Коматиит
- 1 year ago
- 0
- 0
«Казак-бандурист» ( укр. Козак-бандурист ) — утраченный рисунок авторства Тараса Шевченко , который был создан, ориентировочно, в 1843 году, во время первого путешествия художника по Украине. Рисунок, скорее всего, был уничтожен пожаром в поместье Капнистов в 1919 году. Произведение известно благодаря двум сохранившимся фотокопиям. Один из самых больших рисунков художника, выполненных сепийной техникой . В центре композиции изображён слепой бандурист с казацким оселедцем . Возле музыканта стоит его поводырь, а из-за ограды виднеется молодая девушка, которая слушает песню. Сюжетно рисунок связан с поэмой , а стилистически — с народными картинами, изображающими казака Мамая . Фигуры кобзаря и поводыря с рисунка были изображены на обратной стороне 100-гривневой банкноты образца 2005 года.
Тарас Шевченко изображал на своих рисунках кобзарей и бандуристов на протяжении всего творческого пути. Первый известный рисунок на данную тематику — «Казацкий пир» был создан в 1838 году в Санкт-Петербурге . Во время своего первого путешествия по Украине (1843), Шевченко создал больше всего рисунков такой тематики. В период ссылки и в последние годы жизни художник редко обращался к изображению кобзарей и бандуристов .
Сепией — серо-коричневой краской, произведённой из морских моллюсков, Тарас Шевченко начал рисовать во время пребывания в столице Российской империи . Один из первых рисунков сепией художника — это «Освобождение апостола Петра из темницы» (1836). За другой рисунок, «Мальчик-нищий, кормящий хлебом собаку», Тарас Шевченко получил серебряную медаль второй степени от Императорской Академии художеств . Сепией художник рисовал на протяжении всей жизни, используя её для иллюстраций, пейзажей и портретов современников .
Рисунок был ориентировочно создан в октябре 1843 года, во время первого путешествия Тараса Шевченко по Украине . Местом создания считается село Исковцы на Полтавщине . Первым владельцем рисунка был миргородский уездный предводитель дворянства Алексей Капнист , по его смерти рисунок оставался собственностью семьи Капнистов .
Он экспонировался на «Первой выставке украинской старины», которая проводилась в доме Лебединской управы в 1918 году. Составитель каталога выставки, искусствовед Стефан Таранушенко , так описал экспонат: «Кобзарь с поводырём. Собственноручный рисунок Т. Г. Шевченко, помеченный 1843 годом (собрание графини В. В. Капнистовой)» . Дальнейшая судьба рисунка неизвестна, предполагается, что его вернули владелице и он сгорел в следующем году во время пожара в имении Капнистов в селе Михайловка .
В левом нижнем углу рисунка есть надпись «1843. Т. Шевченко» . На обороте рисунка находилось несколько набросков, известных под условным названием «На пасеке и другие зарисовки», которые сохранились благодаря сделанной фотокопии. Центр листа занимает набросок к картине « На пасеке », фрагмент этого наброска находится в правом краю. На других краях находятся наброски к офорту «Судебная рада», рисунку «Казак-бандурист», картине «Крестьянская семья» и изображение человеческой фигуры .
Рисунок впервые упоминается в литературе под названием «Кобзарь с поводырём» (1918) , впервые опубликована репродукция музейной версии фотографии в 1936 году в « Литературной газете » под названием «Молодой Кобзарь с поводырём» . Также, в литературе использовались такие названия: «Автоиллюстрация к „Невольнику“», «Автоиллюстрация» . В седьмой том Полного собрания сочинений Тараса Шевченко в десяти томах рисунок был включён под названием «Слепой» («Невольник»), как и поэта, созданная через два года после рисунка . Исследователь указывал на искусственность названия и предложил заменить её на «Казак-бандурист». В новом, двенадцатитомном, полном собрании произведений Шевченко, рисунок получил название, предложенное Яцюком .
Сохранилось две фотографии оригинального рисунка. Одну из копий сделал сотрудник во время экспонирования рисунка на «Первой выставке украинской старины». Фотография хранилась в учреждении до 1933 года, пока её не приобрёл Институт литературоведения им. Т. Г. Шевченко . Копию передали в в Харькове. С 1948 года она хранится в Национальном музее Тараса Шевченко , инвентарный номер ф-199, состояние удовлетворительное . Фотография наклеена на паспарту , на его лицевой стороне есть надпись чернилами «№ 1», на обороте надпись карандашом: «Т. Г. Шевченко. Молодой бандурист. Иллюстрация к поэме „Невольник“ (лицевая сторона). Сепия 1843 г. 230 х 180. Сгорел в имении Капниста с. Михайловка Лебедин. р-на. Неизвестный вариант рисунка Т. Шевченко „Кобзарь“. Погиб в доме Капниста в селе Михайловке.» Другая фотография хранилась в частной коллекции Владимира Яцюка. По мнению владельца, эта фотография также была сделана во время выставки в Лебедине .
Фотографии имеют небольшие отличия, музейный экземпляр немного обрезан с краёв. Также, на фотографии из собрания Яцюка у левого края оригинала приложена линейка, которая позволяет уточнить размер оригинала. Размер оригинального рисунка — 23 × 18 см , он известен благодаря надписи на паспарту музейной фотокопии и замерам на фотографии из собрания Яцюка. Это был один из самых больших рисунков Шевченко сепией. Размер обрезанного материала на музейной фотографии, если её перевести в размеры оригинала, составляет полсантиметра. В десятитомном полном собрании сочинений был ошибочно указан не размер рисунка, а размер фотографии — 14 × 11,1 см . Такого же размера были изготовлены копии выполненные сепией, которые экспонировались в Национальном музее Тараса Шевченко. В новом, двенадцатитомном, полном собрании сочинений указан правильный размер рисунка .
Необрезанная версия фотографии из коллекции Яцюка впервые была опубликована владельцем в ежегоднике «Відкритий архів» за 2004 год .
Центральной фигурой на рисунке является фигура слепого казака-бандуриста в полный рост, который изображён «смелым и уверенным в себе народным певцом». Кобзарь играет на кобзе у ограды, справа от него стоит его поводырь — мальчик одетый в брыль и опирающийся на палку. Из-за ограды выглядывает грустная девушка, которая стоит около перелаза и слушает кобзаря, погрузившись в свои мысли. На заднем плане изображён со спины мужчина с палкой, который идёт по улице. Искусствовед Ирина Вериковская указывала, что благодаря светотеневому моделированию фигур людей, конструкций зданий забора и дерева за ним Тарасу Шевченко удалось обогатить его монохромную сепию. Благодаря контрасту тона, «художник передал грустную мелодию песни, заполонившую художественное пространство рисунка» .
Алексей Новицкий , используя лишь каталог Лебединской выставки, не имевший иллюстраций, ошибочно отнёс этот рисунок к произведениям, авторство которых приписывается Тарасу Шевченко. По его мнению, в каталоге речь шла об офорте Василия Штернберга — «Кобзарь с поводырём», который был фронтисписом к первому изданию « Кобзаря » .
Из-за сходства сюжета рисунка с поэмой «Невольник» его считали автоиллюстрацией, пока исследовательница не установила, что рисунок был сделан за три года до создания поэмы и потому не мог быть автоиллюстрацией . Искусствовед считал рисунок своеобразным творческим эскизом к поэме, в котором «выкристаллизовывались поэтические образы „Невольника“». Также, исследователь считал этот рисунок, как и картину «Катерина», хорошим примером того, что невозможно разделять Шевченко-художника и Шевченко-поэта. Сергей Раевский связывал сюжет, изображённый на рисунке, со сценой поэмы, где Ярина угадывает в слепом кобзаре своего жениха Степана :
Вот так, на улице, под тыном
Еще не стар кобзарь стоял
И про неволю распевал.
За тыном слушала Ярина…Оригинальный текст (укр.)Отак на улиці під тином
Ще молодий кобзар стояв
І про невольника співав.
За тином слухала Ярина…
Источником вдохновения Сергей Раевский считал одну из народных дум , в которых часто встречается сюжет о возвращении из турецкого плена .
Владимир Яцюк отмечал, что это единственный рисунок Шевченко, на котором художник изобразил бандуриста с казацким оселедцем . Также, на рисунке видно влияние народных картин, изображающих казака Мамая , которые были хорошо известны Шевченко. Так, он изобразил такую картину, как часть интерьера прихожей Богдана Хмельницкого на рисунке « Дары в Чигрине 1649 года ». Художник неоднократно использовал образный строй и композиционную схему народной картины при создании своих произведений. К таким народным картинам относят «Катерину» и серию рисунков «Притча о блудном сыне» .
Владимир Яцюк обозначил в «казаке-бандуристе» такие черты, характерные для народной картины: «центричность композиции, главная и комментирующая фигуры, почти всегда обязательная крона дерева на втором плане, в конце концов, — сам персонаж». Однако, на рисунке Шевченко главный герой изображён вдохновенно-драматическим, а казака Мамая изображают символически-оптимистичным .
Известно ещё несколько графических произведений Тараса Шевченко с похожим сюжетом, все они датируются 1843 годом. В Национальном музее Тараса Шевченко хранится другой вариант рисунка размером 14,5 × 10,5 см , где бандурист изображён в шляпе . В частном собрании Ильи Зильберштейна хранился эскиз рисунка на подобный сюжет, позже он был передан в Музей личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Он был сделан на обороте , который Тарас Шевченко подарил княжне Варваре Репниной . Также, известно три наброска на эту тему, один из этих набросков известен только по фотокопии, потому что он находился на обороте оригинального рисунка «Казак-бандурист» и погиб вместе с ним во время пожара . В Шевченковском словаре подчёркивалось, что эскиз и наброски значительно отличаются друг от друга и от рисунков трактовкой персонажей и художественным решением .
Фигуры кобзаря и мальчика на обратной стороне 100-гривневой банкноты образца 2005 перенесены на купюру с этого рисунка. Историк , анализируя изображение на банкноте, назвал фигуры слепого кобзаря с мальчиком-поводырём «бонусом» к фрагменту картины на лицевой стороне банкноты. Он проводил параллель между фигурами и концовкой поэмы , где рассказывалось о сыне героини ставшего поводырём слепого кобзаря .