Кинематограф Европы
- 1 year ago
- 0
- 0
Кинематограф Молдавии — киноискусство и киноиндустрия Молдавии .
Первые кинокадры снятые на территории Молдавии были фронтовой кинохроникой и сделаны были в 1918 — 1919 годах . Позже они были смонтированы в документальный фильм «Вступление Красной Армии в Бессарабию» («На Бессарабском фронте») ( 1919 ), сняты предположительно оператором Г. Дробиным .
В фильм созданный к 10-й годовщине Октябрьской революции «Документы эпохи» ( 1927 ) вошли кадры снятые на территории Молдавии . С января 1928 года в Государственном техникуме кинематографии ВУФКУ в Одессе выходит периодический киножурнал «Кінонеділя». В специальной рубрике «В АМССР » этого киножурнала рассказывается непосредственно о Молдавии. Первым сюжетом, который сняла студенческая киногруппа, был «Митинг протеста: „Помни о Бессарабии!“», состоявшийся в Одессе в январе 1928 года в связи с десятилетием присоединения Бессарабии к Румынии . В этом же выпуске был смонтирован ещё один сюжет: «В советской Бессарабии — АМССР трудящиеся строят новую жизнь» . В этом же 1928 году выходит полнометражный документальный фильм «Бессарабская сельскохозяйственная коммуна», который снял выпускник Одесского кинотехникума Г. Александров. Фильм рассказывает о коммунарах-бессарабцах, демобилизованных из кавалерийского корпуса Григория Котовского и основавших на левобережье Днестра в 1924 году сельскохозяйственную коммуну .
В начале 30-х годов на « Одесской киностудии » выходят художественные фильмы по молдавской тематике: « » ( , 1930 ) и « » ( Павел Долина , 1932 ). В 1930 году создаётся Молдавский отдел «Украинфильма», в 1934 — «Молдкинофототрест», а в 1936 — Управление кинофикации при СНК МАССР .
В 1940 году после присоединения Бессарабии к СССР снят документальный фильм «На Дунае». В первые месяцы Великой Отечественной войны и в 1944 году , когда Молдавия была освобождена, события на территории республики снимались многими фронтовыми кинооператорами. Часть этих съёмок была включена в картину «Победа на юге», повествующую о Ясско-Кишинёвской операции , другая часть в отдельные номера киножурналов и спецвыпуски .
На базе «Киевской студии кинохроники» (1945—1947) и «Черноморской кинофабрики» в Одессе (1948—1952) выпускались киножурналы «Молдова советикэ» и полнометражные киноежегодники: «Советская Молдавия» ( 1948 , 1950 , 1951 ), «Равная среди равных» ( 1949 ) .
В ноябре 1950 года первый секретарь ЦК КП(б) Молдавии Леонид Брежнев обратился с письмом в ЦК ВКП(б) с просьбой о создании в Кишинёве студии кинохроники. 26 апреля 1952 года Министр кинематографии СССР Иван Большаков подписал приказ об образовании в Кишинёве киностудии хроникально-документальных фильмов .
Появились киноочерки: «Кодры» ( 1953 ), «Памятники боевой славы» ( 1955 ) и др. В середине 50-х на студиях других республик созданы фильмы о жизни Молдавии: « Андриеш » ( Яков Базелян и Сергей Параджанов , 1954 ), « Ляна » ( Борис Барнет , 1955). В съёмках принимали участие молдавские кинематографисты. В 1955 году на Кишинёвской студии поставлен первый художественный фильм Молдавии — « » ( ). В 1957 году Кишинёвская студия хроникально-документальных фильмов реорганизована в киностудию художественных и хроникально-документальных фильмов « Молдова-филм » .
В 1961 году на киностудии появляется один из первых «поэтический фильмов» периода « хрущёвской оттепели » — « Человек идёт за солнцем » ( Михаил Калик ) .
В 1962 году создан Союз кинематографистов Молдавской ССР .
В 60-е годы в молдавском кино сильна историко-революционная тематика: « Последний месяц осени » ( Вадим Дербенёв , 1965 ), « Марианна » ( , 1967 ), « Сергей Лазо » ( Александр Гордон , 1967). Фильмы по теме современности: « Обвиняются в убийстве » ( Борис Волчек , 1969 ), « Десять зим за одно лето » ( Валериу Гажиу , 1969) .
На экраны в 1968 году небольшим тиражом вышла сильно отредактированная версия фильма « Любить… » (Михаил Калик).
Выходит много фильмов на патриотическую тему: « Риск » ( , 1970 ), « » (Василий Паскару, 1971 ), « Лаутары » ( Эмиль Лотяну , 1971), « » (Василий Паскару, 1972 ), « Мосты » (Василий Паскару), « » ( Валериу Гажиу , 1972), « » ( и Михаил Израилев , 1973 ), « Дмитрий Кантемир » ( Владимир Иовицэ и Виталий Калашников , 1973) .
На тему современности выходят фильмы: « » ( и , 1972), « » ( , 1973) .
Заметные фильмы 80-х годов : « Где ты, любовь? » (Валериу Гажиу, 1980 ), « Женщина в белом » ( Вадим Дербенёв , 1981 ), « Мария, Мирабела » ( Ион Попеску-Гопо , 1981), «Маленькое одолжение» ( Борис Конунов , 1984 ), « Таинственный узник » (Валериу Гажиу, 1986 ).
После распада СССР из-за недостатка финансирования кинопроизводство художественных фильмов остановилось. Исключением стали фильмы «Поезд в Калифорнию», « Танго над пропастью », «Русский Рэмбо, или Дезертир», «Рикошет», «Возвращение Титаника» и «Мужской характер, или Танго над пропастью-2», снятые в копродукции с Россией.
В 2010 году в Великобритании вышла комедия Тони Хоукса « Теннис с молдаванами ». В съёмках участвовали британские и молдавские киноактёры. Некоторые сцены фильма снимались в самой Молдавии .
В 2019 году на телеэкраны вышел первый сериал, снятый в Молдавии (совместное производство Украины, Молдавии и России) — «Следователь Горчакова».