Interested Article - Эрререско

Фасад монастыря Эскориал в стиле эрререско
Церковь Сан-Карлос-дель-Валье, Сьюдад-Реаль .
в Лерме (провинция Бургос ).
Фасад дворца Санта-Крус (Мадрид) .
(провинция Бургос ).
в Койоакане (Мехико), построенная в первой половине XVI века и реконструированная в 1804 году , служит примером архитектуры эрререско в Северной и Южной Америке.

Эрререско ( исп. herreresco ; исп. estilo herreriano или исп. arquitectura herreriana ) — стиль архитектуры , развившийся в Испании в последней трети XVI века во время правления Филиппа II (1556—1598) и распространённый в XVII веке, но трансформировавшийся под влиянием стиля барокко того времени. Период расцвета эрререско приходится на третий и заключительный этап испанского Ренессанса в архитектуре, которая эволюционировала в прогрессирующую чистую декоративность: от первоначального платереско до классического второй трети XVI века и тотального отказа от декора, который ввёл стиль эрререско.

Стиль возник со строительством монастыря Эскориал ( Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль , Мадрид ) или, если быть точнее, с реорганизацией этого проекта, сделанной кантабрийским архитектором Хуаном де Эррерой (1530—1597) после смерти (1515—1567), автора первоначального проекта Эскориала .

Главными представителями эрререско являются Эррера, которому стиль обязан своим названием, и (1553—1610), ученик Эрреры и архитектор в Лерме , другого ключевого образца архитектуры эрререско.

Особенности стиля

Эррерианская архитектура или стиль эрререско характеризуется геометрической строгостью, математическим соотношением между различными архитектурными элементами, простыми объёмами, доминированием стены над пролётом и почти полным отсутствием декора, что дало этому стилю ещё и определение estilo desornamentado («неукрашенный стиль») . Кроме того, он также известен как стиль Эскориала, по зданию, служащим лучшим образцом этой архитектуры.

Эррерианские здания отличаются строгой горизонтальностью, достигаемой за счёт баланса форм, преимущественно кубических и располагающихся в структуре здания симметрично. Они обычно имеют деревянные крыши, покрытые шифером снаружи, и боковые башни с остроконечными пирамидальными шпилями, называемыми мадридскими шпилями, которые привносят элемент вертикальности строениям, одновременно помогая усилить ощущение их величия и возвышенности.

В других случаях, где не просматривается как горизонтальность, так и громоздкость, соответствие стилю эрререско достигается за счёт геометрического оформления различных архитектурных элементов. Подобная модель использовалась при возведении приходских церквей с большими фасадами, четырёхугольными башнями и тяжёлыми контрфорсами .

Строения в стиле эрререско, в большинстве случаев, имеют большие размеры, производят внушительное впечатление на окружающем фоне, поражая своей строгостью и монументальностью.

В отношении декоративности для стиля характерно минимальное использование основных геометрических форм, таких как как сферы и пирамиды . Идеологически эта строгость являлась реакцией на протестантизм в соответствии с руководящими принципами, установленными Тридентским собором (1545—1563).

Историческое развитие

Эрререско был официальным стилем архитектуры Габсбургов , начиная с правления Филиппа II . Социально-политическое значение, связанное со строительство монастыря Эскориал в 1563—1584 годах, способствовало росту его влиянию. Этому также способствовало и назначение в 1579 году Хуана де Эрреры инспектором памятников короны.

Этот стиль распространился сначала по мадридским комаркам Сьерра-де-Гвадаррамы , расположенным в окрестностях монастыря Эскориал, двумя путями: с помощью работ, непосредственно финансировавшихся королевской семьёй, и работами, осуществлявшимися местными муниципалитетами. К первой категории относилась инфраструктура, такая как в Галапагаре и строения для частного использования Филиппом II, такие как не сохранившиеся до нынешнего времени Каса Велета (тоже в Галапагаре) и ( исп. Real Aposento de Torrelodones ). Они были возведены для удобства передвижения короля из Мадрид в Эскориал . В Эль-Эскориале королевские власти поощряли развитие различных градостроительных проектов, в том числе и возведение архитектором , одним из соавторов Эрреры в работах над королевским монастырём. Королевская семья также одобрила предоставление льгот этим муниципалитетам для продолжения реконструкции их основных общественных и религиозных зданий. Результатом этой меры является нынешний эррерианский стиль приходских церквей Вальдеморильо и Навалагамельи , имеющих средневековое происхождение.

Эррерианский стиль быстро распространился по всей Испания и Америке . К наиболее ярким образцам эрререско можно отнести и в Мадриде (оба работы Эрреры), в одноимённом муниципалитете в провинции Куэнка (автор Франсиско де Мора), в Вильякастине в провинции Сеговия (вероятный архитектор ); в Вильягарсия-де-Кампосе в провинции Вальядолид (также работа Хиля де Онтаньона) и в Монфорте-де-Лемос в провинции Луго (архитектор Симон де Монастерио). Отдельное место в этом списке занимает в Лерме (провинция Бургос), построенный по проекту Франсиско де Моры в 1601 году. Он послужил образцом для фиксации формирующегося эррерианского стиля в контексте зарождающихся барочных архитектурных тенденций того времени и установления модели дворцовой архитектуры, которая воспроизводилась на протяжении всего XVII века.

Большинство гражданских зданий, возведённых в Мадриде во время правления Филиппа III и Филиппа IV , продолжили архитектурные тенденции, заложенные возведением этого дворца. Это относится к , дворцу Санта-Крус и , созданным по канонам барокко, но с заметным эррерианским влиянием. Это влияние нашло своё отражение в распространении характерного для эрререско шпиля («мадрилианского шпиля»): пирамидального с шиферными крышами. Этот элемент использовался при возведении множества сооружений после XVI и XVII веков, преимущественно в колокольнях и куполах церквей, а также во многих светских сооружениях.

XVIII и XIX века стали временем упадка стиля эрререско. В XX веке, во времена диктатуры Франсиско Франко , к нему вновь был проявлен интерес. Площадь в Мадриде с доминирующим над ней зданием служит наиболее ярким примером и символом возрождения эррерианской архитектуры.

Примечания

  1. Ana Elba Alfani Cazarin. (исп.) . matadornetwork.com (22 января 2019). Дата обращения: 29 сентября 2020. 27 октября 2020 года.
  2. (исп.) . www.arteespana.com . Дата обращения: 29 сентября 2020. 2 ноября 2020 года.
  3. Clarke, Michael. Estilo desornamentado // / Michael Clarke, Deborah Clarke. — 2. — Oxford : Oxford University Press, 2010. — ISBN 9780191727146 . от 18 января 2021 на Wayback Machine
  4. Curl, James Stevens. Desornamentado // . — 2. — Oxfoerd : Oxford University Press, 2006. — ISBN 9780191726484 . от 21 января 2021 на Wayback Machine

Ссылки

Источник —

Same as Эрререско