Первая любовь (фильм, 2001)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Любовь» ( фр. Amour ) — французско-немецко-австрийский художественный фильм, камерная драма режиссёра Михаэля Ханеке , премьера которой состоялась на 65-м Каннском кинофестивале , где лента получила главный приз — « Золотую пальмовую ветвь ». В главных ролях, пожилых учителей музыки, задействованы Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива , во второстепенной роли их дочери Евы — Изабель Юппер .
Лента была крайне высоко оценена мировыми кинокритиками, повергнув в состояние шока не только их, но и простых зрителей (« Вести.ru ») . На 85-й церемонии вручения премии « Оскар » фильм победил в категории « Лучший фильм на иностранном языке » и получил номинации за лучший фильм года (первый фильм не на английском языке в XXI веке), режиссёрскую работу и лучшую женскую роль . На родине большинства членов съёмочной группы «Любовь» отметили пятью главными статуэтками национальной премии « Сезар », в том числе за лучший фильм года.
Основной слоган фильма: «Испытание чувств на закате жизни» |
Всё действие фильма, кроме вступительной сцены, происходит в обыкновенной парижской квартире.
Восьмидесятилетние Жорж ( Жан-Луи Трентиньян ) и Анн ( Эмманюэль Рива ) — заслуженные учителя музыки — посещают концерт бывшего ученика. Их дочь Ева ( Изабель Юппер ) живёт отдельно со своей семьёй. Совершенно внезапно для Жоржа у Анн случается гемиплегия .
После возвращения из больницы на инвалидной коляске (половина тела Анн парализована), любовь пары подвергается серьёзному испытанию. Жоржу приходится делать всё, чтобы помочь своей супруге (как подмечает критик Питер Дебраж, его привязанность к жене настолько велика, что помощь Анн в перемещении в кресло из инвалидной коляски выглядит как танец) . Жорж ассистирует ей во всём: кормит из ложки, водит в туалет, тем самым выполняя желание жены никогда больше не возвращаться в больницу .
После того, как состояние Анн ухудшается и она постепенно превращается в «овощ», дочь Ева приступает к заботам не о больной матери, а о вопросах недвижимости. Подавленный Жорж нанимает сиделок, а раз в две недели квартиру посещает семейный доктор Бертье.
Однажды днём, понимая, что супруга уже не поправится, Жорж избавляет её от страданий. Он одевает её в официальный наряд, покупает цветы и осыпает ими тело. Оставшись один в пустой квартире, Жорж пишет письма почившей жене. В конце фильма Анн снова появляется рядом с ним, и они оба покидают квартиру уже навсегда.
В финальной сцене Ева приходит в опустевший отцовский дом и ходит по пустой квартире.
Ханеке взялся за тему старения, основываясь на собственном опыте, после просмотра нескольких фильмов и телепрограмм о судьбе пожилых людей . По словам режиссёра, фильма бы и не было, если бы не «великий» Жан-Луи Трентиньян — именно под него писался весь сценарий . Сам Трентиньян по этому поводу говорил: «Я увидел один из фильмов Ханеке. До этого я не знал такого режиссёра — дело в том, что я редко куда-то выбираюсь и живу в деревне. Так вот, когда я увидел фильм Микаэля, я сказал друзьям — я больше не снимаюсь, но с таким режиссёром я бы хотел поработать. И он каким-то образом услышал меня» .
Эмманюэль Рива, исполнившая вторую ключевую роль, «просто пленила» молодого Ханеке в её знаковой ленте « Хиросима, любовь моя », после чего он потерял её из виду . Когда состоялся кастинг на главную женскую роль, он пригласил всех французских актрис в такой же возрастной категории . Среди них была и Рива .
Квартира, в которой происходит всё действие фильма, была специально спроектирована на венской киностудии и декорирована под парижскую . Сцены снимались в хронологическом порядке, что, по мнению Ханеке, было более удобно .
Фильм был положительно воспринят большинством мировых кинокритиков . На 65-м Каннском киносмотре журналисты выделяли две картины, которые в основном могли претендовать на « Золотую пальмовую ветвь »: « Корпорация „Святые моторы“ » Лео Каракса и «Любовь» Михаэля Ханеке .
Среди профессиональных критиков ленту также ожидал настоящий триумф:
Сам Михаэль Ханеке так отзывался о собственном фильме :
В своём фильме я хотел показать, что происходит с человеком, который видит страдания любимого. … Насилие — не то, что меня больше всего интересует. Вопрос о людях и об их чувствах. Любовь как чувство может быть не меньшим насилием, чем что-то иное.
Награды и номинации | ||||
---|---|---|---|---|
Награда | Категория | Номинант | Результат | |
Каннский кинофестиваль | « Золотая пальмовая ветвь » за лучший фильм | Михаэль Ханеке | Победа | |
Премия Европейской киноакадемии | «Лучший фильм» | Маргарет Менегоз | Победа | |
«Лучшая режиссёрская работа» | Михаэль Ханеке | Победа | ||
«Лучшая мужская роль» | Жан-Луи Трентиньян | Победа | ||
«Лучшая женская роль» | Эмманюэль Рива | Победа | ||
«Лучший сценарий» | Михаэль Ханеке | Номинация | ||
«Лучшая операторская работа» | Дариус Хонджи | Номинация | ||
Круг кинокритиков Нью-Йорка | «Лучший фильм на иностранном языке» | Победа | ||
Национальный совет кинокритиков США | «Лучший фильм на иностранном языке» | Победа | ||
« Спутник » | «Лучший фильм на иностранном языке» | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Эмманюэль Рива | Номинация | ||
Премия британского независимого кино | «Лучший международный независимый фильм» | Номинация | ||
« Независимый дух » | «Лучший иностранный фильм» | Михаэль Ханеке | Победа | |
Общество кинокритиков Бостона | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучший фильм на иностранном языке» | Победа | |||
«Лучшая женская роль» | Эмманюэль Рива | Победа | ||
Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса | « Лучший фильм » | Победа | ||
« Лучшая женская роль » | Эммануэль Рива |
Победа
(совместно с
|
||
«Лучший фильм на иностранном языке» | Победа | |||
«Лучшая женская роль» | Эмманюэль Рива | Номинация | ||
«Лучший фильм на иностранном языке» | Номинация | |||
« Выбор критиков » | «Лучший фильм на иностранном языке» | Победа | ||
«Лучшая женская роль» | Эмманюэль Рива | Номинация | ||
«Лучший иностранный фильм» | Победа | |||
« Золотой глобус » | «Лучший фильм на иностранном языке» | Победа | ||
Ассоциация кинокритиков Чикаго | «Лучшая женская роль» | Эмманюэль Рива | Номинация | |
«Лучший фильм на иностранном языке» | Победа | |||
«Лучший фильм на иностранном языке» | Победа | |||
«Лучший иностранный фильм» | Победа | |||
«Лучшая женская роль» | Эмманюэль Рива | Победа | ||
Круг кинокритиков Лондона | «Фильм года» | Победа | ||
«Иностранный фильм года» | Номинация | |||
«Режиссёр года» | Михаэль Ханеке | Номинация | ||
«Актёр года» | Жан-Луи Трентиньян | Номинация | ||
«Актриса года» | Эммаюуэль Рива | Победа | ||
«Второплановая актриса года» | Изабель Юппер | Номинация | ||
«Сценарий года» | Михаэль Ханеке | Победа | ||
Национальное общество кинокритиков США | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Михаэль Ханеке | Победа | ||
«Лучшая женская роль» | Эмманюэль Рива | Победа | ||
«Лучшая женская роль» | Эммануэль Рива | Номинация | ||
BAFTA | «Лучший фильм на иностранном языке» | Маргарет Менегоз, Михаэль Ханеке | Победа | |
«Лучшая режиссёрская работа» | Михаэль Ханеке | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Эмманюэль Рива | Победа | ||
«Лучший оригинальный сценарий» | Михаэль Ханеке | Номинация | ||
« Оскар » | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучший фильм на иностранном языке» | Михаэль Ханеке | Победа | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Михаэль Ханеке | Номинация | ||
«Лучший оригинальный сценарий» | Михаэль Ханеке | Номинация | ||
«Лучшая женская роль» | Эмманюэль Рива | Номинация | ||
« Сезар » | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Михаэль Ханеке | Победа | ||
«Лучшая мужская роль» | Жан-Луи Трентиньян | Победа | ||
«Лучшая женская роль» | Эмманюэль Рива | Победа | ||
«Лучшая женская роль второго плана» | Изабель Юппер | Номинация | ||
«Лучший оригинальный сценарий» | Михаэль Ханеке | Победа | ||
«Лучшая операторская работа» | Дариус Хонджи | Номинация | ||
«Лучшие декорации» | Номинация | |||
«Лучший монтаж» | Номинация | |||
«Лучший звук» | Номинация |