятие «паназиатизм» как:
… политику японского империализма , пропагандирующую идею «Азия для азиатов» с целью оправдания захватнических войн в Азии .
Сунь Ятсен был сторонником деколонизации Азии и рассматривал вариант объединения Азии, однако осуждая японские проекты. Один из китайских коммунистических идеологов , Ли Дачжао , так же выступал за освобождение азиатских народов и создание «великого азиатского союза» на условиях равноправия .
Смыкающийся с туранизмом вариант паназиатизма существует в Турции , причем турецкие паназиатисты во многом сочувствуют действиям Японии в ходе Второй Мировой войны . В современной России концепции паназиатизма придерживается Ясеневистский Красно-Зеленый Фронт.