Interested Article - Узбекский национализм

Узбе́кский национали́зм ( узб. Oʻzbek milliyatchiligi ) по мнению Абашина появился в 1920-годы в процессе национально-территориального размежевания Средней Азии и продолжает иметь место в современном Узбекистане .

История

По мнению советского историка М. Г. Вахабова , узбеки как нация начали формироваться в конце XIX — начале XX века, то есть с проникновением капиталистических отношений в регион .

По мнению С.Абашина вплоть до конца XIX века в Средней Азии проживало фрагментированное общество, в котором было множество постоянно изменявшихся региональных и династических коалиций. Местное население имело идентичности, основанные на религиозных, профессиональных и культурных признаках, а этничность в современном понимании только зарождалась в форме локальных идентичностей и политических альянсов .

Британский исследователь Н.Мегоран придерживается другой точки зрения и считает, что название «узбек» использовалось в XVIII-XIX веках.

В начале XX века появилось движение джадидов , включавшее в себя как общемусульманские, так и националистические пантюркские идеи. Политическим воплощением джадидских идей был проект «Большого Туркестана», который должен был включать в себя, помимо Туркестанского края , Хивинское и Бухарское ханства , а также Степной край .

По мнению С.Абашина национальных проектов по созданию отдельных Узбекистана и Таджикистана до распада Российской империи и захвата власти большевиками не было . Местные элиты называли себя «тюрками» или, реже, «узбеками», при этом термин «тюрок» не подразумевал обязательное использование тюркского языка .

После свержения российской монархии проект «Большого Туркестана» стал реализовываться: в 1917 году была провозглашена Туркестанская автономия в составе Российской республики , в 1918 году она была разгромлена большевиками, провозгласившими взамен Туркестанскую Советскую Республику , и в регион пришла Гражданская война в России . В 1920 году пало Бухарское ханство и на его месте была создана Бухарская Народная Советская Республика , которую возглавляли левые джадиды, выступавшие за пантюркские идеи .

Одновременно в ходе Гражданской войны пантюркизм стал идеологией противников большевиков, получавших помощь из-за рубежа .

Как утверждал Курцман в 1999 году, создание средназиатских национализмов было связано с тем, что Сталин и его окружение стремились заменить пантюркский национализм легко манипулируемыми национализмами – казахским, киргизским, таджикским, туркменским и узбекским, каждому из которых была предоставлена своя «национальная» родина.

В результате в 1924 году в Средней Азии было проведено национально-территориальное размежевание , в ходе которого была создана Узбекская ССР , своеобразный «Малый Туркестан» . Российский историк С. Н. Абашин пишет, что Узбекская ССР была создана в 1924 году одновременно и как уступка джадидам, и как способ расколоть эти пантюркские элиты на враждующие фракции .

Американский историк считает, что создание Узбекской ССР стало не следствием искусственных советских этнических манипуляций, а воплощением джадидского проекта . Он считает, что в досоветский период термин «узбекский» был общеупотребительным в отношении литературного тюркского языка Средней Азии. В стихотворении, опубликованном в 1916 году, поэт и просветитель Хамза использовал термины Туркестан эли («народ Туркестана») и узбек эли («узбекский народ») как синонимы.

Бывшие джадиды стали реализовывать Узбекскую ССР по проекту Большого Туркестана, при этом термин «узбеки» позволял сохранить связь с пантюркизмом . При этом на момент начала реализации национального проекта узбекской нации ещё не было . Для превращения населения в однородную нацию вместо термина « сарты », ранее применявшегося к большинству населения Туркестанского край, стал использоваться термин «узбеки», и он же начал применяться к другим группам населения, включая использовавших термин « таджики » . Однако историк А.Халид на основе анализа источников утверждает, что термин сарт не использовался в Бухарском эмирате Известный американский востоковед Ю.Брегель на основе анализа источников пришёл к аналогичному выводу о том, что термин сарт не использовался в Бухарском эмирате

В сталинский период шли репрессии против узбекских националистов. Узбекские писатели и поэты Абдурауф Фитрат, Бату и Чолпан были казнены за национализм.

Современный узбекский национализм используется узбекским государством и сохраняет некоторые черты пантюркизма. В 1990-х власти Узбекистана стремились копировать турецкую модель устройства государства (светскость, просвещённый авторитаризм, риторику модернизации), а также сделать Узбекистан центром тюркского мира в Средней Азии .

Описание

С одной стороны, узбекский национализм воспринимает узбекскую государственность как национальную; он описывает узбеков в этнических терминах (в соответствии с советскими традициями, заложенными марксизмом и теорией этноса ), а также обращает большое внимание на узбекский язык и древнюю историю, что даёт возможность называть его этнонационализмом . В настоящее время в Узбекистане формируются место новые подходы в изучении национальной культуры. Инициатором изучения роли персидского языка и культуры в Хивинском ханстве стал сотрудник Института востоковедения АН Узбекистана Н.Тошов. При поддержке Института Иранистики в Вене он проводит исследования письменного наследия Хорезма и считает, что все частноправовые акты в Хорезме до 1857 года составлялись исключительно на персидском языке.

С другой стороны, узбекский национализм стремится построить полиэтническое государство , в котором отличия между этносами максимально нивелированы . При этом он в большей степени претендует на таджикское население Узбекистана, чем на узбекскую диаспору в других странах . Это утверждение весьма спорно, так как в независимом Узбекистане созданы все условия для процветания этнических меньшинств. В Самарканде выходит таджикоязычная газета « Овози Самарканд », городской частный телеканал STV и областной государственный телеканал MTRK Samarqand частично вещают на таджикском языке. Популярный информационный ресурс в Узбекистане «Янги Узбекистон» с 2021 года запустил версию сайта на таджикском языке. В 2022 году в Самаркандском Государственном университете имени Ш.Рашидова было более десяти таджикских групп, в которых учатся не только самаркандцы, но и представители Таджикистана. Таджики представлены на разных уровнях государственной власти Узбекистана.

Примечания

  1. , с. 196.
  2. Вахабов М. Г. Формирование узбекской социалистической нации. Т., 1961.
  3. , с. 179.
  4. Megoran, Nick. Nationalism in Central Asia: A biography of the Uzbekistan-Kyrgyzstan boundary. University of Pittsburgh Press, 2017.
  5. , с. 180.
  6. , с. 181.
  7. , с. 182.
  8. , с. 183—184.
  9. , с. 184.
  10. Kurzman, Charles. "Uzbekistan: The invention of nationalism in an invented nation." Critique: Journal for Critical Studies of the Middle East 8.15 (1999), рр. 79-80.
  11. , с. 185—186.
  12. , с. 186—187.
  13. , p. 379.
  14. Халид А. Создание Узбекистана. Нация, империя и революция в раннесоветский период. Пер. с англ. К.Тверьянович, А.Рудаковой. Санкт-Петербург: Academic Studies Press, 2022, с.12.
  15. Khalid, Adeeb. The politics of Muslim cultural reform: Jadidism in Central Asia. Vol. 27. University of California Press, 1998,р.206
  16. , с. 187.
  17. , p. 420.
  18. , с. 187—188.
  19. Khalid, Adeeb. The politics of Muslim cultural reform: Jadidism in Central Asia. Vol. 27. Univ of California Press, 1998, p.189
  20. Bregel, Yuri. «Recent Publications on the Sarts: A Review Article.» Journal of Asian History 42, no. 2 (2008): 196—206.
  21. Fierman, William. "Uzbek Feelings of Ethnicity. A Study of Attitudes Expressed in Recent Uzbek Literature." Cahiers du Monde russe et soviétique (1981): 192.
  22. Тошов Н. По следам дворцовой библиотеки. Рукописная культура в Хорезме при Конгратах. Austrian Academy of sciences, 2023. С.14
  23. , с. 199.
  24. , с. 200.
  25. . Дата обращения: 7 ноября 2023. 7 ноября 2023 года.
  26. . Дата обращения: 7 ноября 2023. 4 октября 2023 года.

Литература

  • Абашин С. Н. История зарождения и современное состояние среднеазиатских национализмов // . — СПб. : Алетейя, 2007. — 304 с. — ISBN 978-5-903354-23-8 .
  • . Создание Узбекистана. Нация, империя и революция в раннесоветский период = Making Uzbekistan: Nation, Empire, and Revolution in the Early USSR / Пер. с англ. К. Тверьянович, А. Рудаковой. — СПб. : Academic Studies Press, 2022. — 623 с. — ISBN 978-5-6046149-9-0 .
Источник —

Same as Узбекский национализм