Interested Article - Иранский национализм

Иранский национализм ( перс. ملی‌گرایی ایرانی ‎)— светская идеология политических и общественных движений, а также отдельных граждан, определяющих свою национальную принадлежность как иранцы, основанная на любви к иранской культуре , иранским языкам и истории , а также чувстве гордости за Иран и иранский народ . В то время как национальное самосознание в Иране можно проследить на протяжении веков, иранский национализм получил распространение главным образом с XX века . Во многом близок к паниранизму , но не полностью синонимичен ему.

Во время правления династии Пехлеви (1925—1979) иранский национализм активно поддерживался правительством как альтернатива просоветским левым , прозападным либеральным и исламистским настроениям. После иранской революции 1979 года и установления Исламской Республике Иран иранский национализм лишился государственной поддержки и стал во многом идеологией оппозиционно настроенной по отношению к режиму аятолл части иранского общества. Всплеск национализма произошёл после .

История

Происхождение

Идея Ирана как религиозной, культурной и этнической реальности восходит к концу VI в. до н. э. Как политическая идея, она впервые появилась в двадцатых годах III в. н. э. как неотъемлемая черта сасанидской пропаганды .

Иран III века был потрясён конфликтом между универсализмом и национализмом , который наиболее ярко проявился в религиозной и культурной сфере. Исход этого конфликта хорошо известен: манихейский универсализм уступил национализму зороастрийских магов . Иранская идентичность, которая до этого момента по существу состояла из культурного и религиозного характера, приобрела определённую политическую ценность, ставя Персию и персов в центр Эраншахра , иными словами, в центр государства. Эта идеология становилась всё более и более подчёркнутой в течение сасанидского периода, достигнув своего апогея в долгое правление Хосрова I (531—579). Конечно, экономические и социальные факторы способствовали победе более сильных классов в обществе, которое основывалось главным образом на сельском хозяйстве, а именно на классах аристократов - землевладельцев и воинов и магах (духовенстве) .

Шуубия

Иранская идентичность оказалась под угрозой после падения империи Сасанидов и завоевания Ирана арабами - мусульманами . Шуубия — отрицание исключительных прав арабов на господство в халифате и привилегированное положение в умме — во многом стала реакцией персидских мусульман на растущую арабизацию ислама в IX и X веках на территории современного Ирана. В первую очередь это касалось сохранения персидской культуры и защиты персидской идентичности. Некоторые из известных иранских деятелей шууби — Башшар ибн Бурд , Исмаил Нисаи, Зейад-э-Аджам, Хиссам ибн Ада, Абулхассан Али Мадаини, Абу Хатам Саджестани, Ибрахим ибн Мамшад и Абу Абдулла Мухаммед Марцбани. Многие считают поэтом-шууби и Фирдоуси .

Иранское интермеццо

Термин « иранское интермеццо » (от итал. intermezzo — «промежуточный») представляет период в истории Ближнего Востока , когда в IX—XI веках к власти на Иранском нагорье пришли различные местные мусульманские династии иранского происхождения ( персы , курды , дейлемиты ). Этот период заслуживает внимания, поскольку был промежуточным звеном между упадком арабского правления и власти Аббасидов и появлением турок-сельджуков в XI веке. Иранское возрождение проявилось в возрождении иранского национального духа и культуры в исламской форме .

Иранско-шиитская идентичность при Cефевидах

Основная статья:

Иран восстановил своё политическое единство и получил новую отчётливую религиозную идентичность при Сефевидах . Шиизм стал официальной государственной религией и отныне играл важную роль в этно-религиозной идентичности иранского народа. Кроме того, подъём империи Сефевидов совпал с подъёмом соседних государств, Османской империи в Западной Азии и Северной Африке (и, что наиболее важно, на протяжении веков являвшейся главным геополитическим и идеологическим соперником Ирана), империи Моголов в Индии и Бухарского ханства в Средней Азии , придерживающихся суннизма . Формирование этих политических образований помогло сформировать отчётливую иранско-шиитскую политическую идентичность. Это также помогло расширить гегемонию персидского языка в большей части исламского мира . Персидская литература , кроме Ирана и подконтрольных ему территорий, простирающихся от Северного Кавказа до Персидского залива , распространилась на Анатолии , Среднюю Азию и Индийский субконтинент .

Эпоха Каджаров

Иран в XIX веке

В конце XVIII в истории Ирана начинается эпохи Каджаров , на которую и пришлось начало современного иранского национализма. Современное иранское национальное движение началось в конце XIX века. Иранский национализм по своей сути стал реакцией на европейский колониализм XIX века в регионе, что привело к потере владений Каджаров на Кавказе В течение XIX века, проиграв две русско-персидские войны ( 1804—1813 и 1826—1828 ), Иран был вынужден безвозвратно уступить имперской России ранее захваченные им территории на Северном и Южном Кавказе , включая нынешнюю Грузию, Дагестан , Азербайджан и Армению . Эти территории на протяжении веков составляли часть концепции Ирана вплоть до их утраты .

Первоначальные цели иранских националистов, например, ликвидация феодальной системы землевладения, борьба с неэффективностью и коррупцией правительства, а также массовое распределение иранских ресурсов иностранцам, совпадали с целями модернизаторов, сторонников прозападной модернизации Ирана, что сделало их союзниками .

Одним из основных и наиболее заметных предшественников иранского национализма эпохи Каджаров был Мирза Фатали Ахундов , родившийся на недавно захваченных Россией территории современного Азербайджана в семье землевладельцев, происходивших из иранского Азербайджана .

Современный национализм

Мохаммед Мосаддык

Истоки современного иранского национализма восходит к первому десятилетию XX века, когда почти бескровная конституционная революция привела к созданию первого в истории Ирана парламента. Важную роль в формировании иранского национализма сыграл Реза-шах Пехлеви , ставший в 1925 году 34-м шахом Ирана . Новый шах и его правительство активно поддерживали иранский национализм в рамках политики модернизации, а также как альтернативу просоветским левым, прозападным либеральным и исламистским настроениям. Пехлеви старался придать национальной идее отчётливо светский характер, тем самым уменьшая влияние ислама на иранское общество. Интегрируя европейскую правовую политику вместо исламских судов, Реза-шах пытался восстановить доверие иранцев к государственной бюрократии и способствовал сильному чувству иранского национализма. Кроме того, Реза-шах, стремясь модернизировать Иран и уменьшить влияние мулл, пытался изменить названия городов, чтобы почтить доисламских персидских правителей и мифологических героев. Таким образом, династия Пехлеви изо всех сил старалась наполнить страну формой светского национализма, что в конечном итоге вело к конфликту с духовенством. Иранский национализм был решающей силой в движении 1951 года по национализации нефтяных богатств Ирана.

Активно использовал иранский национализм и Мохаммед Мосаддык , дважды в начале 1950-х годов занимавший пост премьер-министра Ирана и пытавшийся проводить прогрессивные реформы . В 1951 году Мосаддык добился национализации иранской нефтяной промышленности . Произошёл конфликт Ирана с Великобританией и США . Мосаддык выслал всех английских специалистов и советников, а затем в октябре 1952 года разорвал с Великобританией дипломатические отношения . Реформы Мосаддыка затронули и сельское хозяйство, в частности была упразднена старая феодальная система в деревне. В ответ США и Великобритания объявили бойкот иранской нефти, что в конечном итоге привело к трудностям в иранской экономике , и начали готовить переворот в стране. 4 апреля 1953 года директор ЦРУ выделил 1 миллион долларов на свержение Мосаддыка . В Иране тем временем начали сносить памятники шаху, шах бежал из страны сначала в Багдад , а затем в Рим . 19 августа Мосаддык был свергнут , к власти пришёл генерал Фазлолла Захеди , который вернул нефтяные концессии США и Великобритании и восстановил с ними дипломатические отношения. Руководствуясь помощью США, Реза-шах восстановил контроль над страной и использовал повышенные цены на газ для расширения модернизации в Иране .

Иранский националистический дискурс часто фокусируется на доисламской истории Ирана . В XX веке на различные аспекты этого романтического национализма ссылались как монархия Пехлеви, которая использовала такие названия, как Āryamehr рус. Свет арийцев »), так и некоторые лидеры Исламской Республики, последовавшие за ней .

Националистические партии Ирана

Действующие

Исторические

  • — основана в 1908 году. Социализм, национализм. Была союзником Умереной партии.
  • (1909—1911) — представляла интересы Южного Ирана. Прогрессивизм, либерализм, иранский национализм, конституционализм, антиимпериализм. Была союзником Умереной партии.
  • или Партия Возрождения (1920—1927) — создана молодыми реформистами с западным образованием во главе с бывшими деятелями Демократической партии. Поддерживала Реза Пехлеви и помогла ему стать новым шахом Ирана . В первой половине 1920-х одна из четырёх ведущих парламентских партий. Прогрессивизм, либерализм, национализм, реформизм, секуляризм.
  • Иране новин (Партия Нового Ирана) (1963—1975) — учреждена на базе Партии Меллиюн в качестве новой правящей партии управляемой двухпартийной системы. Являлась фактически государственной партией, инструментом политики шаха Пехлеви, проводила курс Белой революции. Во главе партии стояли премьер-министры Ирана Хасан Али Мансур и Амир Аббас Ховейда . В 1975 году объединилась с партией Мардом в структуру однопартийной системы Растахиз . Конституционный монархизм, национализм, секуляризм, антикоммунизм.
  • или Партия прогресса (1927—1932) — создана как проправительственная и прошахская в 1927 году А. Теймурташем взамен мертворождённой Новой партии по образцу партии Муссолини и партии Ататюрка . Распущена в 1932 году после падения Теймурташа по обвинению в республиканизме. Фашизм, монархизм, иранский национализм, секуляризм.
  • , она же Национальная партия или Патриотическая партия (1940-е) — создана в результате объединения трёх партий: Боевой, Независимости и Патриотов. Пользовалась влиянием на западе Ирана благодаря своему лидеру Кариму Санджаби , который происходил из курдской знати. Слилась с Иранской партией. Иранский национализм.
  • (1941—1946) — создана группой интеллектуалов во главе с с целью противодействия коммунистам (Туде). Выступали за конституционную монархию в Иране и проведение реформ административной, правовой и образовательной систем. Правый центр; национализм, монархизм, реформизм, антикоммунизм.
  • (1942—1953). Фашистская , , про нацистская партия. Крайне правые ; ультранационализм, антикоммунизм .
  • (1943—1951) — создана как партия «Отечество», переименована в 1944 году. Антикоммунистическая партия англофилов во главе с Зияэддином Табатабаи . Играла важную роль в антикоммунистической деятельности. В феврале 1946 года ключевые члены партии были арестованы премьер-министром Ахмадом Кавамом . Возрождена в сентябре 1951 года, чтобы противостоять Мохаммеду Мосаддыку и движению за национализацию нефтяной промышленности, но просуществовала всего два месяца.
  • (1943—1960) — создана как Лига патриотических мусульман в результате объединения кружков старшеклассников и студентов. Одна из шести первоначальных организаций-членов Национального фронта. Действовала подпольно. Раскололась в 1947 году из-за разногласий по поводу участия в выборах в Меджлис и превращения движения в полноценную политическую партию. Исламизм, социализм, национализм.
  • (1946—1948) — партия старого каджарского дворянства и радикально-антибританских интеллектуалов, основанная премьер-министром Ахмадом Кавамом. Провозгласила себя наследницей Демократической партии каджарского Ирана. После отставки Кавама распалась. « Третий путь », национализм, реформизм.
  • (1946—1953) — прошахская, финансируемая шахским двором, была известна как про-британской ориентацией и антикоммунистическми взглядами. При партии действовало военное крыло, тесно связанное с офицерами Иранской шахской армии. многие из которых являлись членами партии. Участвовала в перевороте 1953 года .
  • Партия Меллиюн , она же Партия миллионов (1957—1963) — основана 37-м премьер-министром Манучехром Эгбалом по указанию шаха Мохаммеда Реза Пехлеви о создании двухпартийной системы. Лидер — Манучехр Эгбал . Противостояла либеральной партии Мардом . Название партии было преднамеренно выбрано таким образом, чтобы сбить с толку общественность, поскольку термин «Меллиюн» (букв. «Националисты») использовалось для обозначения членов оппозиционного Национального фронта и других последователей Мохаммеда Мосаддыка. Монархизм, национал-консерватизм, антикоммунизм.
  • (1960—1982) — основана активистами партии «Третья сила» и рядом радикальных националистов, большинство из которых были склонны к социал-демократии, а некоторые к исламскому социализму. Была одним из основателей Второго Национального фронта (II), образовав крайне левое крыло фронта. После иранской революции присоединилось к . Официально присоединилось к Социалистическому Интернационалу после его учреждения. Левые; социализм, социал-демократия, иранский национализм, левый национализм .
  • (JAMA; 1964—1988) — основана и после раскола Партии иранского народа. Летом 1965 года перешла в подполье. В 1977 году раскололась. Пейман основал , Сами возродил организацию с той же аббревиатурой, но на этот раз обозначавшую «Революционное движение мусульманского народа Ирана». Исламский социализм, иранский национализм.
  • (1970—1975) — небольшая партия времён управляемой двухпартийной системы, созданная в результате раскола Паниранистский партии. Имела одно место в 23-м Меджлисе (1971—1975). В руководстве доминировали интеллектуалы и университетские профессора. Национализм и антикоммунизм.
  • Растахиз (Партия возрождения иранской нации) (1975—1979) — создана в решением шаха Пехлеви под руководством премьера Ховейды. Являлась партией власти, правящей структурой однопартийной системы. Авторитарными методами проводила шахскую политику на последнем этапе Белой революции. Распущена во время Исламской революции . Монархизм, национализм, секуляризм, антикоммунизм.

Примечания

  1. .
  2. , pp. 504–507.
  3. , pp. 504—507.
  4. Такое обозначение было введено русским востоковедом Владимиром Минорским в его работе Studies in Caucasian history (London, 1953), и использовано Бернардом Льюисом , в частности, в его книге The Middle East: A brief history of the last 2,000 years (New York, 1995).
  5. Lewis, Bernard . (англ.) . — 1st ed.. — Weidenfeld & Nicolson, 1995. — P. 81–82. — 433 p. — (History of civilisation).
  6. Ashraf, Ahmad. . Encyclopedia Iranica (англ.) . Дата обращения: 19 февраля 2020 . . Дата обращения: 19 февраля 2020. Архивировано 25 октября 2019 года.
  7. & . Eternal Iran: Continuity and Chaos (англ.) . — [Online-Ausg.]. — NY : Palgrave Macmillan, 2005. — P. 31–32. — 203 p. — ISBN 1-4039-6276-6 . .

    «Со времён Ахеменидов иранцы находились под защитой географии . Но высоких гор и обширной пустоты Иранского плато уже было не достаточно, чтобы оградить Иран от русской армии или британского флота . И в прямом, и в переносном смысле Иран сжался. В начале девятнадцатого века Азербайджан , Армения , большая часть Грузии были иранскими, но к концу века вся эта территория была потеряна в результате военных действий европейцев . Иран перевёл свои территориальные потери в чувство виктимизации и склонность интерпретировать действия Европы через призму заговора. Это, в свою очередь, помогло сформировать иранский национализм в двадцать первом веке.»

  8. Mikaberidze A. Russo-Iranian War (1804—1813) (англ.) // Russia at War: From the Mongol Conquest to Afghanistan, Chechnya, and Beyond : In 2 Vol. / Ed. T. C. Dowling ; Forew. . — Santa Barbara, California — : ABC-CLIO , 2015. — Vol. 2 : N—Z. — P. 728—729. — ISBN 978-1-59884-948-6 .
  9. , p. 329.
  10. Ashraf, Ahmad. . Encyclopædia Iranica . Дата обращения: 19 февраля 2020 . . Дата обращения: 19 февраля 2020. Архивировано 4 июня 2020 года.

    «Интеллектуальными предшественниками романтического национализма были Мирза Фатали Ахундов , и Мирза Ага Хан Кермани (см. В). Они с патриотической преданностью представили основные идеалы автономии, единства и процветания иранской нации»

  11. Swietochowski, Tadeusz. (англ.) . — NY : Columbia University Press , 1995. — P. 27–28. — 290 p. — ISBN 9780231070683 .

    «Прославляя доисламское величие Ирана, до того, как он был уничтожен руками „голодных, обнажённых и диких арабов“, Ахундов был одним из предшественников современного иранского национализма и его воинственных проявлений.»

  12. , p. 279.
  13. Bellaigue, Christopher de. (англ.) . — Harper Collins, 2012. — 336 p. — ISBN 978-0-0621-9662-0 .
  14. Yergin, Daniel . The Prize: The Epic Quest for Oil, Money and Power (англ.) . — 1st ed. — Simon & Schuster , 1991. — 912 p. — ISBN 0671502484 .
  15. , pp. 280–281.
  16. (англ.) . (англ.) (англ.) . — N. Y. : (англ.) , 1993. — P. 366—367. — ISBN 0-449-90933-6 .
  17. , p. 282.
  18. Adib-Moghaddam, Arshin. (англ.) . Monthly Review Magazine (20 ноября 2006). Дата обращения: 19 февраля 2020. 18 ноября 2008 года.
  19. Nikki R. Keddie , Yann Richard. (англ.) . — Yale University Press , 2006. — P. 178f. — ISBN 0-300-12105-9 .
  20. (англ.) . // Independent Advisory Group on Country (31 августа 2010). Дата обращения: 19 февраля 2020. 24 июня 2021 года.
  21. Sepehr Zabir. Iran Since the Revolution (RLE Iran D) (англ.) . — Taylor & Francis, 2012. — P. 29. — ISBN 1136833005 .
  22. Masoud Kazemzadeh. Opposition Groups // Iran Today: An Encyclopedia of Life in the Islamic Republic (англ.) . — Greenwood Press, 2008. — Vol. 1. — P. 363–364. — ISBN 031334163X .
  23. (англ.) . // Refworld.org (1 февраля 2000). Дата обращения: 2020-02-31. 29 октября 2016 года.

Литература

Источник —

Same as Иранский национализм