Метод Сократа
- 1 year ago
- 0
- 0
Смерть Сократа ( укр. Смерть Сократа ) — рисунок Тараса Шевченко , выполненный им в 1837 году в Санкт-Петербурге . Один из рисунков на историческую тематику, созданных во время обучения у художника Василия Ширяева . Считается наиболее совершенным из всех рисунков Шевченко, созданных в этот период. На рисунке изображён осуждённый на смерть Сократ в тюрьме, держащий в руке чашу с ядом. Он обращается с речью к своим ученикам. Исследователи отмечали в рисунке Шевченко мастерскую работу со светом и уверенность в рисовке и группировке фигур.
Рисунок был подарен художником Василию Жуковскому и долгое время хранился в частных коллекциях в Европе, а затем в Пушкинском Доме в Ленинграде . В 1930 году передан в Институт Тараса Шевченко , затем хранился в различных украинских учреждениях, пока в 1948 году не вошёл в состав фондов Государственного музея Тараса Шевченко . Начиная с 1930 года, рисунок неоднократно экспонировался на различных выставках.
Рисунок был создан Тарасом Шевченко в 1837 году в Санкт-Петербурге, во время учёбы у художника Василия Ширяева. Последний учил своих учеников не только технике интерьерной росписи, но и рисовать работы на античную и мифологическую тематику в академическом стиле . Во время обучения у Ширяева Шевченко создал ряд «сложных многофигурных композиций» на античную тематику, «значительно более совершенным» из которых считается рисунок Сократа . По другой версии, Шевченко создал рисунок во время обучения на классах Общества поощрения художников .
Вместе с несколькими другими работами 1835—1837 годов, рисунок был подарен художником своему товарищу, поэту Василию Жуковскому . Последний в 1841 году покинул Российскую империю и вывез рисунки в Европу . После смерти Жуковского его сын Павел передал часть родительской коллекции, вместе с рисунком Сократа, коллекционеру Александру Онегину , который завещал своё собрание Российской академии наук . С 1928 года рисунок вошёл в фонды Пушкинского Дома , через два года его передали в Институт Тараса Шевченко в Харькове . Затем последовательно хранился в (1932) и Центральном музее Тараса Шевченко (1940). После реорганизации музея, в 1948 году, рисунок хранится в Государственном музее Тараса Шевченко (с 1991 года Национальный музей Тараса Шевченко) под инвентарным номером г-316 . Состояние удовлетворительное .
Рисунок выполнен тушью и раскрашен акварельными красками на листе бумаги размерами 24,5 × 32,3 сантиметра. В его левом нижнем углу есть авторская надпись, сделанная тушью: 1837. Шевченко . Он впервые упоминается в издании «Пушкинский дом. Выставка собраний А. Ф. Онегина» (1930). Хотя ещё в изданном в 1886 году «Указателе Радищевского музея в Саратове» под ошибочным названием «Смерть Сократа» упоминался другой рисунок Шевченко — « Александр Македонский проявляет доверие своему врачу Филиппу » . Искусствовед Алексей Новицкий включил рисунок «Смерть Сократа» в восьмой том полного собрания сочинений Шевченко (1932), где он был впервые репродуцирован и прокомментирован .
На рисунке изображена сцена казни древнегреческого философа Сократа. Он был приговорён к смерти судом за «опасную для афинской демократии деятельность» . Хотя друзья предлагали ему сбежать, философ решил принять наказание и выпить яд, изготовленный из цикуты . Последние часы жизни философ провёл в тюрьме, окружённый своими учениками . Исследователь Дмитрий Степовик относит «Смерть Сократа» к серии из пяти рисунков Шевченко, изображающих смерть известных исторических персонажей .
Рисунок написан в академическом стиле , однако в нём художник отходит от стандартного плоскостного построения планов и строит композицию диагонально к краю листа. Шевченко изобразил Сократа, читающего последнюю речь ученикам, держа в левой руке бокал с ядом. Правая же рука философа поднята вверх, будто бы подтверждая этим жестом сказанное . Исследователи отмечают работу со светом, Шевченко мастерски использовал сразу три его источника: открытые двери, зарешеченные окна и светильник. Благодаря этому центральная часть рисунка хорошо освещена, выделяя фигуру Сократа. Дмитрий Степовик обращал внимание на хорошую работу над переходами от света к тени, Шевченко использовал как плавные, так и резкие соединения . Хотя на рисунке изображено много движений и драматизма, фигуры остаются сухими . По сравнению с другими историческими рисунками Шевченко, работе художника характерна большая уверенность в рисовке и группировке фигур. Этот рисунок считается наиболее совершенным из всех исторических композиций художника, своеобразным итогом в работе над традиционными академическими композициями на историческую тему .
По мнению искусствоведа Николая Бурачека , рисунок мог быть перерисован с гравюр находившихся в коллекции Василия Ширяева . Шевченковед Ирина Вериковская указывала, что в 1836 году на Академической выставке экспонировалась одноимённая картина художника Петра Шамшина .
Кроме рисунка, Шевченко неоднократно обращался к образу Сократа в своих поэтических и прозаических произведениях. Его имя содержится в черновых вариантах поэмы « », в стихотворении «N. N. (О думи мої! О славо злая!)» поэт называет философа «греком добрым». В повести « » автор вспоминает Сократа как натурального мудреца, а в повести « Художник » вспоминает несчастливую семейную жизнь философа .
Выставки, на которых экспонировался рисунок :