Interested Article - Чертополох (фильм)
- 2020-06-28
- 1
«Чертополох» ( англ. Ironweed ) — кинофильм , драма режиссёра Эктора Бабенко . Экранизация одноимённого романа Уильяма Кеннеди . Номинации на премию « Оскар » и « Золотой глобус ».
Сюжет
Действие происходит в США во времена Великой депрессии — в течение нескольких дней в канун Хэллоуина 1938 года. Фрэнсис Фелан в прошлом известный бейсболист , ныне бомж и алкоголик. Фрэнсис возвращается в Олбани , откуда он когда-то сбежал. Двадцать лет назад его обеспеченную жизнь прервала трагедия. Сначала во время забастовки Фрэнсис убил человека и позже он, будучи пьяным, стал причиной смерти своего новорождённого сына. В Олбани Фрэнсис находит свою бывшую любовницу, бывшую певицу, ныне такую же опустившуюся, безнадёжно больную женщину Хелен Арчер. Их приютила благотворительная ночлежка, которую содержит Реверенд Честер.
Фрэнсис вместе с другим бродягой Руди подрабатывает на кладбище, где роет могилы. В один из вечеров, после порции спиртного, его и Хелен посещают видения. Фрэнсиса преследует мёртвый ребёнок и другие люди, в чьей смерти он повинен. Фрэнсис находит свою бывшую супругу Энн и пытается наладить с ней контакт. Его уже взрослые сын и дочь против воссоединения. Прошлого не вернуть и всё бесполезно — они с Энн расстаются. Концовка картины трагична. В конце фильма Хелен умирает. Бдительные горожане избивают и выгоняют бомжей из города. Опустошённый Фрэнсис покидает город в товарном вагоне .
В ролях
- Джек Николсон — Фрэнсис Фелан
- Мерил Стрип — Хелен Арчер
- Кэрролл Бейкер — Энни Фелан
- Дайан Венора — Маргарет Фелан
- Майкл О’Киф — Билли Фелан
- — Оскар Рео
- — Катрин Доэрти
- Том Уэйтс — Руди
- Нейтан Лейн — Гарольд Аллен
- Джеймс Гэммон — Реверенд Честер
- Тед Ливайн — Пит Поконо
История создания
Материалом для фильма послужила известная книга Уильяма Кеннеди, получившая Пулитцеровскую премию в 1984 году. Книгой заинтересовался бразильский режиссёр Эктор Бабенко и совместно с Кеннеди они написали сценарий. После того как идея понравилась и Джеку Николсону, независимые продюсеры Кейт Бэриш и Марсиа Насатир (компания TAFT Productions) согласились выделить бюджет и начать производство .
Фильм снимали там же где и происходят события — в Олбани. Мэрил Стрип, которая жила неподалёку, возвращалась после съёмок домой. Николсон, который набрал немного лишнего веса после « Иствикских ведьм », сгонял его прямо в ходе работы над картиной. Съёмки прошли летом 1987 года и заняли около 17 недель. Технически наиболее сложной стала сцена забастовки, в ходе которой пришлось воссоздать исторический вид города начала XX века и высыпать несколько сот тонн мусора на улицы города . Картина была выпущена к Рождеству 1987 года и провалилась в прокате едва окупив один только гонорар Джека Николсона ($5 млн) . Вознаграждение Мэрил Стип оказалось примерно в два раза меньше. После того как она узнала сколько получил за картину её партнер в главной роли возмущению Мэрил не было предела. Она даже начала кампанию за уравнивание в размерах вознаграждения за фильм актёров и актрис .
Критика
Картина получила в целом весьма прохладные отзывы. Критики нашли фильм не совсем цельным, а идею книги не донесённой до экрана без потерь. ( New York Times ) отозвалась о сюжете как о «скелете» без плоти . По мнению Шейлы Бенсон ( Los Angeles Times ) картина словно разбита на отдельные плохо связанные эпизоды . Довольно странным был выпуск картины в прокат накануне Рождества — социально сложная тематика картины совершенно этому не соответствовала, и кассовый провал был закономерен. Дэйв Кер ( Chicago Tribune ) назвал попытку воссоздать трущобы Олбани « диснейлендом для попрошаек», а в одеждах нищих подозрительно заметна рука костюмера .
Актёрская игра в картине оказалась на уровне, но она не спасает картину. Номинации на высокие премии вполне заслужены. Николсон попросту не может играть плохо, как отметил Керр, но этого не достаточно . Мэрил Стрип весьма убедительно создаёт образ алкоголички и прекрасно играет голосом, однако все возможности дарования Мэрил не опираются на сценарий, который не даёт им полностью раскрыться . Роджер Эберт впрочем достаточно высоко оценил «Чертополох», сравнив его с вышедшей примерно в одно время картиной « Пьянь », отдельно отметив актёрскую игру. По его мнению экранное противостояние Джека Николсона и Кэрол Бейкер как раз придало картине некоторую законченность ближе к развязке .
Примечания
- , с. 287.
- , с. 11.
- Nina Darnton. (англ.) . New York Times (19 июля 1987). Дата обращения: 10 февраля 2013. Архивировано из 8 марта 2016 года.
- , с. 292.
- , с. 438.
- ↑ . (англ.) . New York Times (18 декабря 1987). Дата обращения: 10 февраля 2013. Архивировано из 3 ноября 2017 года.
- Sheila Benson. (англ.) . Los Angeles Times (18 декабря 1987). Дата обращения: 10 февраля 2013. Архивировано из 11 ноября 2012 года.
- ↑ Дэйв Кер . (англ.) . Chicago Tribune (12 февраля 1988). Дата обращения: 10 февраля 2013. Архивировано из 16 апреля 2013 года.
- Роджер Эберт . (англ.) . (12 февраля 1988). Дата обращения: 10 февраля 2013. 26 октября 2012 года.
Литература
- Dennis McDougal. . — Ил. — John Wiley & Sons, 2007. — С. 1. — 512 с. — ISBN 9780471722465 .
- Claudio Edinger. . — Penguin Books, 1988. — С. 2. — pages с. — ISBN 9780140111910 .
- 2020-06-28
- 1