Коми-пермяцкая Википедия
- 1 year ago
- 0
- 0
Ко́ми ( коми-зыря́не , устаревшее название — зыря́не ; самоназвание — коми коми , коми-морт , коми-войтыр ) — финно-угорский народ в России, коренное население Республики Коми . Почти все коми в мире проживают в пределах России: 97,6 % коми-зырян и 96,9 % близкородственных коми-пермяков .
Основные этнографические группы: верхневычегодцы , вымичи , ижемцы , печорцы , прилузцы , сысольцы , удорцы .
Существует несколько версий происхождения этнонима коми . Выделяют две наиболее правдоподобные:
Слово коми , присутствующее в этнонимах обоих коми-народов, является автонимом , тогда как пермяки и зыряне — это русские экзонимы . Оба экзонима попали в древнерусский язык из прибалтийско-финского (древневепсского) источника и означали пермоязычных жителей восточной по отношению к вепсам окраины:
Название зыряне в форме сырьяне, серьяне впервые упоминается в житии св. Стефана Пермского ( XV век ), и в 1570-х гг. экзоним «зырянин» окончательно закрепляется за современными коми-зырянами, вытесняя общее название «пермь» , которое впервые встречается во вступлении старейшего из известных списков летописи « Повесть временных лет » (начало XII века ) .
Большинство представителей народа коми (202,3 тыс. чел. (2010 г.) , 256,5 тыс. (2002 г.) ) в России традиционно проживает в Республике Коми , где они составляют 23,7 % от всего населения (около 65,1 % (556 тыс.) — русские ). В сельской местности республики процент коми населения больше, чем в городах.
В целом по России проживало около 228 тысяч коми-зырян в 2010 г. и 293 тыс. в 2002 г. Коми-зыряне небольшими анклавами и смешанно проживают в Архангельской , Мурманской , Кировской , Омской и других областях РФ.
Носителей языка коми в России немного — родным язык коми назвали лишь 169 тыс. человек представителей этноса коми (2002 г.) .
На Украине , по данным переписи населения 2001 года , проживало 1545 коми-зырян, из которых в качестве родного язык коми указали 330 человек (немногим более 1/5 всех коми Украины), украинский — 127 чел. (свыше 8 %), остальные — в основном русский .
Общая численность коми (коми-зырян вместе с родственными им коми-пермяками и коми-язьвинцами , которые преимущественно расселены в Пермском крае ) в мире достигает около 400 тыс. чел.
Указаны муниципальные образования, где доля коми в численности населения превышает 5 %:
Доля коми по районам и городам России | ||
---|---|---|
муниципальный район, городской округ | Субъект РФ | % коми |
МР Ижемский | Республика Коми | 88,5 |
МР Усть-Куломский | Коми | 75,8 |
МР Корткеросский | Коми | 66,5 |
МР Сысольский | Коми | 64,2 |
МР Прилузский | Коми | 54,8 |
МР Сыктывдинский | Коми | 45,7 |
МР Удорский | Коми | 43,8 |
МР Койгородский | Коми | 35,3 |
МР Усть-Вымский | Коми | 26,2 |
МР Троицко-Печорский | Коми | 25,6 |
ГО Сыктывкар | Коми | 25 |
Шурышкарский МР | Ямало-Ненецкий АО | 17,9 |
МР Княжпогостский | Коми | 16,5 |
ГО Усинск | Коми | 13,8 |
МР Печора
|
Коми | 12,7 |
ГО Инта | Коми | 10,4 |
Заполярный МР | Ненецкий | 10,4 |
Ловозерский МР | Мурманская | 10,2 |
МР Вуктыл | Коми | 10 |
МР Сосногорск | Коми | 8,6 |
ГО Ухта | Коми | 7,4 |
ГО город Нарьян-Мар | Ненецкий АО | 7 |
Приуральский МР | Ямало-Ненецкий АО | 6,8 |
Березовский МР | Ханты-Мансийский АО | 5,2 |
МР Усть-Цилемский | Коми | 5 |
Археологи и этнологи выделяют следующую цепь сменяющих друг друга базовых археологических культур, ведущих к культуре современных коми-зырян:
Впервые предки коми ( финно-пермская этнолингвистическая общность ) обнаруживаются исследователями во II тыс. до н. э. в районе впадения в Волгу Оки и Камы . Позднее происходит распространение предков древних пермян на север, в Прикамье .
В 1 тысячелетии до н. э. ( железный век ) на территорию современной Республики Коми проникают носители пермского праязыка. В IV—VIII вв. н. э. на северо-востоке Европейской части России (территория современного расселения коми) складывается ванвиздинская культура. В середине 1 тысячелетия н. э. древнепермская этнолингвистическая общность в Среднем Прикамье разделилась на предков коми и удмуртов . Часть населения мигрировала в бассейн Вычегды , где смешалась с носителями ванвиздинской культуры. На Выми и нижней Вычегде , очевидно, главным элементом стали ванвиздинцы, а на Сысоле и верхней Вычегде преобладающим элементом стали переселенцы из Прикамья. В результате взаимодействия сложилась вымская культура (IX—XIV века), соотносимая с летописной Пермью Вычегодской .
В результате дальнейшего развития племён прото-коми сформировалась вымская культура (IX—XIV века), которая имела связи с родановской культурой . Прото-коми имели устойчивые торговые и культурные связи с прибалтийско-финским населением, волжскими булгарами , Древнерусским государством и степными ираноязычными племенами . В последний период существования вымской культуры на неё оказали значительное влияние именно южные соседи. В последнее время её существования происходит мощное воздействие древнерусской культуры восточных славян .
С усилением древнерусского влияния в XII веке Пермь подпадает под власть Новгородской республики . С XIII века начинается значительная славянская ( новгородская и северо-русская, то есть, суздальская , а затем ростовская ) колонизация Перми, которая, несмотря на обложение данью местного населения, имела положительное культурное значение. Об этом чётко сигнализирует археология — именно в это время курганный способ захоронения постепенно заменяется христианским погребением, многобожие как господствующее до сих пор верование среди зырян соседствует с православием , а в быту зырян появляются немало новаций.
В начале XIV века на Вычегодскую землю распространилось влияние Москвы. Возможно, в конце XIV—XV веках епископ Пермский обладал правами сюзерена на территории Коми края.
В XV—XVI веках, под давлением славяно-русской колонизации Севера, этнический массив коми сдвинулся в восточном направлении. Коми население исчезло в низовьях Вашки , на Пинеге , нижней Вычегде, Виледи , Яренге , нижней Лузе . Зыряне стали первым финно-угорским народом, перешедшим под власть Москвы [ уточнить ] , причём это произошло таким образом, что Г. С. Лыткин задавался вопросом: « в недоумении тщетно предлагаешь себе вопрос: когда совершился переход зырянской страны из-под власти Великого Новгорода под власть Москвы » .
С этого времени вплоть до начала XX в. происходило непрерывное расширение этнической территории коми. В XVI—XVII вв. коми заселили верхнюю Вычегду, а в XVIII—XIX вв. — Печору и Ижму .
В процессе взаимодействия с окружающими этносами в состав коми вошли ассимилированные группы вепсов , русских , ненцев и манси . Это отразилось на антропологическом облике и отдельных компонентах культуры коми, привело к образованию в составе коми отдельных этнолокальных групп. В XVI—XVII вв. на территории коми известно несколько административных образований — волостей и земель: Удорская волость , Глотова слобода, Вымская земля, Сысольская земля, Ужгинская волость и ряд других. В XVII в. коми сосредоточивались в Сольвычегодском , Яренском и Пустозерском уездах. Выходцы из Коми края были в числе основателей и жителей большинства возникших в Сибири городов.
Завершение формирования народности коми-зырян относится к XVII—XVIII вв. В XVIII—XIX веках коми проживали в Усть-Сысольском и Яренском уездах Вологодской губернии . В первой половине XVIII—XIX веках коми активно переселялись в соседний Мезенский уезд Архангельской губернии . В XIX веке значительное число коми-зырян и коми-пермяков осело на Алтае. В начале 1870-х коми основали несколько поселений на территории современной Омской области . В середине, второй половине XIX века большие группы коми-ижемцев поселились в Зауралье. В середине 1880-х гг. группа коми-ижемских оленеводов из-за нехватки пастбищ перебралась на Кольский полуостров . С XVIII века большую роль у коми начинают играть отхожие промыслы. У коми-пермяков был развит отход на плотницкие работы в другие регионы, в частности в Зауралье. Коми-зыряне в поисках заработка уходили в Сибирь или уезды Русского Севера , занимались валянием валенок , кузнечным делом и др.
Численность коми в России по ревизиям XVIII века:
Год (ревизия) | Тыс. чел. |
---|---|
1719 (1-я ревизия) | 41,6 |
1745 (2-я ревизия) | 43,7 |
1763 (3-я ревизия) | 44,0 |
1782 (4-я ревизия) | 47,2 |
1795 (5-я ревизия) | 52,4 |
По сведениям 1865 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской империи », коми-зыряне общей численностью в 120 000 человек проживали на территории Мезенского уезда Архангельской губернии , Усть-Сысольского и Яренского уездов Вологодской губернии , а также разбросанно среди сельского населения Сольвычегодского уезда .
По результатам Всероссийской переписи 1897 года коми (родной язык — зырянский ), проживали в следующих губерниях:
Губерния | Мужчин | Женщин | Всего |
---|---|---|---|
Вологодская | 52762 | 62204 | 114966 |
Архангельская | 11058 | 12201 | 23259 |
Тобольская | 3609 | 3474 | 7083 |
Пермская | 3290 | 1184 | 4474 |
Другие губернии | 2316 | 1520 | 3836 |
Всего в империи | 73035 | 80583 | 153618 |
Из них в городах проживало более 4 % от численности всего народа (6340 человек) .
22 августа 1921 года в составе РСФСР была образована автономная область Коми (Зырян) с центром в Усть-Сысольске , положив тем самым начало коми государственности . В неё вошла большая часть Печорского уезда Архангельской губернии , весь Усть-Сысольский и большая часть Яренского уезда Северо-Двинской губернии. В момент создания площадь автономии составила свыше 400 тыс. км². и в ней проживало 1 787 тыс. человек. По переписи 1926 года, коми составляли 92,2 % населения области . Всего в СССР, по переписи 1926 года , проживало 226 383 коми-зырян .
В 1929 году АО коми-зырян вошла в состав Северного края , а в ноябре 1936 года автономная область была преобразована в Коми АССР в рамках РСФСР. По переписи 1959 года , численность коми-зырян в СССР составляла 287 027 человек .
23 ноября 1990 года Коми АССР была преобразована в Коми Советскую Социалистическую Республику (Коми ССР) , а с 1992 года — Республика Коми .
Выделяются следующие этнографические группы : верхневычегодцы , нижневычегодцы , вишерцы, вымичи , ижемцы , печорцы , прилузцы , сысольцы , удорцы . Локальные этнографические группы коми сохранялись до начала XX века . Наибольшее своеобразие в культуре имели удорцы — население верховьев Вашки и Мезени , ижемцы — низовьев Печоры , прилузцы — верховьев Лузы и Летки .
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , издававшийся в конце XIX — начале XX веков, даёт следующее описание коми-зырян:
Зыряне роста среднего, кроме удорцев, отличающихся высоким ростом; телосложения крепкого и правильного; следы финского типа на лицах едва заметны; цвет волос большей частью чёрный, при серых и тёмно-карих глазах; реже встречаются русые волосы и голубые глаза.
Масштабное соматологическое обследование коми населения было выполнено Н. Н. Чебоксаровым в конце первой половины XX века. Обследование выявило преобладание сублапоноидного вятско-камского антропологического типа как у коми-зырян, так и коми-пермяков, что сближало их с удмуртами и некоторыми другими группами финно-волжских народов . У зырян, однако, были также зафиксированы беломорский и восточно-балтийский тип, особенно у северных и западных этнографических групп, а также уральский тип у северо-восточных групп, что закономерно объясняется контактами с ненцами , хантами и манси . Краниологические исследования В. И. Хартановича 1980-х годов показали, что для коми-зырян всё-таки более характерен особый европеоидный краниологический тип, более близкий к краниотипу карел , а не коми-пермяков . В отличие от коми-пермяков и удмуртов, краниологический тип коми-зырян является восточнобалтийским , сходным с карелами, ижорой и среднечепецкими удмуртами. Крайне близким к коми-зырянам является антропологический комплекс населения родановской культуры , что связывается с исторически зафиксированной крестьянской колонизацией Верхней Камы с Вычегды в середине II тысячелетия нашей эры .
Было произведено 5 исследований Y-ДНК (передающейся по прямой мужской линии) коми-зырян Республики Коми, одно из которых занималось исключительно гаплогруппой I . Таким образом, полноценных исследований было 2.
Total 94 — I — 5,3 %, N1b-P43 — 12,8 %, N1c-Tat — 22,3 %, R1a — 33 %, R1b — 16 %, другие — 10,6 %.
Total 110 — I1a — 3,6 %, I1b — 0,9 %, остальные гаплогруппы — 95,5 %.
Total 54 — N1b -P43(xP63) 17 % (большинство гаплотипов выглядят как L1419 ), N1c1 — 52 %, R1a1 — 30 %, другие — 2 %.
Total 49 — N1b-P43(xP63) 14 % (большинство гаплотипов выглядят как N1b-A, то есть НЕ являются L1419), N1c1 — 50 %, R1a1 — 33 %, другие — 6 %.
Total 17 — N1b-L1419 24%, N1b-B528 12%, N1c1-B211 18%, N1c1-VL29 12%, N1c1-B535 6%, другие 29%.
Total 30 — N1b-L1419 17%, N1c1-B211 43%, N1c1-B535 7%, N1c1-Z1936(xB535,xB539) 3%, другие 30%.
Total 28 — N1b-P43 — 35,7 %, N1c — 50 %, другие — 14,3 %.
Результаты различаются не сильно, особенно учитывая то, что различия наблюдаются, как выясняется, между коми-зырянами разных территорий.
У коми выявили митохондриальные гаплогруппы V (0,6 %), U5b1b1 (1,8 %), H1 (2,1 %), D5 (1,8 %), Z (1,8 %).
Коми-зыряне говорят на коми-зырянском языке , относящемся к пермской ветви финно-угорской группы уральской семьи языков . Наиболее близки ему коми-пермяцкий и коми-язьвинский языки, а также удмуртский язык .
Имеет присыктывкарский, нижневычегодский, верхневычегодский, среднесысольский, верхнесысольский, вымский, лузско-летский, ижемский, печорский и удорский диалекты. Одним из основных критериев разграничения коми диалектов является употребление звука Л в закрытом слоге, в связи с чем они подразделяются на три типа: эловые (Сысола и верхняя Печора), вэ-эловые (Вычегда) и нуль-эловые диалекты (Ижма, средняя и нижняя Печора, Уса) .
В 1918 году за основу литературного языка был принят присыктывкарский диалект, являющийся переходным диалектом между нижневычегодским, верхневычегодским и сысольским диалектами .
В рамках проводимой в автономной области с середины 1920-х годов политики «зырянизации» («комизации») к 1927 году на коми-язык были переведены все коми школы I ступени (таковых на конец 1924/25 учебного года было 217 из 230 школ). Во второй половине 1930-х в основном был завершён перевод школ повышенного типа на родной язык обучения. Сложилась развитая система подготовки педагогических кадров . Закон СССР об образовании 1958 года предоставлял родителям детей нерусской национальности право выбора языка обучения для своих детей, что сократило долю школ, преподающих на коми-языке. Кроме того, началось сокращение преподавания на национальном языке как на родном — к 1972 году обучение проводилось только первые три класса начальной школы. В начале 1980-х коми язык служил в качестве языка обучения примерно в 30 школах. В 1970—1980-е годы число детей, изучающих коми язык как отдельный предмет, сократилось с 25 тыс. до 15 тыс. человек .
Признание языка коми в качестве одного из государственных языков Республики Коми вызвало подъём в его изучении. С 1990 по 1999 год количество учащихся общеобразовательных школ республики, изучающих коми-язык, увеличилось на 13 %. В 1999/2000 учебном году коми язык как родной изучало более 16 тысяч учеников в 161 школе .
Коми литература как письменное художественное творчество на коми языке возникла в первой половине XIX века. Основоположником коми литературы стал поэт Иван Куратов . Широкое развитие литература коми получила только после Октябрьской революции .
В 1961 году Коми республиканский музыкальный театр осуществил постановку первого национального балета коми « Яг-Морт » .