Снеговик и Снежный пёс
- 1 year ago
- 0
- 0
Снегови́к ( сне́жная ба́ба ) — стилизованная снежная фигура человека, скульптура .
Лепка снеговика — зимняя забава , зародившаяся в древние времена.
Снеговики известны в течение очень долгого времени, хотя первые свидетельства о них относятся к XIV—XV векам. По мнению историков, снеговики появились в доисторические времена, поскольку с самого момента зарождения изобразительного искусства для него использовался любой доступный материал, а снег был доступен и легко обрабатывался .
Наиболее древнее изображение снеговика относится к концу XIV века, в Книге Часов (манускрипт KA 36, около 1380 года, с. 78v) на полях изображён снеговик, поджариваемый на огне. Экстайн считает, что странная шляпа на голове снеговика должна символизировать еврея, и относит изображение к проявлениям антисемитизма .
В Средневековье снеговики были весьма популярны, обычно представляя собой реалистичные скульптуры из снега. Экстайн отмечает отсутствие ранних письменных свидетельств, связывая это как с наступлением малого ледникового периода в XIV веке, так и с отсутствием газет до изобретения книгопечатания в XV веке. Самая ранняя запись о снеговике относится к 1408 году, когда флорентийский виноторговец Бартоломео дель Корацца ( итал. Bartolomeo del Corazza ) написал в своём дневнике о незабываемой снежной скульптуре высотой в две (около 120 см) .
Уже к 1434 году в Аррасе создавалось множество изящных снеговиков, изображавших христианские и исторические персонажи ( семь отроков Эфесских , Жанна д’Арк — прошедшая через город за три года до этого), фривольные фигуры мужчин и женщин. Брюссель повторил шедевры Арраса в 1457 году , провёл фестиваль скульптур в 1481 году, но истинной вершиной средневекового создания снеговиков в Западной Европе стал 1511 год, когда Брюссель испытывал отрицательные температуры в течение шести недель подряд, начиная с 1 января. На улицах Брюсселя в ходе импровизированного фестиваля, известного как « чудо 1511 года », появилось более 110 скульптур, сгруппированных в 50 сцен с политическим, скатологическим или порнографическим оттенком , в том числе и ставший впоследствии знаменитым « писающий мальчик ».
Классический снеговик состоит из трёх снежных шаров ( комов ), получаемых путём лепки снежков и накатывания на них лежащего снега . Самый большой ком становится брюшком снеговика, поменьше — грудью, а самый маленький — головой. Реализации остальных частей тела могут варьироваться, однако есть каноническое представление о снеговике. Реальные снеговики могут не соответствовать ему, но оно распространено в сказках и мультфильмах .
Руки снеговика могут быть представлены двумя ветками , но иногда делаются символические руки из двух небольших комков снега. В «руки» снеговику часто даётся лопата или метла , которую втыкают в снег рядом с фигурой. Иногда снеговик снабжается двумя ступнями из снежных комков, как бы выглядывающими из-под полы его шубы. Канон требует, чтобы нос снеговика был сделан из моркови (морковь хорошо сохранялась до зимы в старорусских крестьянских хозяйствах), но в реальности современных условий чаще используются более доступные подручные материалы (камушки, палочки, угольки ), которыми обозначаются и другие черты лица. Альтернативой моркови также может служить еловая шишка. На голову снеговику иногда надевают ведёрко .
В течение всего Средневековья типичный снеговик представлял собой реалистическую скульптуру из снега .
В XXI веке в качестве праздничных декораций вместо скатанных из снега используют покупных надувных снеговиков. Магазины также продают готовые наборы (шляпы, пуговицы, имитации угля и морковки), и снеговики начинают выглядеть похожими один на другой .
Образ снеговика используется также в дизайне и в качестве сувенирной продукции. В качестве элемента декора снеговика делают из бумаги, ткани, или ниток .
По крайней мере два известных скульптора приобрели известность своими (реалистическими) снеговиками: Александр Фальгьер , который 8 декабря 1870 года, будучи солдатом во время франко-прусской войны , создал статую «Сопротивление» ( фр. La Resistance ) как часть «Музея снега на бастионе 84» (в 17 роте 19 батальона служили многие другие художники и скульпторы).
, карьера которого началась со «Снежного ангела», иСнеговик активно используется в рекламе. В отличие от других зимних персонажей, он удобен тем, что не вызывает религиозных ассоциаций (хотя в 2015 году один из имамов в Саудовской Аравии выпустил фетву , запрещающую мусульманам делать снеговиков ) и потому расширяет демографический охват рекламы. Его белизна позволяет рекламировать массу товаров, напоминающих снег: соль, муку, сахар, зубную пасту и т. п. . Снеговик вызывает чувство новизны, чистоты, свежести — и позволяет продавать не только средства для стирки и личной гигиены, но даже сигареты (ведь он выдыхает «свежий воздух») . Фигура снеговика ассоциируется с такими марками как англ. Snoboy и Мишлен .
Наибольшую популярность в англоязычном мире приобрёл снеговик Фрости — сначала в Приключения Снеговика Фрости », в десятках книг и короткометражек .
в 1949 году, затем в фильме «Образ снеговика оказался популярен в кино, от явных успехов, вроде « Оскар англ. Help! My Snowman's Burning Down до провального « Джек Фрост » (которого не смог спасти даже Майкл Китон ) . «Приключения Снеговика Фрости» получили четыре продолжения . Фрости, создатели графического образа которого вдохновлялись творениями , карикатуриста журнала « Мэд », породил современную унифицированную фигуру снеговика , знакомую жителям Западной Европы и Америки по магазинам подарков и карикатурам.
» и выдвинутого в 1965 году наСнеговик превратился в китч и, хотя «праздники и китч отлично уживаются» , стал мишенью для творцов от контркультуры ( Роберт Крамб ещё в 1975-х нарисовал карикатуры о снеговике-террористе ) и борцов за политическую корректность : историк искусства П. Кьюзек ( англ. Patricia Cusack ) объявила снеговиков «округлыми пережитками вакханалий … это белые жирные мужчины, фаллические символы … воздвигаемые возле дома, пока женщина надрывается внутри» .
В русских новогодних сказках и мультфильмах часто выступает в качестве спутника Деда Мороза .
В Юникоде снеговик имеет символ : U+2603.( ☃ )
Один из самых больших снеговиков скатали в феврале 1999 года в городе Бетел, штат Мэн . Его назвали «Энгус, Король Горы» в честь Энгуса Кинга, бывшего тогда губернатором Мэна. Снеговик был 35 метров высотой и более 4 000 тонн весом .
В 2008 году там же сделали снеговика ещё крупнее: высотой 37 метров и весом 6 000 тонн . Назвали занесённую в книгу Гиннесса снежную бабу в честь Олимпии Сноу , сенатора от штата Мэн .
В преддверии Рождества 2010 года английский учёный Дэвид Кокс (David Cox), член Квантового отделения Национальной физической лаборатории Лондона , совместно с коллегами создал символ снеговика из двух горошин сплава олова размером 0,01 мм. Нос снеговика сделан из платины, диаметр его составляет всего 0,001 мм. Лицо и улыбка снеговика были вырезаны с помощью сфокусированного ионного пучка .
В 2013 году при поддержке Департамента культуры города Москвы на территории Лианозовского парка был создан самый высокий снеговик в России, официально зафиксированная высота 9 метров 40 сантиметров. 21 декабря он был занесён в книгу рекордов России .
В мире ежегодно происходят сотни фестивалей, связанных со снеговиками, от турнира по гольфу в Пенсильвании , который заканчивается расстрелом снежной бабы на льду озера до грандиозных праздников в Харбине и Саппоро .
В России наиболее известен проходящий с 2000 года в Новосибирске Сибирский фестиваль снежной скульптуры .
Необычно заканчивается жизнь снежной бабы во время Шестизвонья в Цюрихе : нашпигованного взрывчаткой снеговика (сделанного из ваты) помещают в костёр. По поверью, чем быстрее он взорвётся, тем жарче будет лето .
С 2010 года Слёт Снеговиков ( латыш. Sniegavīru saiets ) проходит каждую зиму в городе Добеле ( Латвия ). В течение декабря-января в скверах и парках этого города поселяется несколько десятков снеговиков, многие из которых уже имеют имена — Музыкант, Забавный лыжник, Семья со снежными малышами. Парад Снеговиков стал настолько популярен, что фигура Снеговиков стала появляться на многих сувенирах Добеле .
Предполагается, что на Руси снеговики почитались как духи зимы, и что к ним возносили просьбу о помощи, милосердии и уменьшении длительности холодов. Возможно, поэтому в «руки» снеговику давалась метла — чтобы он мог взлететь в небо. Не исключено, что на Руси некогда верили, что воздух населён небесными девицами, повелевавшими туманами, облаками, снегами, и поэтому в их честь устраивались торжественные ритуалы, включая лепку снежных баб . Скорее всего, снеговик (снежная баба) представляет собой амбивалентную фигуру в архетипической структуре мифа . Глубокий сравнительный анализ славянских преданий и верований в связи с мифологическими сказаниями других народов А. Н. Афанасьева предполагает, что снеговик — это сотворённая человеком из снега небесная нимфа , которая упала мёртвой на землю в результате мифического боя между богами грома (молний, стужи) и туч. Растаяв весной, небесная нимфа оживала, возносясь паром в небо, и могла снова приносить дожди на землю, которые требовались для всхода урожая. Потому люди и лепили снеговиков зимой, надеясь на хороший урожай к осени.