Вермеер, Ян
- 1 year ago
- 0
- 0
Христос в доме Марфы и Марии ( нидерл. Christus in het huis van Martha en Maria ) — картина голландского художника Яна Вермеера , выполнена в 1655 году. Работа хранится в Национальной галерее Шотландии , расположенной в Эдинбурге . Картина относится к периоду раннего творчества художника и предположительно является первой выполненной на заказ .
Картина «Христос в доме Марфы и Марии» была завершена в 1655 году и является одной из самых ранних работ Яна Вермеера. В начале своего творческого пути художник часто прибегал к мотивам мифологическим (к примеру, картина « Диана со спутницами ») и религиозным, что привело к созданию картины «Христос в доме Марфы». Нетипичный для Вермеера стиль выполнения картины наталкивал многих исследователей творчества голландского художника на мысль, что данная работа могла быть выполнена на заказ .
Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
— Лк.
Во время своих странствий Христос пришел в Вифанию и остановился на ночлег в доме сестер Лазаря — Марии и Марфы. Марфа начала приготовление на кухне и браниться на Марию, сидящую у ног Иисуса, за отсутствие помощи с её стороны. На её слова Христос ответил, что Мария выбрала лучшее занятие — следование наставлениям Господа .
Работа «Христос в доме Марфы и Марии» выполнена в традициях утрехтской школы художеств. При создании картины Вермеер использовал тёмные, охровые и тёплые золотистые тона, яркость которых он выделял при помощи тёмных цветов . Художник расположил три фигуры по центру картины, при этом опустив множество деталей, чтобы не перенасыщать композицию. Во внешности двух сестер Вермеер передал кардинальные различия их характеров. Задний фон был выполнен в тёмных тонах, чтобы акцентировать внимание на персонажах картины . Расположение фигур, вымышленный интерьер и пейзаж являются подражанием итальянской ренессансной традиции .