Interested Article - На пасеке
- 2020-12-07
- 2
«На па́секе» ( укр. На пасіці ) — картина украинского поэта и живописца Тараса Шевченко , написанная летом 1843 года во время его первого путешествия по Украине и вдохновенная знакомством с пчеловодом Петром Прокоповичем . В настоящее время находится в Национальном музее Тараса Шевченко в Киеве ( инв . Ж-105). Техника исполнения произведения — масляная живопись на холсте, размер полотна — 53 × 41 см.
К 1936 году полотно находилось в коллекции Музея русского искусства в Киеве, где было обнаружено в неудовлетворительном состоянии. После проведённой реставрации картина была переведена сначала в при Институте Тараса Шевченко в Харькове , а после эвакуации во время Великой Отечественной войны — в Государственный (современный Национальный) музей Тараса Шевченко в Киеве; начиная с 1939 года она неоднократно экспонировалась на различных выставках.
«На пасеке» — жанровая композиция , в которой Шевченко экспериментирует с освещением, в результате чего отходит от академизма и использует импрессионистические эффекты. Исследователи считают картину переломной в живописном творчестве Шевченко и причисляют её к лучшим картинам украинского бытового жанра 1-й половины XIX века.
Обстоятельства создания
Публикатор картины отмечал, что до обнаружения картины о ней не было упоминаний в автобиографических источниках Шевченко и в трудах исследователей . Однако её набросок был введён в научный оборот ещё в 1900 году в «Каталоге Музея украинских древностей В. В. Тарновского», составленном Борисом Гринченко .
Благодаря тому, что другой набросок картины находился на обороте утраченного рисунка « Казак-бандурист », исследователи считают, что картина была создана во время первого путешествия Тараса Шевченко по Украине летом 1843-го, в том же году когда и рисунок казака-бандуриста . Считается, что на сюжет рисунка художника вдохновило посещение пасеки корифея пчеловодства Петра Прокоповича в деревне Пальчики . Исследователь Пётр Жур предполагал, что Шевченко познакомился с Прокоповичем в селе Качановка , которое поэт избрал своим главным местом пребывания во время путешествия по Украине. Согласно информации, собранной работником Батуринского исторического музея Николаем Шкляром, Тарас Шевченко провёл несколько дней у Прокоповича в Пальчиках. Именно там он создал эскиз картины, на которой изобразил одного из мастеров Прокоповича вместе с дочерьми. Одной из этих дочерей Шевченко по отъезду подарил серебряную копейку, которая по состоянию на 1975 год хранилась как семейная реликвия у её потомка Петра Пронченко — учителя из Бахмача . Исследовательница Надежда Демиденко считала эту версию наиболее близкой к истине. Она отмечала, что на картине не мог быть изображён сам Прокопович. Хотя он имел двух дочерей, но на момент знакомства с художником ему было уже 68 лет, и его дочери были значительно старше. Также, мастер на картине изготавливает улей-дуплянку ; маловероятно, чтобы Прокопович, как изобретатель втулочного улья, согласился, чтобы его изобразили рядом с устаревшим ульем .
Шевченко спустя тринадцать лет написал повесть на русском языке , где прототипом главного героя стал Прокопович, причём согласно сюжету он был учеником Петра Ивановича и называл его «славным пчеловодом» . Сам же Прокопович, согласно сведениям журналиста Василия Пескова , назвал один из своих именных ульев в честь гостя .
История картины
Картину обнаружили в фондах Киевского государственного музея русского искусства среди вещей неэкспозиционного значения во время переинвентаризации 1936 года. Она была в очень плохом состоянии, до реставрации невозможно было определить её сюжет. Однако, на наиболее важных местах картины не было разрывов полотна и выпадения красочного слоя. Она была восстановлена в реставрационной мастерской музея, соответствующий акт был составлен 25 июля 1936 года. Во время реставрации полотно было дублировано .
На обороте картины был наклеен бумажный лист, на котором была надпись на польском языке, сделанная тушью : «Девушка, разговаривающая с казаком. Образец рисования Шевченко» ( польск. Dziewczyna rozmawiajaca z kozakiem. Obrazek malowany przez Shewczenke ), ниже другой рукой написано «Шевченко» ( польск. Shewczenko ). Справа внизу надпись ч. 674. В левом нижнем углу картины во время реставрации была обнаружена буква Т . По мнению Сергея Раевского она является остатком авторской подписи Шевченко. Раевский в 1936 году указывал размер полотна как 544 на 419 мм. В двенадцатитомном собрании произведений Шевченко указан размер картины 53 на 41 см .
Раевский объяснял несоответствие описания картины с её сюжетом тем, что надпись была создана, когда картина уже была значительно повреждена, и невозможно было точно установить её сюжет. В двенадцатитомном собрании сочинений Шевченко высказывалось мнение, что на листе пересказано содержание какого-то другого рисунка .
В 1936 году картину передали в при Институте Тараса Шевченко (современный Институт литературы Национальной академии наук Украины) в Харькове , а с 1948 года она хранится в Национальном музее Тараса Шевченко . Инвентарный номер ж -105. Лист с надписью и акт реставрации хранится отдельно в том же музее . Картина впервые репродуцирована Сергеем Раевским в 1936 году в « Литературной газете » под названием «Девушка, разговаривающая с казаком» .
Сюжет и критика
На картине изображена пасека солнечного летнего дня, в уюте под деревом крестьянин изготавливает улей-дуплянку. Он вынужден прервать свою работу из-за прихода дочерей, которые принесли обед . То что пришедшие являются детьми крестьянина известно благодаря надписи чернилами под сохранившимся наброском картины: «Отец в пасеке ульи долбит, а детишки несут ему обедать» ( укр. Батько в пасіці вулики довбає, а діточки несуть йому обідать ) .
Искусствовед Сергей Раевский отмечал, что сюжет картины схож с работами Алексея Венецианова и художников его круга. Однако, картина Шевченко отличается большей реалистичностью, знанием быта и природы украинского села. Если сравнивать с другими собственными картинами художника, то наиболее похожей по сюжету и технике является картина «Крестьянская семья», которую, также, датируют 1843 годом. Для обеих картин характерен отход от академизма .
По мнению исследователя: «картине характерна нарочитая корявость, приземистость фигур, реалистичный, лишённый всякой идеализации пейзаж, наконец, пристальное внимание к типовым элементам быта». Раевский считал, что картина написана в переломный момент творчества художника, во время его перехода от «псевдоклассических канонов академической живописи до здорового реалистического творчества» .
В «Шевченковском словаре» называли картину одним из «высочайших достижений в украинском бытовом жанре 1-й половины XIX века» наравне с другими картинами Шевченко — «Катерина» и «Крестьянская семья». В издании отмечали «демократизм реалистического образа, мастерское решение колористических и светотеневых задач, воспроизведение воздушной перспективы» .
Исследовательница Татьяна Андрущенко отмечала, что только во время первого путешествия по Украине художнику удалось воплотить своё стремление освоить масляную технику живописи до уровня его работ с акварельными красками , чтобы «рисовать настоящие чувства, настоящее солнце и воздух». В масляных картинах, нарисованных во время путешествия, «солнце засветило … настоящим блеском, а сами произведения ожили наполненные воздухом». Андрущенко также подчёркивает в картине «На пасеке» отказ Шевченко от «академического» колорита и введение «настоящей палитры жаркого лета». Художнику удалось передать ощущение простора и мягкого воздуха благодаря большим светотеневым соотношениям и тонкой смене светосилы цветов. Как отмечает исследовательница: «здесь свет живёт своей жизнью, мерцает — переливается вокруг предметов и персонажей, создаёт живую картину семейного уюта и искренности чувств» .
По мнению Андрущенко, если бы Шевченко не отправили в ссылку и он бы поехал в запланированное путешествие в Европу, то он мог бы стать одним из родоначальников импрессионизма . Кроме «На пасеке» исследовательница указывает на «импрессионистические эффекты освещения» в таких работах художника: «Поводье», «Казашка Катя», «Далисман Мула Аулье», портретах , Ильи Лизогуба, Елизаветы Кейкуатовой и других .
Участие в выставках
Выставки в которых экспонировалась картина :
- Юбилейная Шевченковская выставка. Киев. 1939
- Выставка изобразительного искусства УССР. Москва. 1951
- Юбилейная Шевченковская выставка. Киев — Москва. 1964
- Шевченко-художник. К 170-летию со дня рождения. Киев. 1984
- «Живописные произведения Шевченко». Киев. 2006
Похожие рисунки
Известно два наброска этой картины, один из этих набросков известен лишь по фотокопии, так как он находился на обороте рисунка « Казак-бандурист » и был потерян вместе с ним во время пожара .
Галерея
-
На пасеке. Кобзарь с поводырём. У колодца , наброски
-
На пасеке , наброски находившихся на обороте рисунка «Казак-бандурист»
-
Крестьянская семья
Примечания
- ↑ , с. 4.
- , с. 542.
- ↑ , с. 15.
- , с. 341.
- , с. 342.
- , с. 117.
- ↑ , с. 437.
- ↑ , с. 438.
- , с. 30.
- ↑ , с. 19.
- ↑ , с. 15.
- , с. 437, 543.
Литература
- Андрущенко Т. І. Малярство Тараса Шевченка // . — 2014. — № 2 (51). — С. 11—22. — ISSN .
- Демиденко Н. М. Т. Г. Шевченко та П. І. Прокопович: духовні паралелі // Сіверщина в історії України. — 2013. — № 6. — С. 340—343. — ISSN .
- Песков В. М. Пасека в Пальчиках // Полное собрание сочинений. — Москва : Комсомольская правда , 2014. — Т. 11. Друзья из берлоги. — С. 115—117. — 160 с. — ISBN 978-5-87107-887-7 .
- . Невідомий малюнок Т. Г. Шевченка // Літературна газета . — 1936. — № 41 (5 сентября). — С. 4. — ISSN .
- На пасіці // Шевченківський словник / Відповідальний редактор: Кирилюк Є. П . — Київ : Головна редакція УРЕ , 1977. — Т. II. — С. 19. — 410 с.
- Повне зібрання творів у дванадцяти томах / Редкол.: Жулинський М. Г. (голова) та ін. — Київ : Наукова думка , 2013. — Т. 8: Живопис і графіка 1843—1847. — С. 437—438. — 584 с. — ISBN 978-966-00-1276-9 .
- На пасіці // Повне зібрання творів в десяти томах / Відповідальний редактор Касіян В. І. , Редактор тома . — Київ : Видавництво Академії наук УРСР, 1961. — Т. 7: Живопис, графіка 1830—1847. — Кн. 1. — С. 30.
- Д. Х. Народная память свидетельствует… : [ рус. ] // Пчеловодство . — 1975. — № 7. — С. 15. — ISSN .
Ссылки
- . Науково-освітній веб-портал «Тарас Шевченко» . Інститут телекомунікацій і глобального інформаційного простору НАН України. Дата обращения: 22 сентября 2022.
- . Ізборник . Дата обращения: 22 сентября 2022. 7 октября 2014 года.
- 2020-12-07
- 2