Interested Article - Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором православный храм в районе Замоскворечье города Москвы . Относится к Москворецкому благочинию Московской епархии Русской православной церкви . Расположен в Черниговском переулке и состоит из основного храма XVII века , соединённой с ним трапезной последней трети XVIII века и колокольни конца XVIII века, стоящей на углу Черниговского переулка и улицы Пятницкой .

памятник архитектуры (федеральный)

История

Архитектурный комплекс расположен на месте древнего Ивановского, «что под Бором», монастыря, впервые упомянутого в летописи при рассказе об обстоятельствах рождения великого князя Василия II в 1415 году . В 1514 году «по особому благоволению» Василия III вместо деревянного монастырского храма была возведена первая каменная церковь Усекновения главы Иоанна Крестителя, строил её Алевиз Новый .

Ивановский монастырь был традиционным местом молитв о благополучных родах великой княгини. И в 1530 году , в год рождения Ивана Грозного , при содействии великого князя и бояр Глинских, монастырь был перенесен ближе к государеву двору на холм, названный по имени древнего монастыря, Ивановскую горку . А каменная церковь бывшего Ивановского монастыря стала приходской.

Вероятно, в смутное время каменный храм был значительно повреждён. Во всяком случае, в некоторых документах середины XVII века он упоминается как деревянный. Последний мог появиться при восстановлении каменного здания, рядом с которым, по традиции тех времён, могли поставить небольшую рубленную церковь для временного размещения престола .

От постройки XVI века сохранился белокаменный подклет, а в апсиде попадаются фрагменты кладки из маломерного «алевизовского» кирпича. По одной из версий, основной объём храма датируется 1658 годом . Другая дата, 1675 год , вероятно, связана с очередной перестройкой или обновлением церкви, совпавшей по времени со строительством расположенной по соседству каменной церкви Черниговских чудотворцев . Стилистическая общность этих храмов и приёмы в обработке деталей позволяют предполагать, что над ними работала одна и та же артель каменщиков.

В XVII веке храм представлял собой бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом четверик с современным ему северным приделом . Крыльцо располагалось у южной стороны храма. С запада, на одной оси с основным объёмом, находились трапезная и колокольня . В 1757—1760 годах колокольня и трапезная, обветшавшие «от великого звона», были сломаны и на средства купца Ф. Ф. Замятина были возведены новые сооружения. На старом подклете бывшей трапезной была поставлена расширенная трапезная с двумя приделами, Никольским и Космодамианским. Основание разобранной колокольни вошло в объём притвора , завершённого в 1770-е годы. С восточной стороны от храма (а не с западной, как обычно), на углу Черниговского переулка и улицы Пятницкой, одновременно с трапезной начали строительство новой колокольни. В это же время значительно изменил свой облик и четверик основного объёма: лишившись придела он получил оформление в стиле барокко середины XVIII века.

Эти работы продолжались несколько десятилетий. Так, колокольню продолжали строить ещё в 1781 году. Известно, что ограда комплекса по переулку отстраивалась также после пожара 1787 года . А в 1798 году с западной стороны от церкви появился одноэтажный каменный церковный дом «с регулярною фасадою». За несколько десятилетий реконструкции всего комплекса стиль барокко был вытеснен классицизмом , что сказалось на архитектуре его отдельных частей. В 1896—1904 годах при участии архитектора Фёдора Шехтеля были реставрированы стенные росписи и иконостас

Архитектура

Здание церкви XVII века и ограда
Южный фасад церкви с порталом
Трапезная
Колокольня
Церковный домик

Сложившийся разновременный архитектурный комплекс, занимающий угловое владение в начале Черниговского переулка, состоит из церкви с трапезной (дом 4/2 строение 8), отдельно стоящей колокольни (дом 4/2 строение 1), значительно перестроенного церковного дома (дом 4/2 строение 5) и ограды.

Основной объём церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором в целом сохранил черты постройки XVII века. При перестройке 1758 года были прорублены большие окна, верх церкви приобрёл снаружи форму купола с «полуглавиями» в центре фасадов , над куполом поднялся восьмигранный световой барабан , образуя подобие второго яруса. От декора XVII века сохранился венчающий карниз и оформление южного портала , ранее скрытого крыльцом. Само крыльцо, за исключением нижней части в виде полой сводчатой камеры, не дошло до наших дней. Остальная часть декора XVII века была восстановлена по сохранившимся фрагментам. Во внутреннем оформлении на сводах и стенах четверика различимы фрагменты орнаментальной росписи конца XVII века, а также скрытая побелкой живопись конца XIX в.

Остальные части комплекса, возведенные в XVIII—XIX веках, строились со значительным преобладанием градостроительного аспекта и сыграли решающую роль в оформлении Черниговского переулка и улицы Пятницкой.

Вдоль красной линии переулка расположен южный фасад четырёхстолпной сводчатой трапезной, соединённой с основным зданием церкви, но воспринимаемой как самостоятельный объём. Учащенный ритм пилястр , раскреповка цоколя и карниза, большие окна в наличниках с «ушками» и выступающими треугольными фронтонами , ложные окна цокольного этажа, соответствующие верхнему ряду окон — всё это придает фасадам трапезной чрезвычайную нарядность и пластическую насыщенность. С запада от здания церкви вместо колокольни во всю ширину торца расположен притвор (нынешний построен около 1880 г.), выделенный на боковых фасадах более широким членением.

С запада от притвора прежде стояли церковные ворота, а от восточного угла трапезной до колокольни шла высокая ограда, включавшая стенку церковного крыльца. Более позднее повторение этой ограды было восстановлено при реставрации всего комплекса в 1984 году . Восстановленная ограда выдержана в пропорциях первоначальной, определяемых ритмом фасадов трапезной, и служит объединяющим элементом всего комплекса.

Наиболее значительной частью ансамбля является колокольня, в архитектуре которой зрелый классицизм сочетается с приёмами середины XVIII в. Богатая пластика трех четвериков колокольни связана с её ролью организующей вертикали в начале Пятницкой улицы. Арочный проём в нижнем ярусе колокольни служит входом на церковный двор, кладка из большемерных кирпичей в подклете, вероятно, является остатками Святых ворот церковной ограды XVII века.

В композиции объёмов и декоре колокольни использованы приёмы ордерной архитектуры : при построении нижнего, второго и третьего ярусов использованы, соответственно, пропорции дорического , ионического и коринфского ордеров.

Нижний четверик отличается массивностью, подчеркнутой большими парными угловыми колоннами и мощью сильно крепованных карниза и парапета . Второй ярус решён в более сдержанных формах. Арочное обрамление его окон повторяет абрис арок нижнего яруса, а над колоннами первого яруса расположены пары пилястр, служащие опорой для фронтонов. Арочный четверик звона поставлен на высокий парапет второго яруса. Для него характерен декор, напоминающий барокко XVIII века: легкая раскреповка углов, гранённый купол с люкарнами и завершение в виде ажурного восьмигранника с фигурной главкой и шпилем . Архитектурному стилю середины XVIII обязаны своим существование и вазы на парапете нижнего яруса, восстановленные при реставрации. Однако их форма, равно как и лепной декор — раннеклассические. Это позволяет полагать, что оформление фасадов было выполнено в конце XVIII века.

Церковный домик, скромный по размерам и оформлению, был построен в 1798 году . Сначала он был одноэтажным и строился как богадельня . Позже домик использовался как церковно-приходская школа . В XIX веке был надстроен второй этаж и изменены фасады. Ряд церковных владений возводил в конце XIX — начале XX веков архитектор М. Ф. Бугровский .

Культурная значимость

В кинематографе

Место съёмок фильма Геннадия Полоки « Наше призвание ».

Примечания

  1. Москва, которая есть / Сост. А. Алексеев. — М. : Департамент культурного наследия г. Москвы, 2013. — С. 183. — 238 с.
  2. Нащокина М. В. Михаил Бугровский — архитектор купеческой Москвы // Архитектурное наследство. — М. , 2012. — Вып. 56 . — С. 235—260 .

Литература

Источник —

Same as Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором