Interested Article - Джангильдин, Алиби Тогжанович

Алиби Тогжанович Джангильдин ( каз. Әліби Тоғжанұлы Жангелдин ; 1884 14 августа 1953 ) — казахский революционер и путешественник , участник гражданской войны .

Биография

Ранние годы

Родился в 1884 году в ауле Койдаул Тургайской области в семье бедняка- шаруа . Происходит из племени кыпшак . Когда Алиби было 10 лет, проезжавший мимо учитель, который был на тот момент преподавателем Тургайской ремесленной школы, заметил в мальчике способности к запоминанию и познанию и предложил ему приехать к нему в школу. Вскоре после этого Алиби убежал из дома и с попутным караваном приехал в Тургай. Он познакомился с учениками и преподавателями школы, среди которых был ссыльный учитель труда, с которым у него возникла дружба, гораздо большая чем между учеником и преподавателем. Именно здесь впервые он столкнулся с неизмеримой роскошью и беднотой, именно в Тургае произошла его первая встреча с Амангельды Имановым . Вскоре по наставлению богатых родственников отец забрал его из училища. Но в течение нескольких месяцев, проведённых дома, Алиби осознал всю несправедливость и обман царящую в степи. Он бежал из дома и отправился в Кустанай , где с лёгкостью, благодаря своей незаурядной памяти и знаниям полученным в Тургае, поступил в русско-казахскую школу. Но и здесь отец его нашёл и только по просьбе начальника училища, весьма уважаемого господина, согласился оставить его в школе. За год освоив весь материал и успешно сдав экзамены, Алиби Джангильдин по направлению школы уехал в Оренбург, где поступил в духовную консисторию. Здесь он встретился с влиятельными в степи земляками, но понимал, что их цели, может быть, и благородные, не могут видоизменить все давние обычаи и устои в степи. Освоив и сдав экзамены намного быстрей программы, благо что вся суть обучения заключалась в заучивании духовных цитат, он уехал в Казань.

В автобиографии от 7 января 1947 года он писал:

Родился в 1884 году в Кустанайской области, в местечке Кайдаул. Родители – казахские батраки из рода кыпчаков Средней орды. Ношу фамилию по деду, знаменитому казахскому батыру Танирбергену Джангильдину. С малолетства я стремился к учению, но не было средств, и до 10 лет я – в ауле. После бежал из родительского дома в город Тургай, где поступил в школу. Но отец разыскал меня и вернул с побоями домой. Все-таки мысль об учёбе не оставляла меня, и через 2 года, 12-летним мальчиком, я вторично бежал в Кустанай и снова поступил во 2-ю русско-казахскую школу. Отец и тут отыскал меня и всячески старался вернуть домой, но инспектор с трудом уговорил его оставить меня учиться. В 1902 году меня направили в учительскую семинарию города Казани. В 1905 году я принимал участие в революционном движении студенчества. Администрация, желая «определить» меня на «правильный путь», перевела на исторический факультет московской академии. Со 2-го курса я был исключён из академии за революционную деятельность .

После отчисления из Московской духовной академии Джангильдин подрабатывал рекламным агентом — собирал объявления для газеты « Утро России » и распространял либретто кинотеатра «Континенталь» на Охотном Ряду (во времена немого кино зрителям выдавалась программка с кратким содержанием фильма) .

Кругосветное путешествие

Появившись в родном Тургайском уезде одноимённой области в марте 1917 г. с мандатом Петроградского совета солдатских и рабочих депутатов (далее Петросовета), он среди своих казахов успел прославиться как одиозная, скандальная личность «с шатким религиозным убеждением», провокатор, «православный миссионер среди казахов из своего же рода» и, наконец, «оборотнем», о чём в 1917-1920 гг. писали М. Шокай, А. Букейхан, А. Байтурсынулы, М. Дулатулы, ещё советские историки С. Брайнин и Ш. Шафиро, а также сотрудники ПП ОГПУ по Казахстану. Выяснилось, что у него было не одно имя. В своих воспоминаниях «Мой путь» (последний раз переиздан в 2009 г.) он мельком упоминает своё христианское имя, но будто оно было лишь его «кличкой»: «О моем кругосветном путешествии сохранилась книжка «Путешествие вокруг света Н. Степнова (это была моя кличка в то время), он же Али-бей Джангильдин». В мемуарах он также утверждал, что из высшей духовной академии православной церкви его отчислили как «неверующего и служителя дьявола и недостойного носить имя доброго христианина». Но в стенографии его интервью, проведённым Брайниным и Шафиро, А. Джангильдин был более откровенен, признавшись, что «получил образование в 4-х классном духовном училище и 2-х летней духовной академии», что «его готовили в миссионеры», но он как будто «избежал от этой работы». В своих мемуарах он с гордостью и красочно описывает своё путешествие по странам Европы и Азии. При этом умалчивает о том, в качестве кого, с какой целью и на чьи средства он объездил полмира. Но однажды, за полгода до вероломного захвата власти в России большевиками, накануне вторичной поездки в родной Тургай, он разыскал в Петрограде М. Шокая и «раскаялся» перед ним.

В 1910 году Джангильдин решил уехать из Москвы. Он разместил в газете объявление о поиске спутников в пешее кругосветное путешествие. Отозвались трое: учитель естествознания из Самары Пламеневский, инженер-технолог из Санкт-Петербурга Полевой и преподаватель Московского коммерческого училища Погодин . В июле 1910 года они вчетвером отправились в путешествие, которое для Джангильдина продлится почти два с половиной года .

«На мне были крепкие спортивные башмаки, короткая куртка, войлочная кавказская шляпа, дорожная сумка за спиной, двадцать пять рублей денег в кармане и фотографический аппарат», — вспоминал впоследствии Джангильдин в книге «Мой путь».

Книжка путешественника вокруг света была выдана Джангильдину на имя Николая Степнова (революционный псевдоним Джангильдина). В день путешественники проходили по 40—50 км, в некоторых населенных пунктах останавливались на несколько дней. Чтобы заработать на еду, устраивали лекции, платные вечера. Джангильдин продавал фотокарточки со своим портретом и видами мест, в которых они уже побывали. Полноценного кругосветного путешествия не получилось. До Америки путешественники так и не добрались. Из Москвы дошли до Санкт-Петербурга, оттуда — в Красное Село , Лугу , затем в Псков . Вильна (современное название — Вильнюс ), Варшава , Прага , Вена . В столице Австро-Венгерской империи пути их разошлись. Пламенецкий остался в Вене, Полевой и Погодин отправились в Швейцарию. Джангильдин пошёл своим путём .

В автобиографии от 7 января 1947 года он писал:

…я провёл в жизнь задуманное мною кругосветное путешествие, и пешком прошёл Польшу, Австро-Венгрию, Сербию, Болгарию, Турцию, Палестину, Африку, Египет, Абиссинию. На жизнь зарабатывал, делая фотоснимки проходимых мест и продавая их за хорошую цену. Обратно прошел через Аравийский полуостров, Месопотамию, Персию, Индию, остров Цейлон, Малайский Архипелаг, Индостан, Сиамское королевство, Анаму, южную часть Китая, остров Формоз, в 1912 году прибыл в Японию. Таким образом, за пять лет я прошёл 12 тысяч вёрст .

В 1912 году Джангильдин вернулся через Сибирь в Москву, где губернатор Владимир Джунковский поставил ему последнюю отметку в книжке путешественника .

В Швейцарии Джангильдин познакомился с русскими политическими эмигрантами и впервые встретился с Лениным .

В путешествии он написал «Книгу путешественника вокруг света Н. Степнова, он же Али-Бей Джангильдин. Из Москвы 1910 года мая месяца».

Революционная деятельность

В официальной истории Казахстана доставка А. Джангильдиным оружия из России в казахские степи во главе «красного каравана» подавалась как один из ярчайших его «подвигов», но при этом аккуратно опустили одну небольшую деталь. Вот что писал о ней М. Шокай: «Уже зимой 1918-1919 года «чрезвычайный комиссар» Али-бей прикрывал свой поход именем казахской автономии «Алаш», а доверчивые казахи устраивали «защитнику национальной идеи» Али-бею пышные приемы и проводы. Однажды прорвавшаяся неосторожная фраза о неприемлемости для него, как представителя советской власти, национального момента, стоило ему несколько сот винтовок и сотни тысяч денег, отобранных напавшими на его караван казахами-адайцами. И «чрезвычайный комиссар» на деле должен был убедиться, что расслоить революционным путём (по московской программе) казахов по социальным плоскостям нисколько не легче обращения их в православие, чему так усердно он служил ещё совсем недавно в бытность свою помощником епархиального миссионера». Помимо всего по сей день остаётся без внимания историков письмо А. Джангильдина И. Сталину от 24.04.1925 г. под заголовком «О несогласии с позицией руководства КАССР в кадровых вопросах и отношении к бывшим деятелям движения «Алаш». Именно этот доклад Джангильдина, вдобавок к доносам Т. Рыскулулы и С.Сейфуллина, послужил «веским основанием» направить в партийное руководство КазАССР Ф. Голощёкина. В письме автор, по следам 5-го Всеказахского съезда Советов, состоявшегося 15-18 апреля 1925 г. в Кызыл-Орде, где был избран новый состав и глава СНК КазАССР (вместо С. Сейфуллина председателем СНК избран Н. Нурмакулы), обвинив партийных вождей КазКрайКома РКП (б) В. Нанейшвили и Н. Ежова в «одностороннем и заблуждённом уклоне... в сторону интеллигенции алаш-ординцев», обратился к Сталину с настойчивой просьбой: 1) ответ. секретарём КазКрайКома РКП (б) ПРИСЛАТЬ ИЗ ЦЕНТРА на 1 год или 2 для руководства политическое лицо, марксистки подготовленное, а последних двух (Нанейшвили и Ежова) совершенно изолировать, распустить данный состав КрайКома. «Вместе с тем докладываю Вам, – пишет А. Джангильдин далее в своём докладе, – что у киргиз ещё не изжиты их патриотизм Аймака (отделения), их патриотизм родовой, их патриотизм колен, их патриотизм ордынский (три орды – большой, средней и малой) и их патриотизм национальный киргизский. А в этих пятиэтажных киргизских патриотизмах, порождающих страшную вражду среди мелкобуржуазных киргизских элементов, тт. Нанейшвили и Ежов абсолютно не имеют никакого понятия, а Ходжанов, Садвакасов и Нурмаков и др. бывшие главари белой гвардии, зная это, эксплуатируют их и создают бучу. А потому ещё раз прошу отозвать их, чтобы обезвредить их. К сему А. Джангильдин». Это «разоблачительное» письмо Джангильдина поражает своим большевистским двуличием. Эти его черты ярко проявляются, во-первых, в том, что в 1917 г. в Тургайском уезде именно он, ведя агитацию за большевиков, сам безуспешно пытался разжечь конфликт между родами Кыпчак и Аргын. Во-вторых, как в ходе 5-го съезда, так и в этом письме, он сам разжигает групповую борьбу, разделяя делегатов съезда на «своих» и алашординцев. При этом Джангильдин не осознаёт тот факт, что Нанейшвили и Ежов, демонстративно выдвигая в руководство СНК КазАССР алашординцев и их сторонников против группы коммунистов во главе с ним и С. Сейфуллиным, сталкивают их между собой, разжигая между ними групповую войну. Следует добавить ещё один штрих к его подлинному портрету. А. Джангильдин первую высокую советскую награду – орден «Красное знамя» – получил за разгром в марте 1918 г. в Оренбурге редакции первой казахской общенациональной газеты «Қазақ». В своем письме от 13.10.1919 г. он с гордостью писал о том, что «получил орден «Красное знамя» в 1919 г. за разгром Алаш и установление Советской власти». Газета «Қазақ», имущество которой была оценена большевиками в 109 950 рублей и первый номер которой увидела свет 2 февраля 1913 г. в Оренбурге, за какие-то 5 лет (с февраля 1913 по март 1918 гг.) до Февральской революции сумела объединить разрозненных в Степном и Туркестанском краях, отдельных 4-х областях казахов в единую неделимую нацию вокруг идеи, знамени и Автономии Алаш. В течение 5 лет «Қазақ» безраздельно «властвовала» над информационным и идеологическим поле всей Великой степи. С 1915 г. её выписывали казахские студенты, обучавшиеся в ведущих вузах империи, в медресе Самарканда до Каира, казахская молодёжь, мобилизованная на тыловую работу на Западный фронт России в І мировую войну, казахи Степного и Туркестанского краёв вплоть до Восточного Туркестана. В этой атмосфере, заряжённой газетой «Қазақ» и её издателями идеей национального возрождения «Алаш», выросла новая волна интеллигенции, в том числе и будущие первые казахские большевики. Имущество газеты – это само здание, редакция газеты, издательство, типография с новейшим оборудованием, автомобиль и мн. др., приобретённые усилиями всего народа до и после Февраля 1917 г., являлось достоянием всего народа. В целом, по мнению западных исследователей истории казахов начала ХХ в., казахская элита «Алаш», сгруппировавшаяся именно вокруг газеты «Қазақ», «совершила культурную революцию», «культурный ренессанс». В декабре 1920 г. в Ташкенте стала выходить газета под названием «Ақ жол» («Светлый путь»), учреждённая видными государственными деятелями Назиром Торекулулы, Г. Сафаровым, С. Кожанулы и С. Аспандиярулы. Но, по своей сути, содержанию и идеологии, она была точной копией газеты «Қазақ», её реинкарнацией. И также чуть более 6 лет спустя она была закрыта другим казахским большевиком «96-й пробы» – Тураром Рыскулулы.

Вскоре после возвращения из путешествия Джангильдин поехал в родную Тургайскую область, но пробыл там всего неделю, так как по приказу местного губернатора вынужден был покинуть родину. В 1913 году он работал в Крыму метеорологом и вёл революционную работу среди местных татар .

В 1915 году, в разгар Первой мировой войны, Алиби Джангильдин в Петрограде вступил в ряды РСДРП(б) .

Коммунистической партии (б) официально состою с 1915 года. Партийный билет получил из рук Ленина за его же подписью .

В 1916 году по заданию партии Джангильдин инкогнито пробрался из Крыма в казахские степи и во время мобилизации казахов на тыловые работы вместе с Амангельды Имановым поднял вооружённое восстание против царского правительства , которое продолжалось вплоть до Февральской революции .

О моем появлении, — писал он, — было донесено тургайскому губернатору, и последний издал приказ — поймать меня живым или мёртвым и доставить в Оренбург . Поэтому в начале 1917 года я был делегирован повстанцами против царизма в Бухару и пробыл там до Февральской революции .

После свержения царизма Алиби Джангильдин выехал в Петроград, где установил связи с большевиками . От только что сформировавшегося Совета рабочих и солдатских депутатов он получил удостоверение для ведения агитации и пропаганды среди казахов. Но, прибыв в Тургай, он был арестован по приказанию областного комиссара временного правительства Алихана Букейханова . Только через два месяца его освободили, и он немедля уехал в Петроград.

Летом 1917 года он вернулся в родные края в качестве инструктора Петроградского Совета. Джангильдин выступал на митингах и собраниях, агитируя против Временного правительства, проводил работу по агитации в пользу большевистской партии.

Послереволюционные годы

Известие о Октябрьском перевороте и захвате власти большевиками побудили его ехать в Москву, куда уже переместилась столица. Он встретился с Лениным , и оказалось, что эта встреча не первая. В Европе Ленин был на встрече с путешественником и хорошо её запомнил, чего Джангильдин не мог сказать в свою очередь. В декабре 1917 года Алиби Джангильдин был назначен временным комиссаром Тургайской области.

В январе 1918 года Алиби Джангильдин пообещал Сталину создать пробольшевистские силы в Тургайской области, чтобы подорвать усилия партии « Алаш » (казахская политическая партия интеллигенции, служащих и мелких собственников, близкая к кадетам; ликвидирована большевиками в 1920 г., многие её видные члены были репрессированы) по созданию автономии.

4 апреля 1918 года Джангильдин был арестован частями атамана Дутова во время налета на Оренбург , но благодаря счастливой случайности смог бежать .

С 16 апреля по 3 июля 1918 года по инициативе Джангильдина в Оренбурге выходила казахскоязычная газета «Казах муны» ( каз. Қазақ мұңы ) — орган Тургайского областного Совета рабочих и крестьянских киргизских депутатов. Её редактором был Назир Тюрякулов . Помимо публикаций декретов советской власти, газета вела пропагандистскую борьбу с алаш-ординцами и белогвардейцами. Издание прекратилось после взятия Оренбурга белыми казаками под командованием атамана Дутова .

В апреле 1918 года Тургайский облисполкомом направил в Москву делегацию во главе с Джангильдиным для получения вооружения, боеприпасов и денежных средств. 14 мая 1918 года Джангильдин был назначен Чрезвычайным военным комиссаром Степного края. В июне он вновь приезжает в Москву. В его распоряжение было выделено 68 миллионов рублей для Туркестана и Тургайской области, а также оружие, боеприпасы, медикаменты. Для доставки этого важнейшего груза был создан Интернациональный отряд, прибывший в начале августа 1918 года в Астрахань , чтобы отсюда начать поход через безводные степи на помощь инсургентам Степи.

Отряды Джангильдина подавили контрреволюционное восстание в Астрахани и в форте Александровск на Каспийском море . Дальше они отправились в адаевские края с запасами патронов и снарядов, высадились на полуострове Бузачи . Сформировали здесь экспедицию, имея 300 верблюдов и 600 лошадей. Пройдя около 3000 вёрст за два месяца, доставили патроны и снаряды на Актюбинско-Туркестанский фронт .

Около 2 300 километров прошли по пустыне красные конники отряда Джангильдина. 11 ноября 1918 года они прибыли на станцию Челкар и передали вооружение и боеприпасы командованию Оренбургского фронта . Поход продолжался 71 сутки. Груз каравана составлял около 2000 винтовок, 1 500 000 патронов, 24 пулемёта, военное снаряжение и медикаменты .

В 1920 году военные операции против контрреволюционеров в республике были завершены.

Алиби Джангильдин принял самое деятельное участие в подготовке и работе 1-го учредительного съезда Советов Казахстана, провозгласившего, в соответствии с ленинским декретом от 26 августа 1920 года , создание Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики (казахская национальная автономия в составе РСФСР). Съезд избрал его членом Президиума первого состава и заместителем председателя Центрального Исполнительного Комитета Республики , наркомом социального обеспечения. Алиби Джангильдин представлял партийную организацию Казахстана на 1-м Всероссийском совещании коммунистических организаций народов Востока в январе 1921 года. Также состоял председателем Союза «Кошчи» .

18 февраля 1922 года на совещании партийных и государственных органов Киргизской АССР для распространения коммунистических идей среди местного населения принято решение о подготовке « Красного каравана ». Политическим комиссаром и руководителем каравана назначен Алиби Джангильдин. Для каравана подобрали библиотеку политической и сельскохозяйственной литературы на казахском языке, плакаты, диапозитивы. В состав каравана вошли: агроповозка-выставка, передвижная амбулатория и ветпункт. С 20 мая по 26 августа 1922 года «Красный караван» прошёл более 3 тыс. км, пересёк с запада на восток почти всю республику. Караван шёл по территории, хуже всего обеспеченной средствами сообщения и связи со столицей республики, останавливался в 37 аулах 26 волостей. Джангильдин лично провел 25 митингов и 115 бесед с трудящимися. По его распоряжению из фонда каравана оказывалась продовольственная и денежная помощь пострадавшим от голода и джута (массового падежа скота) 1921 года .

Джангильдин на протяжении полутора десятилетий занимал высокие посты в партийных и государственных органах Казакской АССР (так с 1925 г. называлась Киргизская АССР, в феврале 1936 г. была переименована в Казахскую АССР, а в декабре 1936 г. получила статус союзной республики, став Казахской ССР). В 1928 г. Джангильдин ещё раз в качестве политкомиссара провёл «Красный караван» из Оренбурга в степи Мангышлака . С июля по октябрь 1937 г. исполнял обязанности председателя ЦИК Казахской ССР .

В 1937 г. Джангильдин был снят со всех партийных должностей и назначен начальником управления заповедниками и охраны памятников старины при Совете народных комиссаров Казахской ССР .

Годы Великой Отечественной войны

14 июля 1941 г. Алиби Джангильдин написал письмо Сталину с просьбой направить его на фронт. Но ему было отказано, так как в тылу он принесёт больше пользы. В годы войны Джангильдин занимался формированием воинских частей и соединений на территории Казахстана , размещением людей и оборудования, эвакуированных в Казахстан из оккупированных западных районов страны, вёл политическую и пропагандистскую работу среди отправлявшихся на фронт.

Умер Алиби Джангильдин в 1953 году . Похоронен на Центральном кладбище Алма-Аты.

Награды

и медалями разного достоинства.

Память

Именем Джангильдина также названы улицы в Алма-Ате , Шымкенте , Астане , Оренбурге и в других городах.

В честь Джангильдина также назван населённый пункт — совхоз Боровского района Костанайской области, ныне село Джангильдина Мендыкаринского района Костанайской области.

Тургайский район Костанайской области в 1957 году был переименован в Джангильдинский район, ныне Жангельдинский район — райцентр село Тургай .

В честь Джангильдина названы:

  • средняя общеобразовательная школа № 122 г. Алма-Аты;
  • школа № 7 в Аркалыке;
  • школа в Атырау;
  • школа в пос. Жетыбай, Каракиянского района, Мангистауской области.

Памятник Джангильдину установлен на привокзальной площади железнодорожной станции Алматы-1 .

В Алма-Ате ( Казахстан ) в сквере ниже КБТУ на Аллее выдающихся деятелей установлен бюст Джангильдина.

Портрет Алиби Джангильдина в позолоченном багете занимает одно из самых почётных мест в Доме правительства Китайской Народной Республики .

В 1968 году снят биографический художественный фильм « Дорога в тысячу вёрст » (реж. Александр Карпов ).

Семья и потомки

  • Дед — Танирберген Джангильдин.
  • Отец — Тогжан Танирбергенович Джангильдин.
  • Супруга по первому браку (1915) — крымчанка из Симферополя караимского происхождения Раиль Вениаминовна Туршу (1870—1921), выпускница знаменитых Бестужевских курсов, единственного в те годы высшего учебного заведения для женщин. Умерла в 1921 году .
  • Супруга по второму браку — Елена Афанасьевна Джангильдина .
    • Старший сын от второго брака — Темирлан Алибиевич Джангильдин .
    • Сын от второго брака — Танирберген (Тангир) Алибиевич Джангильдин.
      • Внук — Джангильдин Юрий Тангирович, Врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава», врач высшей категории. Руководитель курса по подготовке и усовершенствованию психиатров, психотерапевтов и наркологов .
  • Супруга по третьму браку — Гульбаршин Садвакасова .
  • Шурин от третьего брака — Жанайдар Садвакасов, член Совнаркома .
    • Дочь от третьего брака — Куралай Алибиевна Натуллаева (Сабирова) , жена Героя Советского Союза Сабира Рахимова .
  • Четвёртая супруга — Кенжина была моложе его на 30 лет.
  • Тесть от четвёртого брака — Асфендияр Кенжин (1887—1938), нарком просвещения (1921—1922), член ЦИК Казахстана, нарком торговли Казахстана, председатель Совнархоза Казахстана (1929) ,
  • Тёща от четвёртого брака — Кенжина Жаннета Рамазановна .
  • Свояченица от четвёртого брака — Кенжина Юлия Асфендияровна (1933) .
    • Сын от четвёртого брака — Чингиз Алибиевич Джангильдин (1940—2023) , гидробиолог, научный сотрудник лаборатории Тихоокеанского Института рыбного хозяйства и океанографии.
      • Внук — Алиби Чингизович Джангильдин, историк, магистр науки, работает в Казахстанско-Британском техническом университете, окончил истфак КазГУ им. аль-Фараби и магистратуру Бирмингемского университета в Великобритании .
      • Внук — Асет Чингизович Джангильдин, юрист по образованию, увлекается журналистикой, пишет статьи .
      • Внучка — Алтынай Чингизовна Джангильдина, экономист, работает главным бухгалтером .

Примечания

  1. (недоступная ссылка)
  2. Дата обращения: 15 сентября 2018. 15 сентября 2018 года.
  3. . Дата обращения: 14 ноября 2010. Архивировано из 13 марта 2016 года.
  4. Алексей Алексеев. . Kommersant.ru (14 мая 2022). Дата обращения: 22 мая 2022. 22 мая 2022 года.
  5. . Дата обращения: 13 марта 2022. 28 сентября 2020 года.
  6. Алипа Утешева. . « Юридическая газета » (15 декабря 2010). Дата обращения: 1 апреля 2019. 2 апреля 2019 года.
  7. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  8. Қазақ мұңы // Қазақ әдебиеті. Энциклопедиялық анықтамалық. — Алматы: Аруна Ltd., 2010. — ISBN 9965-26-096-6 . (казах.)
  9. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
  10. Олейник А. Подвиг отряда Алиби Джангельдина. // Военно-исторический журнал . — 1961. — № 10. — С.122-127.
  11. (недоступная ссылка)
  12. Скульпторы Т. С. Досмагамбетов, О. Прокопьева; архитектор Ш.Валиханов; Государственная премия Казахстана, 1976. См. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
  13. . Дата обращения: 7 ноября 2017. Архивировано из 7 ноября 2017 года.
  14. (недоступная ссылка)
  15. . Дата обращения: 14 ноября 2010. Архивировано из 11 января 2012 года.
  16. . Дата обращения: 11 января 2011. Архивировано из 27 января 2010 года.
  17. . Дата обращения: 14 ноября 2010. 21 декабря 2010 года.
  18. tengrinews.kz . Главные новости Казахстана - Tengrinews.kz (25 мая 2023). Дата обращения: 9 января 2024.

Литература

  • Джангильдин А. Т. «Книга путешественника вокруг света Н. Степанова, он же Али-Бей Джангильдин. Из Москвы 1910 года мая месяца», Алма-Ата, 2009.
  • Steven Sabol «Russian Colonization and the Genesis of Kazak National Consciousness», Palgrave Macmillan, 2003, pp. 143–144.
  • Материалы Национальной академической библиотеки Республики Казахстан.
  • Джангильдин А. Т. Мой путь. — В кн.: Алиби Джангильдин: Документы и материалы. Алма-Ата, 1961, с. 10 — 75
  • Джангильдин А. Т. «Книга путешественника вокруг света Н. Степанова, он же Али-Бей Джангильдин. Из Москвы 1910 года мая месяца», Алма-Ата, 2009.
  • Симашко М. Комиссар Джангильдин. Алма-Ата: Жазушы, 1978. — 454 с.
  • Steven Sabol «Russian Colonization and the Genesis of Kazak National Consciousness», Palgrave Macmillan, 2003, pp. 143–144.

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 12-06-2018 [2043 дня])
  • (недоступная ссылка с 12-06-2018 [2043 дня])
  • (недоступная ссылка с 12-06-2018 [2043 дня])
  • (недоступная ссылка с 12-06-2018 [2043 дня])
  • (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 12-06-2018 [2043 дня])
  • (недоступная ссылка с 12-06-2018 [2043 дня])
Источник —

Same as Джангильдин, Алиби Тогжанович