Interested Article - Маравич, Пит
- 2021-02-01
- 1
Питер Пресс Маравич ( англ. Peter Press Maravich ; 22 июня 1947 , , штат Пенсильвания , США — 5 января 1988 , Пасадина , штат Калифорния , США ), известный под прозвищем Пистолет Пит, американский профессиональный баскетболист. Он играл за три команды НБА , пока травмы не вынудили его уйти в отставку в 1980 году. Он является лучшим бомбардиром NCAA (Национальная ассоциация студенческого спорта) первого дивизиона, набрав 3667 очков и в среднем 44,2 очка за игру . Все его достижения были достигнуты всего за 3 студенческих сезона и до введения трехочковой линии .Маравич был назван одним из самых молодых игроков, когда-либо включенных в Зал славы баскетбола . Он участвовал в пяти Матчах всех звёзд НБА и четыре раза был включён в состав сборной всех звёзд НБА. Так же, он входит в список 50 величайших игроков в истории НБА с 1996 года. В апреле 2010 года игрок Зала славы, Джон Гавличек , сказал, что «лучшим мастером на все времена был Пит Маравич» . Маравич внезапно скончался в возрасте 40 лет во время игры в 1988 году, вследствие ранее не выявленного врожденного дефекта сердца .
Ранние годы
Пит Маравич родился в семье баскетбольного тренера Петара «Пресс» Маравича (1915—1987) и Елены Гравор Маравич (1925—1974) в Аликвиппе, город в округе Бивер, на западе Пенсильвании, недалеко от Питсбурга . Маравич поразил семью и друзей своими баскетбольными способностями еще в раннем возрасте. Требовательное отношение отца к сыну мотивировало Пита к достижениям и славе в спорте. Отец Маравича был сыном сербских иммигрантов и бывшим профессиональным игроком, ставший тренером. Он начал показывать ему основы, начиная с семи лет. Маравич, как одержимый, часами отрабатывал трюки с мячом, пасы, ложные замахи и броски с дальней дистанции . Маравич играл в школьной команде средней школы Дэниел в Южной Каролина . В 1963 году его отец покинул пост главного тренера по баскетболу в университете Клемсона и присоединился к тренерскому штабу в университете штата Северная Каролина . Последующий переезд семьи Маравич в Роли, штат Северная Каролина, позволил Питу посещать среднюю школу им. Нидхэма Б. Бротона . Его известное прозвище было рождено как раз в школьные годы, из-за манеры бросать мяч сбоку, словно доставая пистолет из кармана. Прозвище настолько плотно вошло в обиход баскетбольной культуры, что Маравич мог спокойно выйти на площадку в форме с надписью «Пистол», что в переводе с английского означает «Пистолет». Маравич является самым ярким примером нанесения на форму не фамилии, а прозвища.
Он окончил среднюю школу им. Нидхэма Б. Бротона в 1965 году, а затем поступил в Военный институт Эдвардса, где набирал в среднем 33 очка за игру. Пит никогда не любил школу и не любил Военный институт Эдвардса. Было известно, что «Пресс» Маравич очень оберегал Пита от любых проблем, которые могли возникнуть в подростковом возрасте, а также угрожал застрелить его из ружья 45 калибра, если он выпьет или попадет в беду . Маравич был 6 футов 4 дюйма в средней школе и собирался играть в колледже, когда его отец занял тренерскую должность в университете штата Луизиана .
Карьера в колледже
В то время правила NCAA запрещали студентам первого курса играть на университетском уровне, что заставляло Маравича играть в команде новичков. В первой игре против Колледжа Юго-Восточной Луизианы, Маравич набрал 50 очков, сделал 14 подборов и 11 передач .
Всего за три года в университетской команде Луизианского университета (и под руководством своего отца), Маравич набрал 3667 очков — 1138 из них в 1967-68, 1148 в 1968-69 и 1381 в 1969-70 — в среднем 43,8, 44,2 и 44,5 очка за игру. За свою университетскую карьеру, при росте 6’5 "(1,96 м), защитник набирал в среднем 44,2 очка за игру в 83 соревнованиях и возглавлял NCAA в подсчете очков за каждый из своих трех сезонов .
Давний университетский рекорд Маравича особенно примечателен, если принять во внимание три фактора:
- Во-первых, из-за правил NCAA , которые запрещали ему участвовать в студенческих соревнованиях в течение всего первого года обучения, Маравичу не дали возможности добавить к своей карьере целую четверть своего времени в Луизианском университете . В течение этого первого года Маравич набрал 741 очко в соревнованиях первокурсников .
- Во-вторых, Маравич играл до появления трехочковой линии. Это существенное различие породило предположения относительно того, насколько выше были бы его рекорды, учитывая его точность во время дальних бросков, и как такой компонент мог бы изменить, в общем, его игру. В статье для ESPN.com Боб Картер писал: «Хотя Маравич играл до […] появления трехочкового броска, он любил бросать с дальней дистанции» . Сообщалось, что бывший тренер Луизианского университета, Дейл Браун, подсчитал броски Маравича, которые были реализованы и пришел к выводу, что, если бы его броски с трехочковой зоны были засчитаны, как три очка, среднее значение Маравича составило бы 57 очков за игру .
- В-третьих, правило 24 секунд , также, еще не было установлено в игре NCAA, во время карьеры Маравича в колледже. (Ограничение по времени владения мячом ускоряет игру, предписывает дополнительное количество попыток броска, устраняет задержку и увеличивает количество владений на протяжении всей игры, что приводит к более высокому общему счету.)
Тем не менее, более 40 лет спустя многие из его рекордов в NCAA и Луизианском университете остаются в силе. Маравич был трижды в сборной команде США. Пит Маравич закончил свою карьеру в колледже в 1970 году на Национальном Пригласительном Турнире, где Луизианский университет занял четвёртое место .
Профессиональная карьера
Атланта Хокс
Атланта Хокс («Ястребы») выбрала Маравича в первом раунде драфта НБА 1970 года, где он играл под руководством Ричи Герина . В Атланте он чувствовал себя «не в своей тарелке», поскольку у «Ястребов» уже был первоклассный бомбардир на позиции защитника, Лу Хадсон . Фактически, яркий стиль Маравича резко контрастировал с консервативной игрой «Ястребов» и звездного центрового Уолта Беллами . Многие ветераны возмущались контрактом в 1,9 миллиона долларов, который Маравич подписал с командой — очень большая зарплата на тот момент .
Маравич появился в 81 игре и набирал, в среднем, 23,2 очка за игру — достаточно хороший результат, для того, что бы его избрали в Сборную новичков НБА . Ему удалось смешать свой стиль с товарищами по команде, настолько хорошо, что Хадсон добился высоких результатов в своей карьере, набрав 26,8 очка за игру. Несмотря на то, что команда достигла худших результатов — 36 побед и 46 поражений, на 12 побед меньше, чем в предыдущем сезоне — Ястребы вышли в плей-офф, но проиграли « Нью-Йорк Никс » в первом раунде.
Во время второго сезона, его средний результат упал до 19,3 очков за игру, и «Ястребы» закончили сезон с еще одним разочаровывающим результатом — 36 побед и 46 поражений. Они снова вышли в плей-офф и снова были выбиты в первом раунде. Тем не менее, Атланта боролась против « Бостон Селтикс ». Маравич, в среднем, забил 27,7 очков в серии.
В третьем сезоне Маравич в среднем набирал 26,1 очков (5-е место в НБА) и делал 6,9 передачи за игру (6-е место в НБА). Он заработал 2063 очка за сезон, а Хадсон — 2029 очка. Ястребы взлетели, добившись лучших результатов — 46 побед и 36 поражений, но снова проиграли в первом раунде плей-офф. Тем не менее, сезон был достаточно хорош, и Маравич впервые в истории появился в Матче всех звезд НБА.
Следующий сезон (1973/1974) был его лучшим, по крайней мере, с точки зрения индивидуальных достижений. Маравич набирал 27,7 очков за игру — второе место в Лиге после Боба МакАду — и второй раз участвовал в Матче всех звезд НБА. Тем не менее, Атланта опустилась до неутешительных результатов — 35 побед и 47 поражений — и полностью пропустила плей-офф.
Нью-Орлеан Джаз
Нью-Орлеан Джаз искал что-то или кого-то, чтобы вызвать активность среди своих новых поклонников баскетбола. Благодаря своему захватывающему стилю игры, Маравич считался идеальным человеком для этой работы. Кроме того, он уже был знаменитостью в штате, благодаря своим достижениям в университете штата Луизианы . Чтобы приобрести Маравича, «Джаз» обменял двух игроков.
Команда активно боролась в своем первом сезоне. Маравич сумел набрать 21,5 очка за игру. Но результаты «Джаз» были неутешительные — 23 победы и 59 поражений — худшие в НБА.
Менеджмент Джаза сделал все возможное, чтобы Маравич получил сильную поддержку. Во втором сезоне (1975/1976) команда добилась 38 побед и 44 поражений, но не попала в плей-офф, несмотря на значительное улучшение. Маравич боролся с травмами, которые ограничили его всего 62 играми в этом сезоне, но он набирал в среднем 25,9 очков за матч (третье место после МакАду и Карима Абдул-Джаббара ) и продолжил свои трюки, которые так радовали зрителей. В этом сезоне он был удостоен All-NBA First Team (это ежегодная награда Национальной баскетбольной ассоциации (NBA), присуждаемая лучшим игрокам лиги после каждого сезона NBA) первый раз.
Следующий сезон (1976/1977) был его самым продуктивным в НБА. Он лидировал в лиге по результативности, набирая в среднем 31,1 очка за игру. Он набрал 40 или более очков в 13 различных играх и 50 или более в 4 играх. Его 68 очковый шедевр против Никс был в то время самым большим количеством очков, когда-либо набранных защитником в одной игре, и только два игрока на других позициях набрали больше очков: Уилт Чемберлен и Элгин Бэйлор . Бэйлор был главным тренером Джаза в то время.
Маравич заработал свою третью игру в Матче Всех Звезд и был удостоен All-NBA First Team второй сезон подряд.
В следующем сезоне травмы обоих коленей заставили его пропустить 32 игры в сезоне 1977/1978. Несмотря на то, что он был лишен некоторой скорости и атлетизма, ему все же удалось набрать 27,0 очков за игру, а также он добавил 6,7 передачи за матч, что является его самым высоким средним показателем в составе Джаз. Многие из этих передач были отданы товарищу по команде, Траку Робинсону , который присоединился к команде во время межсезонья. В свой первый год в Новом Орлеане он набрал в среднем 22,7 очка и продемонстрировал лучший результат в лиге — 15,7 подборов за игру. Его присутствие помешало противникам сосредоточить свои оборонительные усилия полностью на Маравиче, и это улучшило результативность Джаза до отметки 39 побед, 43 поражения — чуть ли не впервые клуб вышел в плей-офф.
Проблемы с коленом мучили Маравича до конца его карьеры. В сезоне 1978/1979 он сыграл всего 49 игр. Он набирал 22,6 очка за игру в этом сезоне и участвовал последний пятый раз в Матче Всех Звезд. Но его способности забивать и проходить были серьезно нарушены. Команда, также, столкнулась с серьезными финансовыми проблемами. Руководство стало отчаянно пытаться внести некоторые изменения. В 1979 году владелец команды, Сэм Баттистон, перевез «Джаз» в Солт-Лейк-Сити .
Финальный сезон
« Юта Джаз » начала играть в сезоне 1979/1980. Маравич переехал с командой в Солт-Лейк-Сити, но проблемы с коленом были хуже, чем когда-либо. Он появился в 17 играх в начале сезона, но его травмы не позволили ему много тренироваться, и у нового тренера, Тома Ниссалке , было строгое правило, что игроки, которые не тренировались, не могли играть в матчах. Таким образом, к большому разочарованию поклонников Юты, Маравич сидел на скамейке запасных 24 игры. За это время Адриан Дентли стал игроком франшизы команды.
В 1980 году Маравич подписал контракт с «Селтикс», лучшей командой лиги того года, во главе с суперзвездой-новичком Ларри Бёрдом . Маравич приспособился к новой роли помощника на полставки. Он помог команде установить новый результат, 61 победа и 21 поражение в регулярном сезоне, который был лучший в лиге. Впервые, со времен ранней карьеры в Атланте, Маравич смог принять участие в плей-офф НБА. Он играл в девяти играх во время плей-офф, но «Селтикс» проиграл Джулиусу Ирвингу и « Филадельфии ». В плей-оффе его новая команда достигла финала Восточной Конференции.
Понимая, что его проблемы с коленом никогда не исчезнут, Маравич ушел в отставку в конце этого сезона. НБА ввел трехочковый бросок, как раз к последнему сезону Маравича в лиге. Он всегда славился бросками с дальней дистанции, а его последний год представил официальную статистическую оценку его способностям. Ограниченный игровым временем в Юте и Бостоне, он добился 10 попаданий из 15 трехочковых бросков, тем самым добившись 66,7 % попадания из-за дуги.
За десятилетнюю карьеру в НБА Маравич сыграл в 658 играх, набирая в среднем 24,2 очка и 5,4 передачи за матч. В 1985 году под своды дворца спорта, где играла Юта Джаз, была поднята его майка с номером 7. В 1987 году он был включен в Зал славы баскетбола Нейсмита.
Последние годы и смерть
После того, как осенью 1980 года травмы вынудили его закончить карьеру, Маравич стал затворником на два года. Несмотря на все это, Маравич сказал, что находится в поисках «жизни». Он пробовал практиковать йогу и индуизм, читал монаха-трапписта, Томаса Мертона, «Семиэтажная гора» и интересовался уфологией, изучением неопознанных летающих объектов. Он, также, исследовал вегетарианство и макробиотику . В конце концов, он стал глубоко верующим, приняв Евангельское Христианство. За несколько лет до смерти Маравич сказал: «Я хочу, чтобы меня запомнили как христианина, человека, который служит Ему Иисусу в высшей степени, а не как баскетболиста» .
5 января 1988 года Маравич потерял сознание и умер от сердечной недостаточности в возрасте 40 лет , во время баскетбольного матча в спортзале в Первой Церкви Назарянина в Пасадине , Калифорния . В этой игре участвовал один из ведущих христианских семейных психологов в США, Джеймс Добсон. Как оказалось, Маравич вылетел из своего дома в Луизиане , чтобы записать эпизод для радиошоу Добсона, которое вышло, позже, в тот же день. Добсон сказал, что последние слова Маравича, менее чем за минуту до его смерти, были: «Я чувствую себя прекрасно. Я просто чувствую себя великолепно». Вскрытие показало, что причиной смерти являлся редкий врожденный порок сердца — у него отсутствовала левая коронарная артерия, сосуд, который снабжает кровью мышечные волокна сердца. Его правая коронарная артерия была сильно увеличена, так как компенсировала дефект .
За 15 лет до этого, Пит Маравич сказал в одном из интервью: «Я не хочу провести в НБА 10 сезонов, а потом умереть в 40 лет от остановки сердца». Эти слова оказались пророческими. Маравич умер через год после кончины отца и через несколько лет после того, как его мать покончила жизнь самоубийством. Маравич похоронен в Батон-Руж , штат Луизиана.
Наследие
У Маравича осталась жена Джеки и двое сыновей — восьмилетний Джейсон и пятилетний Джош. Только в прошлом году Маравич взял Джейсона на Матч всех звезд НБА 1987 года в Сиэтле , штат Вашингтон , и представил его Майклу Джордану . Так как дети Маравича были очень маленькими, когда он умер, Джеки Маравич, изначально, защищала их от нежелательного внимания средств массовой информации, даже не позволив Джейсону и Джошу присутствовать на похоронах их отца . Однако, склонность к баскетболу оказалась наследственной чертой. Во время интервью USA Today 2003 года, Джейсон сказал, что, когда он был еще малышом, «мой папа передал мне тягу к баскетболу, и с тех пор меня зацепило…. Мой папа сказал, что я бросал и промазывал, и я разозлился, и я продолжал бросать. Он сказал, что его отец говорил ему то же самое» .
Оба его сыновей, в конечном итоге, были вдохновлены игрой в баскетбол в старших классах и в колледжах — Джош учился в alma mater своего отца, университет штата Луизиана .
27 июня 2014 года губернатор, Бобби Джиндал , предложил Луизианскому университету воздвигнуть статую Маравича возле Центра Собраний, который уже носит имя баскетбольной звезды. В феврале 2016 года Комитет Спортивного Зала славы Луизианского университета единодушно одобрил предложение установить в университетском городке статую в честь Маравича .
Памятные вещи
Несвоевременная смерть Маравича и таинственность сделали памятные вещи, связанные с ним, одними из самых дорогих из всех предметов коллекционирования в баскетболе. Игровые майки Маравича приносят на аукционе больше денег, чем аналогичные предметы от кого-либо, кроме Джорджа Микана . Подписанный игровой мяч с его 68-очкового матча, 25 февраля 1977 года, был продан за 131 450 долларов на аукционе «Наследие» 2009 года .
Награды, книги, фильмы и песни
- В 1987 году, примерно за год до своей смерти, Маравич стал соавтором автобиографии под названием «Наследник мечты», в которой много внимания уделялось его жизни после ухода из баскетбола и его последующей преданности христианству.
- После смерти Маравича, губернатор Луизианы Бадди Рёмер подписал прокламацию, официально переименовав внутренний двор университета штата Луизианы в Центр Собраний Пита Маравича.
- В 1991 году вышел биографический фильм под названием «Пистолет: Рождение легенды», драматизирующий его 8-й сезон.
- В 1996 году он был назван одним из 50 величайших игроков в истории НБА, в состав которого вошли историки, игроки и тренеры НБА. Он был единственным умершим игроком в списке. На Матче всех звезд НБА 1997 года в Кливленде, он был представлен двумя сыновьями.
- В 2001 году на CBS дебютировал всеобъемлющий 90-минутный документальный фильм «Пистолет Пит: жизнь и времена Пита Маравича».
- В 2005 году кабельный канал ESPNU назвал Маравича величайшим баскетболистом колледжа всех времен.
- В 2007 году были выпущены две биографии Маравича: Маравич, Уэйна Федермана и Маршала Террилли и Пистолет, Марка Кригеля.
- Группа Ziggens из Южной Калифорнии написала песню о Маравиче под названием «Pistol Pete» («Пистолет Пит») .
- Маравич — один из двух игроков (наряду с Уилтом Чемберленом ), за которыми закреплены номера в трёх клубах НБА — номер 7 в « Юта Джаз » и « Нью-Орлеан Пеликанс » и номер 44 в « Атланта Хокс », причём за «Пеликанс» Маравич никогда не играл.
Университетские награды
- Обладатель ежегодной баскетбольной награды, вручаемой лучшему мужскому баскетболисту Национальной ассоциацией студенческого спорта первого дивизионе (NCAA I) (1970)
- Обладатель Ежегодной Награды, которая вручается за выдающиеся достижения в студенческом мужском баскетболе Ассоциацией баскетбольных журналистов — Приз имени О́скара Ро́бертсона д(1969, 1970)
- Лауреат Премии Нейсмита (1970)
- Баскетболист года в колледже Helms Foundation (1970)
- Баскетболист года колледжа UPI (1970)
- Награда «Баскетболист года колледжа Ассошиэйтед Пресс» (1970)
Статистика
Статистика в НБА
Сезон | Команда | Регулярный сезон | Серия плей-офф | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
GP | GS | MPG | FG% | 3P% | FT% | RPG | APG | SPG | BPG | PPG | GP | GS | MPG | FG% | 3P% | FT% | RPG | APG | SPG | BPG | PPG | ||
1970/71 | Атланта | 81 | 36,1 | 45,8 | 80,0 | 3,7 | 4,4 | 23,2 | 5 | 39,8 | 37,7 | 69,2 | 5,2 | 4,8 | 22,0 | ||||||||
1971/72 | Атланта | 66 | 34,9 | 42,7 | 81,1 | 3,9 | 6,0 | 19,3 | 6 | 36,5 | 44,6 | 81,7 | 5,3 | 4,7 | 27,7 | ||||||||
1972/73 | Атланта | 79 | 39,1 | 44,1 | 80,0 | 4,4 | 6,9 | 26,1 | 6 | 39,0 | 41,9 | 79,4 | 4,8 | 6,7 | 26,2 | ||||||||
1973/74 | Атланта | 76 | 38,2 | 45,7 | 82,6 | 4,9 | 5,2 | 1,5 | 0,2 | 27,7 | Не участвовал | ||||||||||||
1974/75 | Нью-Орлеан Джаз | 79 | 36,1 | 41,9 | 81,1 | 5,3 | 6,2 | 1,5 | 0,2 | 21,5 | Не участвовал | ||||||||||||
1975/76 | Нью-Орлеан Джаз | 62 | 38,3 | 45,9 | 81,1 | 4,8 | 5,4 | 1,4 | 0,4 | 25,9 | Не участвовал | ||||||||||||
1976/77 | Нью-Орлеан Джаз | 73 | 41,7 | 43,3 | 83,5 | 5,1 | 5,4 | 1,2 | 0,3 | 31,1 | Не участвовал | ||||||||||||
1977/78 | Нью-Орлеан Джаз | 50 | 40,8 | 44,4 | 87,0 | 3,6 | 6,7 | 2,0 | 0,2 | 27,0 | Не участвовал | ||||||||||||
1978/79 | Нью-Орлеан Джаз | 49 | 37,2 | 42,1 | 84,1 | 2,5 | 5,0 | 1,2 | 0,4 | 22,6 | Не участвовал | ||||||||||||
1979/80 | Юта Джаз | 17 | 30,7 | 41,2 | 63,6 | 82,0 | 2,4 | 3,2 | 0,9 | 0,2 | 17,1 | Не участвовал | |||||||||||
1979/80 | Бостон | 26 | 17,0 | 49,4 | 75,0 | 90,9 | 1,5 | 1,1 | 0,3 | 0,1 | 11,5 | 9 | 11,6 | 49,0 | 33,3 | 66,7 | 0,9 | 0,7 | 0,3 | 0,0 | 6,0 | ||
Всего | 658 | 37,0 | 44,1 | 66,7 | 82,0 | 4,2 | 5,4 | 1,4 | 0,3 | 24,2 | 26 | 29,1 | 42,3 | 33,3 | 78,4 | 3,7 | 3,8 | 0,3 | 0,0 | 18,7 | |||
Наведите курсор мыши на аббревиатуры в заголовке таблицы, чтобы прочесть их расшифровку |
Примечания
- ↑ Darrell Campbell, Pete Maravich. . — Schroeder, Frank Publisher. — Hardcover, 1987. — ISBN 0840776098 . — ISBN 9780840776099 .
- (16 февраля 2008). Дата обращения: 27 апреля 2019. 8 мая 2019 года.
- . archive.is (30 июня 2013). Дата обращения: 27 апреля 2019. Архивировано из 30 июня 2013 года.
- ↑ Federman Wayne, Terrill Marshall. . — Sportclassic Books, 2006. — p. 68 с. — ISBN 1894963520 . — ISBN 1-894963-52-0 .
- . The MY HERO Project. Дата обращения: 27 апреля 2019. 27 апреля 2019 года.
- Vladimir. (англ.) . Serbica Americana. Дата обращения: 27 апреля 2019. 27 апреля 2019 года.
- . choice.npr.org. Дата обращения: 27 апреля 2019.
- Jennings, Jay (2007-02-11). . The New York Times (англ.) . из оригинала 13 апреля 2019 . Дата обращения: 27 апреля 2019 .
- ↑ Kriegel Mark. Pistol: The Life of Pete Maravich. — Free Press. — New York: Simon & Schuster, (2007. — С. 393. — ISBN 0743284984 . — ISBN 0-7432-8498-4 .
- Rogers, Thomas (1988-01-06). . The New York Times (англ.) . из оригинала 9 марта 2014 . Дата обращения: 28 апреля 2019 .
- (англ.) . ESPN.com (13 августа 2014). Дата обращения: 28 апреля 2019. 28 апреля 2019 года.
- (англ.) . Complex. Дата обращения: 28 апреля 2019. 28 апреля 2019 года.
- OnParr. (1 июня 2007). Дата обращения: 28 апреля 2019. 13 марта 2016 года.
- . web.archive.org (5 августа 2009). Дата обращения: 28 апреля 2019. Архивировано 5 августа 2009 года.
- (16 февраля 2008). Дата обращения: 28 апреля 2019. 8 мая 2019 года.
- . web.archive.org (6 декабря 2008). Дата обращения: 28 апреля 2019. Архивировано из 6 декабря 2008 года.
- (англ.) . NBA.com. Дата обращения: 28 апреля 2019. 28 апреля 2019 года.
- . www.espn.com. Дата обращения: 28 апреля 2019. 2 сентября 2017 года.
- (англ.) . LSUsports.net. Дата обращения: 28 апреля 2019. 21 апреля 2019 года.
- . nbahoopsonline.com. Дата обращения: 28 апреля 2019. 17 июня 2019 года.
- (англ.) . DeseretNews.com (2 ноября 2004). Дата обращения: 29 апреля 2019. 23 сентября 2018 года.
- Federman, p. 367
- Ap (1988-01-10). . The New York Times (англ.) . из оригинала 2 октября 2018 . Дата обращения: 29 апреля 2019 .
- . web.archive.org (7 августа 2013). Дата обращения: 29 апреля 2019. Архивировано 7 августа 2013 года.
- . web.archive.org (5 августа 2009). Дата обращения: 29 апреля 2019. Архивировано 5 августа 2009 года.
- ↑ . usatoday30.usatoday.com. Дата обращения: 29 апреля 2019. 1 июня 2017 года.
- (англ.) . ESPN. Дата обращения: 29 апреля 2019. 30 апреля 2019 года.
- Nola.Com |. (англ.) . nola.com (9 февраля 2016). Дата обращения: 29 апреля 2019. 30 апреля 2019 года.
- (англ.) . Heritage Auctions. Дата обращения: 29 апреля 2019. 30 апреля 2019 года.
- SongMeanings. (англ.) . SongMeanings. Дата обращения: 30 апреля 2019. 30 апреля 2019 года.
Ссылки
- на сайте Зала славы баскетбола (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- 2021-02-01
- 1