Лига Справедливости: Война
- 1 year ago
- 0
- 0
Иов, или Осмеяние справедливости ( англ. Job: A Comedy of Justice , выходил также как Иов, или Комедия справедливости ) — фантастический роман Роберта Хайнлайна 1984 года , антирелигиозная сатира . Заглавие отсылает к библейской Книге Иова и одновременно роману Дж. Кейбелла « Юрген, Комедия справедливости ». Номинировался на премии « Хьюго » и « Небьюла », в 1985 году удостоен награды « Локус » за лучший роман-фэнтези. Посвящён Клиффорду Саймаку .
Христианский политический активист Алекс Хергенсхаймер совершает круиз по островам Тихого океана. Побывав на гавайском фестивале огнехождения , Алекс неожиданно обнаруживает, что попал в другую реальность. Вернувшись на лайнер, он видит, что все его принимают за совершенно другого человека — его «новая» фамилия Грэхэм, а, кроме того, выясняется, что его двойник имел любовницу — датчанку Маргрету Свенсдаттер Гундерсон, которая подрабатывала в круизе горничной. После кораблекрушения Алекс и Маргрета попадают в Мексику ещё одной реальности, оттуда они, пережив землетрясение, перебираются в США, чтобы добраться до Канзаса — родины Алекса. Всякий раз, когда главные герои накапливают немного денег, реальность меняется, и они остаются ни с чем (а один раз в буквальном смысле слова голыми). В Техасе главные герои становятся гостями Сатаны , но пока не подозревают об этом (это реальность хайнлайновской « Истории будущего »). В финале романа наступает конец света (в 1994 году ), и Алекс, как не изменивший вере, оказывается в Раю . Там-то и выясняется, что Маргрета была скандинавской язычницей , и все их неприятности устроил Локи с разрешения Господа Бога . Алекс обнаруживает, что не хочет оставаться в Раю без Маргреты, хотя небесная канцелярия признала его святым , и отправляется на её поиски в Ад . Рай и Ад описаны Хайнлайном сатирически, в духе «Путешествия капитана Стормфилда на небеса» Марка Твена . Рай — на редкость унылое место, в котором праведники сами пытаются устроить жизнь, напоминающую земную, и ненавидят ангелов за самодовольство. Ад — более пригодное для человека место, проводником по нему для Алекса является библейская блудница Раав ; Мария Магдалина , хотя постоянно живёт в Раю, но иногда посещает преисподнюю как приглашённый специалист. В результате сложной сделки между братьями Богом и Сатаной, и приказа некоего вышестоящего Верховного существа (в русском переводе — «мистер Кощей»), Маргрета извлечена из Вальгаллы и остаётся в аду с Алексом (который считает, что добрался до Канзаса, и открыл там маленький ресторанчик). Роман заканчивается фразой: «Рай там, где Маргрета» .
С. В. Голд, в послесловии к изданию 2018 года утверждал, что к моменту своего литературного дебюта в 1939 году, Хайнлайн мог с одинаковой лёгкостью работать и в жанре научной фантастики, и фэнтези ( Кэмпбелл в то время редактировал два журнала: « Astounding Science Fiction » — по научной фантастике, и « Unknown » — по фэнтези). Тем не менее, на литературном рынке и в среде критиков после войны он рассматривался как ведущий автор «твёрдой» НФ, хотя периодически выпускал объёмные тексты в жанре фэнтези: « Неприятная профессия Джонатана Хога » (1959) или « Дорога доблести » (1963). Один из первых отзывов на свой рассказ « Линия жизни » Хайнлайн получил от начинающего тогда студента Айзека Азимова . Среди прочего, Азимов писал Хайнлайну об искусстве пиара, и, в частности, следующее: «Иегова заполучил в свою поддержку хорошую прессу, так что Сатане не помешало бы нанять хорошего пресс-агента…» Спустя 45 лет Хайнлайн назвал Азимова крёстным отцом романа «Иов». К началу 1980-х годов Хайнлайн вплотную подошёл к идее равнозначности физических и литературных объектов, что выразилось в его романе « Число зверя ». Летом 1982 года Хайнлайн приступил к написанию нового романа на религиозную тему, ради чего внимательно читал Библию . По мнению С. Голд, выбор тематики был трезво просчитанным ходом: публикация была намечена на 1984 год, который предсказуемо ассоциировался с антиутопией Оруэлла , поэтому роман на религиозную тему должен был выделяться на фоне политических или футурологических текстов. Во времена знакомства с Азимовым, Хайнлайн любил роман Дж. Кейбелла « Юрген, Комедия справедливости », который прочитал ещё во время учёбы в Академии ВМФ. В своём романе Хайнлайн использовал подзаголовок «Комедия справедливости» и заимствовал образ Кощея, который и был Демиургом у Кейбелла. Концепцию загробной жизни как делового предприятия Хайнлайн уже использовал в 1940-е годы в повести « », а сцены Рая напрямую отсылали к «Путешествию капитана Стормфилда в рай» Марка Твена. В то же время Хайнлайн не желал ограничиваться только антиклерикальной сатирой, и в романе звучали его постоянные мотивы, в частности, соотношения этического и эстетического, впервые рассмотренная в «Джонатане Хоге». С. Голд утверждал, что литературная игра «Иова» — это максимальное приближение Хайнлайна к постмодернизму . Начав рукопись в августе 1982 года, Хайнлайн завершал её в июле 1983 года, сделав перерыв на путешествие в Антарктиду. Хайнлайн трижды переделывал рукопись, но поскольку в те годы он уже работал на персональном компьютере, черновых вариантов не сохранилось. После выхода в свет роман достиг 9-го места в списке бестселлеров « Нью-Йорк таймс », номинировался на « Хьюго » и « Небьюлу », но награду получил от « Локуса » — как лучший роман-фэнтези . С. Голд писал:
Я вижу в этой номинации определённое торжество справедливости: писатель, не признававший барьеров между научной и сказочной фантастикой, был наконец-то оценен по обе стороны границы.