Interested Article - Морской Никольский собор (Кронштадт)
- 2020-05-16
- 2
Морско́й Нико́льский собо́р ( Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца , Ставропигиа́льный Нико́льский морско́й собо́р ) — православный храм в Кронштадте , последний и самый крупный из морских соборов , построенных в Российской империи . Сооружён в 1903—1913 годах в неовизантийском стиле по проекту архитектора Василия Косякова .
Василий Косяков писал в 1910 году: « С 1902 года в городе Кронштадт производится постройка Морского Собора — памятника чинам флота, погибшим при исполнении служебного долга… Храм сооружается по высочайше одобренному проекту и во всё время хода постройки является предметом особого внимания их императорских величеств ».
Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви , входит в состав . Ставропигиальный статус собора указывает на его прямое подчинение патриарху. Настоятель собора — архимандрит Алексий (Ганьжин) .
С мая 2013 года считается главным храмом Военно-морского флота России .
История
Вопрос о строительстве вместительного собора в Кронштадте поднимался ещё с 1830-х годов, тем не менее только ходатайство вице-адмирала Николая Казнаковa получило в 1897 году высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку храма.
По инициативе первого протопресвитера военного и морского духовенства Александра Желобовского велось строительство сотен войсковых храмов. Именно он инициировал строительство Морского собора в Кронштадте.
Возведение храма было решено вести на Якорной площади , на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю.
В XX веке
В апреле 1901 года был принят проект архитектора Василия Косякова , высочайше утверждённый 21 мая ( 3 июня ) 1901 года . В проектировании собора также участвовали гражданские инженеры Владимир Шаверновский и Александр Виксель .
1 (14) сентября 1902 года началась постройка собора, которую предварил молебен, совершённый протоиереем Иоанном Кронштадтским в присутствии вице-адмирала Степана Макарова .
8 (21) мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II , императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны , великих князей Михаила , Алексея и Владимира Александровичей . По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.
В 1907 году храм был вчерне готов, началась внутренняя отделка. Стоимость строительства собора составила 1 876 000 рублей.
Освящение собора состоялось 10 (23) июня 1913 года в Высочайшем присутствии. Освящал Храм протопресвитер военного и морского духовенства отец Георгий Шавельский в сослужении настоятеля петербургского Адмиралтейского собора митрофорного протоиерея Алексия Ставровского и сонма кронштадтского духовенства и морских чинов при стечении тысяч молящихся.
Собор состоял в приходе кронштадтского морского Богоявленского собора, службы проводились до 1927 года.
1 июня 1929 года президиум вынес постановление о закрытии храма и передаче здания для использования «под культурно-просветительские цели». Приходской совет обратился во ВЦИК с просьбой оставить храм верующим. Президиум ВЦИК отклонил ходатайство верующих и разрешил использование собора «под культурные цели». Последнее собрание членов Приходского совета состоялось 27 сентября 1929 года.
14 октября 1929 года храм был окончательно закрыт. Был составлен акт приема-передачи здания и церковного имущества от приходского совета. Имущество собора по оценочной описи в основном перешло в ведение Государственного фонда.
14 февраля 1930 года на Якорной площади состоялся антирелигиозный митинг. С храма сбросили колокола и кресты.
После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького , вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой». С куполов смыли позолоту, отломали позолоченные части икон, демонтировали мраморный иконостас, замазали штукатуркой мозаичные иконы, закрасили росписи, забрали из храма реликвии из галереи военно-морской славы и всё церковное имущество. Со стен галерей и алтаря демонтировали мраморные памятные доски вечного поминовения погибших российских военных моряков и флотских священнослужителей и использовали их при строительстве хозяйственных объектов.
В годы Великой Отечественной войны в пространстве под куполом храма был размещён наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. Во время артобстрелов в собор попало несколько артиллерийских снарядов. В ходе реставрации, завершившейся в 2013 году, было решено сохранить в северной части Морского собора след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол и упавшей на гранитный пол в 1943 году .
В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой.
Тогда входящий в храм не увидел бы прежней роскоши и величия. Центральный зал после реконструкции 1954 года был разделён подвесным потолком. Использовалась только одна треть объёма. О былом великолепии напоминали аркады галерей второго этажа — тогда здесь был балкон концертного зала.
Сохранялся византийский орнамент на сводах, колоннада искусственного мрамора, ажурные капители . На месте иконостаса была устроена театральная сцена. Узкая лестница вела в подкупольное пространство — по ней никто не ходил, наверху царило запустение. Сквозь выбитые окна веял ветер и лились дожди, а виднеющиеся на куполе звёзды можно было спутать с настоящими. На многие десятилетия здесь обосновались голуби. Лишь на потрескавшейся стене был виден побледневший от непогоды лик херувима …
В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея .
Морской Николаевский собор изначально задуман был как храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены чёрные и белые мраморные доски. Чёрные — с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море. Белые и чёрные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр. [ источник не указан 2327 дней ]
В XXI веке
В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест. В Никольском Морском соборе продолжалась реставрация. Успешно прошли переговоры между морским ведомством и Русской православной церковью о передаче Морского собора в подчинение церкви. Но Морской собор церкви передан не был. [ источник не указан 1841 день ] 19 ноября стало известно о принятия закона, по которому имущество религиозного назначения в России передаётся церквям .
19 декабря 2005 года состоялась первая за 75 лет литургия .
20 ноября 2010 года в храме служил патриарх Кирилл , причём это богослужение транслировалось петербургским телевидением .
19 апреля 2012 года патриарх Кирилл совершил чин малого освящения собора в присутствии президента Дмитрия Медведева .
Реставрационные работы в соборе велись до весны 2013 года, предполагалось, что при этом по выходным и праздникам будут проводиться службы . Однако в июне 2013 года ещё сохранялись проблемы с доступом в храм, вызванные неясным юридическим статусом здания .
В рамках реставрации мастерами из Златоуста Александром , Ниной и Денисом Лохтачевыми была изготовлена серебряная водосвятная чаша, выполненная по эскизам Василия Косякова . Орнамент на чаше выполнен с учётом стиля и технологий конца XIX — начала XX века. Вес чаши составил более 11 кг [ неавторитетный источник ] .
16 мая 2014 года по согласованию с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием патриарх Кирилл назначил председателя епархиального отдела по связям с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями архимандрита Алексия (Ганьжина) настоятелем кронштадтского Никольского морского ставропигиального собора.
Духовенство
Настоятели церкви | |
---|---|
Даты | Настоятель |
1913 — декабрь 1918 | протоиерей Василий Иоаннович Погодин (1862 — декабрь 1918) |
январь 1919 — июль 1919 | священник Венедикт (Плотников) (1872—1937, расстрелян) |
3 июля 1919 — февраль 1920 | священник Василий Матвеевич Братолюбов (1873 — 28 марта 1921, расстрелян) |
февраль 1920 — май 1920 | митрофорный протоиерей Павел Виноградов, 1920 арестован (11.07.1874 — 09.03.1938, расстрелян) |
май 1920 — март 1921 | священник Василий Братолюбов ( — 28 марта 1921, расстрелян) |
март 1921 — 1927 | протоиерей Иосиф Антонович Чепик |
май 1927 — 14 октября 1929 | протоиерей Михаил Кравченко |
14 октября 1929 — 2005 | храм не действовал |
октябрь 2005 — 2014 | протоиерей Святослав Викторович Мельник (род. 1965) |
16 мая 2014 — настоящее время | архимандрит Алексий (Ганьжин) (род. 1960) |
Архитектура
Главный (западный) фасад
архитектор Василий Косяков |
Поперечный разрез
архитектор Василий Косяков |
Проект барельефа «
Альфа и Омега
»
Василий и Георгий Косяковы |
Проект
Семисвечника
Василий и Георгий Косяковы |
Никольский Морской собор выстроен в неовизантийском стиле . В целом, храм повторяет объёмно-планировочную структуру собора Святой Софии в Константинополе . Это заметно во всех основных элементах кронштадтского храма — устройстве центрального купола на низком барабане с множеством окон, в интерьере опирающемся на четыре арки, перекинутые между гигантскими угловыми пилонами, наличии боковых полукуполов с востока и запада, один из которых (восточный), перетекает в три полукупола апсид ещё меньшего размера. В несколько переработанном, но вполне узнаваемом виде в кронштадском храме присутствует и двухъярусные колоннады боковых нефов , характерные для Святой Софии.
Росписи и мозаики на фасадах и в интерьерах Морского собора исполнены также под влиянием образцов византийского искусства. При этом в облике Морского собора присутствуют и явные цитаты средневековой западноевропейской ( романской , и отчасти, готической архитектуры ): две башни-колокольни на главном западном фасаде, тройной перспективный портал (там же), большие круглые окна в центре боковых фасадов. Уникальной особенностью Морского собора, по сравнению с византийскими храмами, является и обширный цокольный этаж- крипта . Мотив позолоченного рельефного оформления куполов восходит к храмовым постройкам русского барокко, возведённым по проектам Бартоломео Растрелли .
По абсолютным размерам кронштадтский храм несколько меньше своего византийского прототипа. Для сравнения: диаметр купола Святой Софии — 31 метр, а диаметр купола Морского собора — 26,7 м; высота обоих зданий соответственно равна 56 и 52 метрам ; длина — соответственно 81 и 83 м; ширина — 72 и 64 м. Дополнительно отметим, что сторона подкупольного квадрата в интерьере составляет 24 м; пролёты главных арок — 23 м; высота до основания главного купола — 52 м. Общая высота Морского собора с крестом — 75,3 м. Это самое высокое здание в Кронштадте.
Фасады собора облицованы кирпичом и терракотой и украшен гранитными цоколем и колоннами порталов , а также, в небольшом количестве, майоликой и мозаикой . Иконы на фасадах были исполнены в мозаичной мастерской В. А. Фролова:
- Западный центральный портал украшен мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя сюжетами из жизни святителя Николая Чудотворца, символами евангелистов и орнаментами.
-
Над боковыми порталами главного входа, находятся иконы святых, которым посвящены приделы:
- слева — святых апостолов Петра и Павла ;
- справа — святителя Николая чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского .
- Над северным порталом — образ Божией Матери;
- Над южным порталом — святителя Митрофания.
Главный купол и купола звонниц украшены медными рельефными орнаментами, вызолоченными по мордану .
В восточной части находятся ещё два входа, предназначавшиеся для духовенства, с богато декорированными бронзовым орнаментом дверями.
Над главным внутренним пространством господствует центральный купол диаметром около 27 метров. Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами .
Роспись была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор работы художника М. М. Васильева. Рисунок был выполнен частично под мозаику, частично под фрески. При реставрации храма было решено закончить роспись .
Остальные части храма были окрашены ровным колером. Хоры поддерживаются колоннами, которые увенчаны капителями и, как и наличники внутренних дверных проёмов, покрыты искусственным мрамором. Карнизы покрыты лепными орнаментами. Стены в нижней части были обнесены высокой панелью из цветного мрамора, где на чёрных досках предполагалось высекать имена погибших чинов флота.
Алтарная часть приподнята в высоту на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н. А. Попова по проекту В. А. и Г. А. Косяковых был исполнен из белого мрамора с мозаичными вставками. Над главным престолом возвышалась мраморная сень. Боковые приделы святых Петра и Павла и преподобного Иоанна Рыльского не были отделены от главного. В левой части солеи находилась мраморная кафедра для проповедей. Она была декорирована колонками и мраморными панелями, а также изображением Святого Духа в виде голубя. Иконостас был уничтожен в 1929 году и был полностью воссоздан по эскизам, архивным фотографиям и материалам .
Пол был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей. Орнамент пола геометрический и состоит из ромбов, квадратов и треугольников.
В восточной части хор находились парадная ризница и место для хора. Там же хранились иконы с упразднённых судов. На первом этаже размещались ризница и библиотека.
Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк. Пока не установлено, кто тогда, сто лет назад проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Всего витражей в соборе было пять, два имели невероятные размеры — площадью по 52 квадратных метра каждое, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Эти круглые окна на момент их установки в 1913 году были, несомненно, самыми большими витражами в дореволюционной России.
Западное окно с изображением « Деисуса » воссоздано по сохранившейся чёрно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции — Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя — решены в духе работ Виктора Васнецова , самого популярного и востребованного церковью художника в начале XX века. Два других окна первого яруса: «Распятие с предстоящими» с северной стороны и «Чудесный улов» с южной — созданы заново в соответствии с духом эпохи и стилистикой церковной настенной живописи начала XX века.
Воссозданием этих огромных стеклянных полотен в 2011—2012 годах занималась петербургская мастерская Алексея Яковлева .
Морской собор является памятником всем чинам Российского флота , база которого в Кронштадте создана Петром I .
Прилегающая территория
Рядом с собором расположены два сквера — южный и северный.
В северном сквере был расположен закладной камень на месте будущего монумента участникам антибольшевистского восстания 1921 года , впоследствии он исчез .
Примечания
- ↑ от 6 августа 2018 на Wayback Machine // Ставропигиальный Никольский морской собор г. Кронштадта : официальный сайт.
- ↑ , с. 41—48.
- .
- от 3 сентября 2017 на Wayback Machine на сайте Книга Памяти Великой Войны
- , с. 180—182.
- от 21 октября 2018 на Wayback Machine РБК
- Дата обращения: 3 января 2011. 24 сентября 2015 года.
- от 25 апреля 2015 на Wayback Machine Патриархия.ru
- от 8 декабря 2015 на Wayback Machine . РИА Новости , 19.4.2012.
- от 8 декабря 2015 на Wayback Machine . Карповка.нет , 19.4.2012.
- от 22 октября 2014 на Wayback Machine . Фонтанка.ру
- . www.lik.ru . Дата обращения: 9 ноября 2021. 9 ноября 2021 года.
- Список настоятелей церкви составлен на основе клировых ведомостей и метрических книг церкви, находящихся в ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113, 124—127; и документов Архива Санкт-Петербургской епархии.
- Е. В. Дмитриева. Санкт-Петербург. Пособие по истории города. СПб., 2001, с.77
- . Olgatravel.com. Дата обращения: 12 октября 2015. 12 декабря 2015 года.
- Функционально они усиливали конструкцию собора.
- . Роспись стен. Дата обращения: 12 октября 2015. 23 июля 2015 года.
- Самойлов А. О. Свято-Никольский Морской собор. Иконостас. / Под редакцией В. И. Суслина. Москва-Кронштадт: ООО "Реставрационно-производственное предприятие «Таргет-Цель», 2012
- . Дата обращения: 16 марта 2012. 28 января 2015 года.
- . Дата обращения: 4 сентября 2017. 4 сентября 2017 года.
Литература
- Горохов В. А., Крестьянинов В. Я. Кронштадтский Морской собор. — СПб. : «Цитадель», 1997. — 32 с.
- Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта. — СПб. : «Паритет», 2005. — ISBN 5-93437-192-4 .
- Савельев Ю.Р. "Византийский стиль" в архитектуре России. Вторая половина XIX - начало ХХ века". - СПб: "Лики России", 2005 - ISBN 5-87417-207-6 .
- Гусаров А. Ю. Памятники воинской славы Петербурга. — СПб. , 2010. — ISBN 978-5-93437-363-5 .
- Тимофеевский Ф. А. . — Кронштадт: Тип. изд. «Кронштадтский Вестник», 1913. — С. 53. от 9 февраля 2010 на Wayback Machine
- . — 1913. — 20 с.
- Анисимов А. В. // Academia. Архитектура и строительство. — 2013. — № 1 . — С. 41—48 .
- Кириченко Е. И. . — БукСмарт, 2016. — 352 с. — ISBN 978-5-906190-54-3 .
- Изотова О. А. Кронштадтский Морской собор. // Военно-исторический журнал . — 2003. — № 2. — С.28-19.
Ссылки
- 2020-05-16
- 2