Бродский, Иосиф Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Исаа́к Изра́илевич Бро́дский ( 25 декабря 1883 [ 6 января 1884 ] , Софиевка , Таврическая губерния — 14 августа 1939 , Ленинград ) — русский , позднее советский живописец , график и педагог , заслуженный деятель искусств РСФСР (1932); один из основоположников живописи социалистического реализма , автор обширной изобразительной ленинианы .
Родился в еврейской семье. Отец был торговцем и землевладельцем, купцом второй гильдии города Ногайска Таврической губернии . Младшая сестра Раиса (1894—1946), окончив Санкт-Петербургскую консерваторию, стала музыкантом .
В 1896 году окончил Бердянское городское училище. Считал своей родиной город Бердянск. С детства проявил талант к живописи. С 1896 по 1902 год учился в Одесском художественном училище у Л. Д. Иорини, К. К. Костанди и Г. А. Ладыженского. Затем переехал в Санкт-Петербург и продолжил обучение в столичном Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств . В течение пяти лет учился в Академии у И. Е. Репина . В 1909 — 1911 годах на деньги Академии ездил по Германии , Франции , Испании и Италии , в частности посетил на острове Капри М. Горького .
До Октябрьской социалистической революции 1917 года и в 1920-е годы Бродский участвовал в выставках в Академии художеств, был экспонентом «Товарищества южнорусских художников», « Товарищества передвижных художественных выставок », « Общества имени А. И. Куинджи », « Общины художников », членом-учредителем « Общества живописцев » .
Летом 1917 года он начинает портрет Александра Керенского (заканчивает уже в 1918, когда Временное правительство было свергнуто) , а после Октябрьской революции активно пишет портреты большевистских лидеров. Бродский много работал над созданием образов советских вождей, в первую очередь В. И. Ленина и И. В. Сталина , а также Луначарского, Ворошилова, Фрунзе, Калинина, Зиновьева и других.
Кроме того, Бродский занимался реорганизацией художественного образования в СССР . С 1932 года был профессором, а с 1934 — директором Всероссийской Академии художеств . К работе в возглавляемом им Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры И. И. Бродский привлёк крупнейших художников и педагогов: К. Ф. Юона , П. С. Наумова , Б. В. Иогансона , А. И. Любимова , Р. Р. Френца , Н. Ф. Петрова , В. А. Синайского , В. И. Шухаева , Д. И. Киплика , Н. Н. Пунина , В. Н. Мешкова , М. Д. Бернштейна , Е. М. Чепцова , И. Я. Билибина , М. Г. Манизера , П. Д. Бучкина , А. П. Остроумову-Лебедеву , А. Е. Карева , Б. А. Фогеля , Л. Ф. Овсянникова , С. В. Приселкова , И. П. Степашкина , К. И. Рудакова и других. Его учениками были такие известные художники и педагоги как А. И. Лактионов , Ю. М. Непринцев , В. М. Орешников , П. П. Белоусов , М. П. Железнов , Н. Е. Тимков , А. Н. Яр-Кравченко , П. К. Васильев , М. Г. Козелл и другие.
Умер Бродский 14 августа 1939 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище . Надгробие (скульптор Б. Ф. Кратко, архитектор В. С. Васильковский 1934, 1978)
В своём дневнике Корней Чуковский , встречавшийся с Бродским в 1926 году так отметил стиль работы художника:
17 февраля «… я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина , сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от „ расстрела коммунистов в Баку“… И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев.
Сам Бродский очень мил. …чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля , Малявина , Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять таки мещанин , защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией. …
Примирило меня с ним то, что у него так много репинских реликвий. Бюсты Репина, портреты Репина и проч. И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка — в портретах, в декоративных панно. Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица.»
В собрании Одесского художественного музея :