Вентури, Франко
- 1 year ago
- 0
- 0
Роберт Венту́ри ( англ. Robert Venturi , 25 июня 1925 — 18 сентября 2018 ) — американский архитектор, лауреат Притцкеровской премии , один из родоначальников постмодернизма .
Родился и вырос в семье квакеров — представителей религиозного общества, проповедующего скромность в быту . Учился в архитектурной школе Принстонского университета (1947—1950) и Американской академии в Риме (1954—1956). Работал в архитектурных фирмах О. Стонорова (Филадельфия), Э. Сааринена (Блумфилд-Хиллс, штат Мичиган ) и Л. Кана (Филадельфия). В 1964 открыл (вместе с Дж. Раухом) собственную фирму (совладелицей которой стала в 1967 и жена Вентури — Дениз Скотт-Браун ). С 1980 — это фирма «Вентури, Раух & Скотт Браун». В последние десятилетия фирма активно занималась созданием мебели и выставочным дизайном. С 1957 Вентури активно работал как педагог, был профессором Пенсильванского университета .
Его книги «Сложности и противоречия в архитектуре» (1966) и «Уроки Лас-Вегаса» (1972) наравне с работами Чарльза Дженкса заложили теоретическую основу постмодернизма в архитектуре. Работы Роберта Вентури в области современной теории архитектуры считают не менее значимыми, чем теоретические работы Ле Корбюзье .
Концепция «крова с декорацией на нём» , поиск противоречий в архитектуре модернизма , пересмотр идеалов модернизма и обращение к поп-арту — вот лишь немногие инновации Вентури. Он проводит пересмотр традиций модернизма (а вместе с ними и традиций всей предыдущей культуры, основанных на безоговорочной вере в науку и прогресс) и даёт определение новой архитектуры, которая должна сменить модернистскую практику. Вентури выявляет основные черты новой архитектуры (декор, функция как декор, новый эклектизм, основанный на прямом цитировании самых разных источников в одном произведении, ироничное переосмысление модернизма).
Развивая свою теорию, Роберт Вентури проводит интересные, иногда неожиданные сравнения, чтобы пояснить своё определение архитектуры и способ формирования выбранных концепций. Для этого он сравнивает Рим и Лас-Вегас , абстрактный экспрессионизм и поп-арт, Витрувия и Гропиуса , Миса ван дер Роэ и « Макдоналдс », Скарлатти и Битлз . Сами сравнения характеризуют подход Вентури как постмодернистский: он легко смешивает исторические эпохи, стили и жанры (Витрувий рядом с Гропиусом, музыка классическая и популярная и т. д.). Теоретическая концепция Вентури стала выражением архитектуры постмодернизма, для которой нет разницы между прошлым и настоящим, между культурами (глобально — Америка-Европа-Восток) и социальными форматами. Всё становится пространством для извлечения цитат .
Вентури говорит об увлечённости американских архитекторов 1950-х годов Римом как историческим пространством. При этом, сознание американских архитекторов было тесно связано с модернизмом. В Риме, очарованные его мощной эмоциональной силой, они видели не символизм, а абстрактные композиции другого места и времени. Ориентируясь на этот опыт, они создали в Америке свои пьяццы , которые выглядели сухими конфигурациями композиционных элементов — формы и текстуры, рисунка и цвета, ритмов, акцентов и масштабных соотношений. Чтобы воспринять уроки Рима, архитекторы должны были пройти уроки символизма Лас-Вегаса, что, по мнению Вентури, произошло в 1960-е годы. Символизм Лас-Вегаса — это символизм поп-арта, который открывал снова ценность изобразительного искусства, приведя градостроителей, таким образом, к мысли об ассоциации , как элементе архитектуры. Они также показали ценность обыденных и общепринятых элементов, помещая их в новое окружение, в новый контекст на разных уровнях для достижения новых значений, постигаемых наряду с их старыми значениями.
Сопоставляя Скарлатти и Битлз, Вентури говорит о вкусах современного человека, о том, что он одновременно может слушать классическую и поп-музыку. Современный человек эклектичен во вкусах и предпочтениях. Вопрос, сформулированный Вентури обращает внимание на ценность массовой архитектуры. Почему современному человеку не может нравиться «поп-архитектура»? Вентури полагает, что человек цепляется за старомодные архитектурные идеи в целом. Стереотипы связывают архитектуру с существованием одного доминирующего канона вкуса, и любое искусство, которое не следует этому канону — низшее.
Вентури предпочитает в архитектуре гибридные , искривлённые, неопределённые, традиционные, противоречивые, двусмысленные формы. Он стремится найти динамику, жизненность (для которой характерна хаотичность), богатство значений. Он говорит о том, что «меньше — это скука» (ср. Мис ван дер Роэ: «меньше — это больше»). Архитектуру модернизма он упрекает в цельности, прямолинейности, простоте, ясности, безликости и скучности.