3 порядок — гиперреальность (
деньги
,
мода
,
ДНК
: «„Генезис симулякров“ обретает сегодня свою завершенную форму именно в генетическом коде», — пишет Бодрийяр
).
Смерть
трактуется как
фантазм
или «неэквивалентный товар»,
страх
перед которым создаёт
иерархию
и
производство
, то есть лежит в основе современной цивилизации. Первобытные люди не знали смерти, поскольку с мёртвыми продолжалось ритуализированное общение как с живыми. Смерть трактуется как привилегия человека, ибо в смертной казни животных мы видим нечто
отвратительное
.
Изначально труд и
эксплуатация
появились как отсроченная смерть
военнопленного
. Бодрийяр повторяет рассуждение
Гегеля
о том, что «господин присваивает чужую смерть, а сам сохраняет право рисковать своей жизнью».
Однако цивилизация
маскирует
смерть, похоронные церемонии уходят в прошлое. Смерть
вытесняется
, как некогда вытеснялся
секс
.
Между тем борьба со смертью порождает «третий возраст», когда всё большее число нетрудоспособных людей оказываются на иждивении у государства и своих детей. «Увеличение средней продолжительности жизни привело лишь к
дискриминации старости
».
Самым радикальным протестом против существующего порядка Бодрийяр называет
самоуничтожение
, которое он в последних главах
опоэтизировал
как «процесс истребления смысловой ценности».
Первое издание
Baudrillard, Jean. L'échange symbolique et la mort. Gallimard, Paris 1976. 347 p.
Издания на русском языке
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть (1976). М.: «Добросвет», 2000. — 387 с.
Примечания
Порядок симулякров. Метафизика кода. — В кн. Ж.Бодрийяр. Символический обмен и смерть. М.: 2000. —
ISBN 5-7913-0047-6
.