Монгольское нашествие на Русь
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаи́л Все́володович (известный также, как Михаи́л Черни́говский , не ранее 1180 / 1195 — 1246 ) — князь Переяславский ( 1206 ), Новгородский ( 1224 , 1229 ), Черниговский ( 1223 / 1226 — 1246 ), Галицкий ( 1235 — 1239 ), Великий князь Киевский ( 1238 — 1239 , 1241 — 1243 ).
Причислен к лику святых на Соборе 1547 года ; дни памяти — 20 сентября ( 3 октября ) и 14 (27) февраля .
Большинством историков и в родословных Михаил считается внуком Святослава Всеволодовича черниговского и киевского (ум.1194). В частности, в летописи под 1179 годом сообщается о женитьбе среднего сына Святослава Всеволодовича на Казимировне (сестре Конрада), а под 1239 годом говорится о захвате по пути из Киева в Венгрию жены Михаила (Олёны), которую Даниил Романович называет своей сестрой, в то же время Конрад Мазовецкий назван дядей Михаила.
Однако, в первоисточниках Михаил фигурирует как сын Всеволода Святославича Буй-Тура курского (ум.1196) . Это Воскресенская и Никоновская летописи. Дважды (в Лаврентьевской и Новгородской I летописях) ошибочно назван внуком Ольговым (это может быть оборотом летописцев для обозначения всех Ольговичей, так же назван под 1212 годом Ярополк Ярославич , внук Всеволода Ольговича). В Любецком синодике Михаил упомянут прежде «Пантелеймона Мстиславича» ( Мстислава Святославича ), Ярополка Ярославича и Владимира Игоревича , хотя по традиционной версии относился к следующему поколению князей.
Аналогично упомянут сам Всеволод Чермный : после Феодосия ( Игоря Святославича ) и перед Олегом-Константином Святославичем , хотя сын Святослава Всеволодовича Всеволод был младшим братом Олега. Кроме того, женой Всеволода названа Анастасия без отчества, женой же Всеволода (сына Святослава Всеволодовича) была Мария, дочь Казимира II польского. О жене Всеволода Буй-Тура курского, напротив, мы знаем лишь отчество ( Глебовна , дочь Глеба Юрьевича ).
Также в Любецком синодике сразу после Михаила упомянут ещё один Михаил, почти не поддающийся идентификации, с женой Еленой (Олёной). Он мог быть сыном Всеволода (сына Святослава Всеволодовича), посаженным отцом в Переяславле в 1206 году . Зотов Р. В. считает князя Михаила на поз.38 Любецкого синодика внуком Святослава Всеволодовича, но отличает его от Михаила Всеволодовича и считает Михаилом Борисовичем, от Бориса, упомянутого на поз.24 синодика вместе с отцом (Святославом Всеволодовичем). Однако, на поз.24 синодика упомянут вероятнее всего Святослав Всеволодович трубчевский , который, возможно, был младшим братом Михаила , Владимир-Борис Святославич упомянут в синодике отдельно, и у Святослава Всеволодовича черниговского и киевского было всего 5 сыновей, о чём свидетельствует вышеупомянутое известие о женитьбе в 1179 году среднего сына.
После изгнания отцом из Переяславля сына Всеволода Большое Гнездо Ярослава ненадолго занял переяславский престол.
По сути неизвестно, какой стол занимал Михаил между 1206 и 1226 годами, несмотря на то, что он занимал довольно высокое место среди Ольговичей в это время: после отца, Глеба и Мстислава Святославичей, хотя по действовавшему лествичному праву должен был уступать в старшинстве ещё примерно десятку князей. Под 1223 годом был единственным Ольговичем, упомянутым летописью после своего дяди, черниговского князя Мстислава Святославича. Л. Войтович считает, что Михаил владел неким княжеством вблизи Чернигова, не называя его, причём, по его версии, этим княжеством не были ни Стародубское, ни Вщижское, ни Сновское. Младшего же двоюродного брата Михаила, Мстислава Глебовича , в упомянутый период Войтович считает новгород-северским князем, то есть владельцем второго по старшинству стола в Чернигово-Северской земле. Некоторые историки считают Михаила новгород-северским князем в этот период .
Участвовал в княжеском съезде в Киеве в 1223 году и в последовавшей за ним битве на Калке . Возможно, после гибели на Калке Мстислава занял черниговский престол (по другой версии, в 1226 году, см. Константин Ольгович ). В 1224 году стал новгородским князем сразу после конфликта Юрия Всеволодовича Владимирского , женатого на его сестре , с новгородскими боярами, и организовал обмен пленными.
В 1226 году при помощи Юрия провёл поход против Олега Курского , представителя северской ветви Ольговичей . Причину конфликта летопись не указывает, а Войтович считает, что Олег Курский пытался «изменить решение черниговского съезда », добиваясь Новгорода-Северского.
В 1228 году совместно с Ростиславом Пинским и Владимиром Рюриковичем участвовал в неудачной осаде города Каменца — владения Даниила Романовича . В 1229 году в Новгородской земле отменил в связи с голодом забожничье на 5 лет для смердов , ушедших в новые земли, назначил посадником в Новгороде Внезда Водовика , который привёз впоследствии оставленного Михаилом сына Ростислава в Чернигов , после изгнания их из Новгорода и Торжка в 1230 году . Отказался от борьбы за Новгород после похода владимиро-суздальских князей в Черниговскую землю (1231).
В 1232 году вмешался в борьбу за Киев в союзе с Изяславом , в 1235 году Чернигов осаждался войсками Даниила Галицкого , и Михаил ответным походом захватил Галич, а Изяслав — Киев.
Осенью 1237 года к Михаилу за помощью против монголов обратились рязанские князья, послом прибыл Евпатий Коловрат . По версии летописи, Михаил отказался предоставить помощь, так как «рязанские с ним на Калку не пошли» . Евпатий Коловрат вернулся на пепелище Рязани, затем догнал монголов «в пределах земли Суздальской », нанёс им ощутимые потери, но и сам погиб вместе с отрядом.
В 1238 году после ухода во Владимир Ярослава Всеволодовича занял Киев, зимой 1238 / 1239 года организовал поход на Литву с участием своего старшего сына Ростислава и галицких войск, с которым Войтович связывает гибель двух чернигово-северских князей: сына Романа Игоревича Михаила и внука Владимира Игоревича Святослава Всеволодовича . Воспользовавшись уходом галицких бояр , Даниил Романович Волынский смог окончательно завладеть Галичем.
На момент монгольского нашествия на чернигово-северские земли являлся великим князем Киевским , но бежал в Венгрию вместе со своим сыном Ростиславом . Получил в кормление от Даниила Галицкого Луцк , впоследствии вернулся в опустошённый татарами Киев , где правил до 1243 года , когда во время его отъезда в Венгрию на свадьбу сына Ростислава Киев перешёл во владение Ярослава Всеволодовича Владимирского по ярлыку . После этого Михаил Всеволодович вернулся в Чернигов , где правил до момента, когда вместе с рядом других князей был вызван в Орду .
Михаил Всеволодович | |
---|---|
|
|
Родился |
1179
|
Умер |
1246
Золотая Орда |
Почитается | в Русской Православной Церкви |
Прославлен | в 1572 году |
В лике | мученика |
День памяти | 20 сентября ( 3 октября ) и 14 (27) февраля |
Перед входом в шатёр Батыя монгольские жрецы повелели ему пройти через священный огонь и поклониться их идолам, на что Михаил отвечал:
«Я могу поклониться царю вашему, ибо небо вручило ему судьбу государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам».
За отказ от поклонения по приказу Батыя князь был казнён; следом принял смерть за веру и его верный боярин Феодор . Гибели мучеников посвящено « Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора ». Князя тайно похоронили верные ему приближённые, а затем его останки перенесли в Чернигов. После его смерти черниговский престол занял брат Михаила Андрей .
Практически одновременно (30 сентября) в Монголии предположительно был отравлен второй из трёх самых влиятельных русских князей — Ярослав Всеволодович Владимирский (почти годом ранее Даниил Галицкий при личном визите к Батыю признал зависимость от ханов).
Вскоре в Ростове был возведён в честь Михаила Черниговского деревянный храм, сгоревший от удара молнии в 1288 году.
В 1572 году останки Михаила Черниговского после его прославления были перенесены из Чернигова в Москву. В 1772 году его мощи помещены в серебряную раку в Архангельском соборе . В 1812 году во время нашествия Наполеона серебряная рака была похищена и впоследствии заменена бронзовой.
В 1987 году Михаил Всеволодович был включён в созданный Собор Тульских святых , празднование Собору совершается 22 сентября ( 5 октября ) .
Согласно традиционной версии, у Михаила было 5 сыновей, однако лишь один из них — Ростислав — упоминается в летописях, но при этом не упоминается в родословных верховских князей , составленных в XVI веке.
Согласно исследованиям М. Е. Бычковой, впервые родословие потомков Михаила Черниговского появилось в Уваровской летописи (создана около 1530 года), где размещено родословие князей Звенигородских . Мстислав там назван вторым сыном Михаила (после Романа Брянского , Ростислав в родословии отсутствует) . Также роспись Звенигородских князей содержится в Никоновской летописи (создана в 1526—1530 годах). Возможно, что эти вставки попали в летописи благодаря монаху Иосифо-Волоколамского монастыря Дионисию Звенигородскому . Единственный источник, где указано отчество Романа брянского Михайлович — это сказание об основании Свенского монастыря в 1288 году, но это сказание составлено после 1567 года и отчество могло быть позаимствовано из родословцев . Роман Старый не мог быть сыном Михаила Всеволодовича по династическим и церковным канонам, поскольку не мог выдать дочь замуж за своего двоюродного брата .
Также из родословцев известны Мстислав Карачевский , Семён Глуховский и Юрий Тарусский , вместе с Романом якобы с 1246 года владевшие всеми чернигово-северскими землями, за исключением Посемья , хотя и их уделы, и их потомки впервые упоминаются в летописях только в XIV веке, а к середине XIII века по летописям известен десяток других линий Ольговичей, об исчезновении которых ничего не известно. На несоответствие родословных летописным сведениям обратил внимание Н. Баумгартен , который посчитал, что все родословия, возводящие происхождение черниговских князей к Михаилу Всеволодовичу, ошибка или «подлог» составителей родословий .Поскольку действовавшие во 2-й половине XIV века князья в родословных названы сыновьями Мстислава, Семёна и Юрия, а это невозможно хронологически, то историки либо достраивают несколько поколений между ними , либо сдвигают годы жизни родоначальников вперёд, тем самым отделяя их от Михаила Всеволодовича, при этом допуская, что среди их возможных отцов мог быть какой-то другой Михаил .
По мнению Беспалова Р. А., ряд родов при составлении родословных в начале XVI века просто приписали в качестве родоначальника Михаила, канонизированного православной церковью . Причиной указания Михаила Черниговского предком всех верховских князей стала его широкая известность в Русском государстве , особенно после торжественного переноса его мощей из Чернигова. Таким образом, в родословных книгах образовалось колоссальное «племя Михаила Черниговского», к которому относили себя, среди прочих, Долгоруковы , Волконские , Репнины , Горчаковы , Оболенские , Одоевские , Воротынские , Барятинские и все прочие потомки Ольговичей . При этом генетические исследования представителей этого клана, проведённые в XXI веке, показали, что они по мужской линии не происходят от того же предка, что и Мономашичи .
Жена :
Дети :
Предполагамые дети (приписаны в поздних родословцах):