Конструктивизм (искусство)
- 1 year ago
- 0
- 0
Конструктиви́зм (от лат. constructio — построение ) — одно из течений современной науки философия , возникшее в конце 70-х — начале 80-х годов XX веке.
По сути это эпистемологические подходы, в которых познание воспринимается как активное построение субъектом интерпретации (модели) мира , а не как простое его отражение . Таким образом, конструктивизм в философии представляет собой теорию, согласно которой всякая познавательная деятельность является конструированием, то есть, созданием некой конструкции. При этом различают узкий и широкий смысл термина «конструкция». В узком смысле, это построения и представления понятий в восприятии , геометрии и логике . В широком смысле, термин относится к особым аспектам миропонимания и самосознания — организующим, структурирующим, формирующим и образным .
Сторонники конструктивизма полагают, что не существует никакой иной реальности, кроме создаваемой человеком. А радикальные конструктивисты вообще утверждают, что вся реальность и суждения о ней — антропогенны , антропоморфны и аксиологичны . То есть, не существует одинаковой для всех объективной и независимой от людей реальности . Также как не существует независимой от людей, одинаковой для всех объективной, «божественной» по своему статусу, истины. Согласно конструктивистам, принципиальное отличие человека от других существ в том, что это не созерцательное, и даже не просто активное или деятельное, а именно конструктивное, творческое и постоянно «самотворящее» себя существо .
Основы конструктивизма в философии заложены работами таких учёных, как Ф. Варела , П. Вацлавик , Э. Глазерсфельд , Н. Луман , У. Матурана , Хейнц фон Ферстер , А. Шмидт и др .
Теория, согласно которой знание принципиально не может соответствовать объективной реальности или « отражать » её, поскольку единственный доступный индивиду «реальный мир» представляет собой конструкцию, порождаемую самим индивидом в процессе познания на основе своего сенсорного опыта.
Ключевым вопросом радикального конструктивизма является отношение знания реальности (действительности) и самой действительности. Поэтому проблемой философского исследования становится не сама действительность, а способы её конструкции, что требует обращения к конкретным, эмпирически фиксируемым операциям наблюдения тех или иных агентов или наблюдающих систем .
Основными представителями радикального конструктивизма считаются Эрнст фон Глазерсфельд , Пауль Вацлавик , Умберто Матурана , Хайнц фон Фёрстер и др.
Социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не могут быть сведены к материальным , в философском понимании, условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского .
Моральный конструктивизм признает существование этических фактов , но считает их конструкциями практического разума или результатами применения определённой процедуры . Мораль в определённом смысле создается нами или нашими идеализированными версиями. Одной из версий морального конструктивизма является процедурализм, которого придерживается К. Корсгиард . Эта теория одобряет определённую гипотетическую процедуру как детерминирующую, какие принципы составляют приемлемые моральные стандарты. Конструктивизм Корсгиард стремится показать, что любой агент просто в силу того, что является агентом, неизбежно должен подчиняться определённым правилам. Агент является личностью, которая действует, и не просто действует, а действует, руководствуясь рациональными основаниями. Чтобы быть такой личностью, человек должен ценить себя как личность, а значить ценить личность вообще, из чего следует необходимость морального категорического императива .
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.. — М. , 1995. — 323 с.
Кононов Е. А. . — М. , 2023. — 415 с. (гл. 5 Моральный конструктивизм)
Матурана У., Варела Ф. Древо познания: Биологические корни человеческого понимания. — М. , 2001. — 224 с.
Burr V. Social Constructionism. — London, 2015. — 276 с.
Lock A., Strong T. Social Constructionism. — Cambridge, 2010. — 402 с.
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|