Волков-Муромцев, Александр Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Матвей Васильевич Муромцев ( 1734 — 1799 ) — генерал-поручик русской императорской армии из рода Муромцовых . Первый правитель Тульского наместничества (в 1777-84 гг.). Устроитель усадьбы Баловнево близ Данкова .
Сын помещика Василия Яковлевича Муромцева и Евдокии Александровны, урожденной Бибиковой. Во время русско-турецкой войны 1768-74 гг. был генерал-квартирмейстером (начальником штаба) у графа П. А. Румянцева . Затем был губернатором в Новороссии в 1775—1777 годах. В 1780 году вышел в отставку в чине генерал-поручика .
Был наместником Тульского наместничества в 1777—1784 годах: участвовал в устранении последствий пожаров 1779 и 1781 годов , утвердил и курировал реализацию проекта перепланировки и регулярной застройки города Тула .
Награждён орденами Св. Георгия 4-й степени (№ 241 (201); 26 ноября 1774 ) и 3-й степени (№ 51, 26 ноября 1775 ). Также был награждён другими орденами Российской империи , в том числе Святой Анны 1 степени.
Матвей Васильевич начал строительство усадебного комплекса в Баловневе. Усадьба Муромцевых обладала 13 каскадными прудами, пейзажным парком на 96 десятин и садом 29 десятин. По утверждениям краеведов, у Муромцева гостила Екатерина Великая , к приезду которой якобы и создали всю эту роскошь, напоминавшую якобы по стилю летнюю царскую резиденцию. Ему же принадлежало село Себино. Скончался 30 октября 1799 года от плеврита.
Первая жена — Екатерина Яковлева Засецкая (1757— около 1786), дочь прапорщика Якова Герасимовича Засецкого. Екатерина Яковлевна скончалась ещё молодой, оставив семерых детей. Матвей Васильевич впал в «страшную ипохондрию», от которой его безуспешно лечили и столичные медицинские светила, и Болотов с помощью своей «электрической машины» – некого подобия электрофореза. Исцелила же его новая влюблённость и женитьба на Екатерине Александровне Волковой. Дети:
Вторая жена (с 29 января 1787 года) — Екатерина Александровна Волкова (1766—1813), дочь А. А. Волкова . Венчались в Петербурге в церкви Владимирской Пресвятой Богородицы, что в Придворных слободах. По словам современников, Екатерина Александровна была «великая музыкантша и...необыкновенная певица». По семейным преданиям, сам Моцарт посвятил юной Екатерине, которая была знакома с великим композитором, сонату, но она, «к несчастью, утратилась». Московский дом Муромцева стал модным музыкальным салоном, где выступали и знаменитости и любители. У Екатерины Александровны было и ещё одно увлечение – она упорно «собирала разные китайские статуйки, чайники, шкалики, столы» и в Баловнёве устроила удивительные «Китайские комнаты». Любила цветы и экзотические растения, интерьеры московского и баловнёвского домов утопали в цветущей зелени. В 1812 г., узнав о приближении французов к Москве, выехала в Баловнёво, захватив с собой лучшие из ценностей московского дома. Каково же было её отчаяние, когда в усадьбу неожиданно привезли её сына Матвея почти в безнадёжном состоянии и тяжело раненного пасынка Александра. Однако заботливый уход, молодость и живительная сельская природа помогли обоим подняться на ноги и в апреле 1813 года вернуться в свой полк. Екатерине Александровне не довелось порадоваться великой победе. Она скончалась незадолго до взятия русскими войсками Парижа. Дети: