Американо-иранский конфликт (с 2019)
- 1 year ago
- 0
- 0
Иранский национализм ( перс. ملیگرایی ایرانی )— светская идеология политических и общественных движений, а также отдельных граждан, определяющих свою национальную принадлежность как иранцы, основанная на любви к иранской культуре , иранским языкам и истории , а также чувстве гордости за Иран и иранский народ . В то время как национальное самосознание в Иране можно проследить на протяжении веков, иранский национализм получил распространение главным образом с XX века . Во многом близок к паниранизму , но не полностью синонимичен ему.
Во время правления династии Пехлеви (1925—1979) иранский национализм активно поддерживался правительством как альтернатива просоветским левым , прозападным либеральным и исламистским настроениям. После иранской революции 1979 года и установления Исламской Республике Иран иранский национализм лишился государственной поддержки и стал во многом идеологией оппозиционно настроенной по отношению к режиму аятолл части иранского общества. Всплеск национализма произошёл после .
Идея Ирана как религиозной, культурной и этнической реальности восходит к концу VI в. до н. э. Как политическая идея, она впервые появилась в двадцатых годах III в. н. э. как неотъемлемая черта сасанидской пропаганды .
Иран III века был потрясён конфликтом между универсализмом и национализмом , который наиболее ярко проявился в религиозной и культурной сфере. Исход этого конфликта хорошо известен: манихейский универсализм уступил национализму зороастрийских магов . Иранская идентичность, которая до этого момента по существу состояла из культурного и религиозного характера, приобрела определённую политическую ценность, ставя Персию и персов в центр Эраншахра , иными словами, в центр государства. Эта идеология становилась всё более и более подчёркнутой в течение сасанидского периода, достигнув своего апогея в долгое правление Хосрова I (531—579). Конечно, экономические и социальные факторы способствовали победе более сильных классов в обществе, которое основывалось главным образом на сельском хозяйстве, а именно на классах аристократов - землевладельцев и воинов и магах (духовенстве) .
Иранская идентичность оказалась под угрозой после падения империи Сасанидов и завоевания Ирана арабами - мусульманами . Шуубия — отрицание исключительных прав арабов на господство в халифате и привилегированное положение в умме — во многом стала реакцией персидских мусульман на растущую арабизацию ислама в IX и X веках на территории современного Ирана. В первую очередь это касалось сохранения персидской культуры и защиты персидской идентичности. Некоторые из известных иранских деятелей шууби — Башшар ибн Бурд , Исмаил Нисаи, Зейад-э-Аджам, Хиссам ибн Ада, Абулхассан Али Мадаини, Абу Хатам Саджестани, Ибрахим ибн Мамшад и Абу Абдулла Мухаммед Марцбани. Многие считают поэтом-шууби и Фирдоуси .
Термин « иранское интермеццо » (от итал. intermezzo — «промежуточный») представляет период в истории Ближнего Востока , когда в IX—XI веках к власти на Иранском нагорье пришли различные местные мусульманские династии иранского происхождения ( персы , курды , дейлемиты ). Этот период заслуживает внимания, поскольку был промежуточным звеном между упадком арабского правления и власти Аббасидов и появлением турок-сельджуков в XI веке. Иранское возрождение проявилось в возрождении иранского национального духа и культуры в исламской форме .
Иран восстановил своё политическое единство и получил новую отчётливую религиозную идентичность при Сефевидах . Шиизм стал официальной государственной религией и отныне играл важную роль в этно-религиозной идентичности иранского народа. Кроме того, подъём империи Сефевидов совпал с подъёмом соседних государств, Османской империи в Западной Азии и Северной Африке (и, что наиболее важно, на протяжении веков являвшейся главным геополитическим и идеологическим соперником Ирана), империи Моголов в Индии и Бухарского ханства в Средней Азии , придерживающихся суннизма . Формирование этих политических образований помогло сформировать отчётливую иранско-шиитскую политическую идентичность. Это также помогло расширить гегемонию персидского языка в большей части исламского мира . Персидская литература , кроме Ирана и подконтрольных ему территорий, простирающихся от Северного Кавказа до Персидского залива , распространилась на Анатолии , Среднюю Азию и Индийский субконтинент .
В конце XVIII в истории Ирана начинается эпохи Каджаров , на которую и пришлось начало современного иранского национализма. Современное иранское национальное движение началось в конце XIX века. Иранский национализм по своей сути стал реакцией на европейский колониализм XIX века в регионе, что привело к потере владений Каджаров на Кавказе В течение XIX века, проиграв две русско-персидские войны ( 1804—1813 и 1826—1828 ), Иран был вынужден безвозвратно уступить имперской России ранее захваченные им территории на Северном и Южном Кавказе , включая нынешнюю Грузию, Дагестан , Азербайджан и Армению . Эти территории на протяжении веков составляли часть концепции Ирана вплоть до их утраты .
Первоначальные цели иранских националистов, например, ликвидация феодальной системы землевладения, борьба с неэффективностью и коррупцией правительства, а также массовое распределение иранских ресурсов иностранцам, совпадали с целями модернизаторов, сторонников прозападной модернизации Ирана, что сделало их союзниками .
Одним из основных и наиболее заметных предшественников иранского национализма эпохи Каджаров был Мирза Фатали Ахундов , родившийся на недавно захваченных Россией территории современного Азербайджана в семье землевладельцев, происходивших из иранского Азербайджана .
Истоки современного иранского национализма восходит к первому десятилетию XX века, когда почти бескровная конституционная революция привела к созданию первого в истории Ирана парламента. Важную роль в формировании иранского национализма сыграл Реза-шах Пехлеви , ставший в 1925 году 34-м шахом Ирана . Новый шах и его правительство активно поддерживали иранский национализм в рамках политики модернизации, а также как альтернативу просоветским левым, прозападным либеральным и исламистским настроениям. Пехлеви старался придать национальной идее отчётливо светский характер, тем самым уменьшая влияние ислама на иранское общество. Интегрируя европейскую правовую политику вместо исламских судов, Реза-шах пытался восстановить доверие иранцев к государственной бюрократии и способствовал сильному чувству иранского национализма. Кроме того, Реза-шах, стремясь модернизировать Иран и уменьшить влияние мулл, пытался изменить названия городов, чтобы почтить доисламских персидских правителей и мифологических героев. Таким образом, династия Пехлеви изо всех сил старалась наполнить страну формой светского национализма, что в конечном итоге вело к конфликту с духовенством. Иранский национализм был решающей силой в движении 1951 года по национализации нефтяных богатств Ирана.
Активно использовал иранский национализм и Мохаммед Мосаддык , дважды в начале 1950-х годов занимавший пост премьер-министра Ирана и пытавшийся проводить прогрессивные реформы . В 1951 году Мосаддык добился национализации иранской нефтяной промышленности . Произошёл конфликт Ирана с Великобританией и США . Мосаддык выслал всех английских специалистов и советников, а затем в октябре 1952 года разорвал с Великобританией дипломатические отношения . Реформы Мосаддыка затронули и сельское хозяйство, в частности была упразднена старая феодальная система в деревне. В ответ США и Великобритания объявили бойкот иранской нефти, что в конечном итоге привело к трудностям в иранской экономике , и начали готовить переворот в стране. 4 апреля 1953 года директор ЦРУ выделил 1 миллион долларов на свержение Мосаддыка . В Иране тем временем начали сносить памятники шаху, шах бежал из страны сначала в Багдад , а затем в Рим . 19 августа Мосаддык был свергнут , к власти пришёл генерал Фазлолла Захеди , который вернул нефтяные концессии США и Великобритании и восстановил с ними дипломатические отношения. Руководствуясь помощью США, Реза-шах восстановил контроль над страной и использовал повышенные цены на газ для расширения модернизации в Иране .
Иранский националистический дискурс часто фокусируется на доисламской истории Ирана . В XX веке на различные аспекты этого романтического национализма ссылались как монархия Пехлеви, которая использовала такие названия, как Āryamehr (« рус. Свет арийцев »), так и некоторые лидеры Исламской Республики, последовавшие за ней .
«Со времён Ахеменидов иранцы находились под защитой географии . Но высоких гор и обширной пустоты Иранского плато уже было не достаточно, чтобы оградить Иран от русской армии или британского флота . И в прямом, и в переносном смысле Иран сжался. В начале девятнадцатого века Азербайджан , Армения , большая часть Грузии были иранскими, но к концу века вся эта территория была потеряна в результате военных действий европейцев . Иран перевёл свои территориальные потери в чувство виктимизации и склонность интерпретировать действия Европы через призму заговора. Это, в свою очередь, помогло сформировать иранский национализм в двадцать первом веке.»
Оригинальный текст (англ.)"Since the days of the Achaemenids, the Iranians had the protection of geography. But high mountains and vast emptiness of the Iranian plateau were no longer enough to shield Iran from the Russian army or British navy. Both literally, and figuratively, Iran shrank. At the beginning of the nineteenth century, Azerbaijan, Armenia, much of Georgia were Iranian, but by the end of the century, all this territory had been lost as a result of European military action. Iran translated her territorial losses into a sense of both victimization and a propensity to interpret European action through the lens of conspiracy. This in turn has helped shape Iranian nationalism into the twenty first century."
«Интеллектуальными предшественниками романтического национализма были Мирза Фатали Ахундов , и Мирза Ага Хан Кермани (см. В). Они с патриотической преданностью представили основные идеалы автономии, единства и процветания иранской нации»
Оригинальный текст (англ.)"The intellectual forerunners of romantic nationalism included Mirzā Fatḥ-ʿAli Āḵundzāda, Jalāl-al-Din Mirzā Qājār, and Mirzā Āqā Khan Kermāni (qq.v.). They introduced the basic ideals of the autonomy, the unity, and the prosperity of the Iranian nation with patriotic devotion."
«Прославляя доисламское величие Ирана, до того, как он был уничтожен руками „голодных, обнажённых и диких арабов“, Ахундов был одним из предшественников современного иранского национализма и его воинственных проявлений.»
Оригинальный текст (англ.)"In his glorification of the pre-Islamic greatness of Iran, before it was destroyed at the hands of the "hungry, naked and savage Arabs, "Akhundzada was one of the forerunners of modern Iranian nationalism, and of its militant manifestations at that."