Вермеер, Ян
- 1 year ago
- 0
- 0
«Сводница» — картина нидерландского художника Яна Вермеера , написанная им в возрасте 24 лет, в 1656 году. Первая работа художника в жанровой живописи , изображающая сцену из повседневной жизни, возможно, в публичном доме , и отличающаяся от ранних работ на библейские и мифологические темы. Одна из трёх картин, подписанная и датированная Вермеером (кроме « Астронома » и « Географа »).
Название картины, по-видимому, относится к хитро улыбающейся женщине в чёрном одеянии монахини . Человек слева от неё, в чёрном берете, дублете с прорезями, со стаканом пива в одной руке и цистрой в другой, был идентифицирован как сам автор картины . Его внешний вид имеет заметное сходство с персонажем другой работы Вермеера — « Мастерская художника ». Солдат в красном камзоле, держащий молодую женщину за грудь, бросает монету в её протянутую ладонь.
Объёмный кувшин — образец вестервальдской керамики — стоит на переброшенном через балюстраду килиме с колоритным орнаментом. Этот восточный ковёр, возможно, привезённый из Ушака , занимает добрую треть картины. Накинутый на него чёрный плащ с пятью пуговицами был добавлен Вермеером на последнем этапе работы над картиной.
Вероятно, на Вермеера повлияли картины Герарда Терборха схожей тематики и «Сводница» Дирка ван Бабюрена (ок. 1622), принадлежавшая Марии Тинс, тёще Вермеера .
Следы картины прослеживаются до 1696 года, когда она была продана на аукционе в Амстердаме под названием «Комната с весёлой компанией». До 1741 года находилась в Вальдштейновской коллекции Дукса (ныне Духцов ), после чего её приобрёл Август III , курфюрст Саксонский . В 1980 году была выставлена в Старом музее Берлина ( ГДР ) . Нынче хранится в Дрезденской галерее .
Многие критики отмечали нетипичный для работ Вермеера недостаток освещения. Питер Свилленс писал в 1950 году, что если эта картина вообще принадлежит кисти Вермеера, то она демонстрирует попытку художника «нащупать» подходящую форму выражения. Эдвард Траутшольд, однако, десятью годами раньше написал, что в «Своднице» впервые и в полной форме явился темперамент 24-летнего Вермеера .
В своей довольно смелой книге «Семейные тайны Вермеера» искусствовед Бенджамин Бинсток предположил, что картина является психологическим портретом семейства художника , на которой он изобразил себя музыкантом в услужении хозяйки публичного дома, свою жену Катарину — блудницей , а брата Виллема — похотливым солдатом . По мнению Бинстока, какого-либо нравоучительного содержания эта «мрачная и тёмная» картина не несёт .