Interested Article - Эрзяне
- 2021-08-24
- 1
Эрзя́не, э́рзя ( эрз. эрзят ) — этническая группа ( субэтнос ) мордвы или народ , говорящий на эрзянском языке , одном из двух мордовских языков волжско-финской подгруппы финно-угорской ветви уральской языковой семьи ; иногда выделяется как отдельный мордовский народ наряду с мокшанами . Эрзя проживают в основном на востоке Мордовии, в бассейне рек Мокша и Сура , а также Волги и Белой .
Этноним
Эрзя — самоназвание ( эндоэтноним ) народа. Наиболее раннее известное упоминание самоназвания эрзян содержится в письме хазарского кагана Иосифа (X век):
Ты ещё настойчиво спрашивал меня касательно моей страны и каково протяжение моего владения. Я тебе сообщаю, что я живу у реки по имени Итиль, в конце реки Г-р-гана. Начало (этой) реки обращено к востоку на протяжении 4 месяцев пути. У (этой) реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укреплённых (стенами) городах. Вот их имена: бур-т-с, бул-г-р, с-вар, арису , ц-р-мис, в-н-н-тит, с-в-р, с-л-виюн.
Возможно, оно же стало основой для названия страны Арсания , упоминаемой в трудах арабских географов X века, точная идентификация и местоположение которой до сих пор неизвестны.
Этимология
По мнению В. В. Напольских , происхождение слова «эрзя» также остается неясным, но наиболее приемлемо предположение о его заимствовании из иранских языков (ср. др.-перс. aršan «самец, муж; бык, вепрь; герой, богатырь») . В более поздней работе Напольских заключил, что теория о происхождении эрзянского этнонима eŕźa от иранского *arsan «самец» упирается в непреодолимые фонетические трудности, и предложил выводить его из позднего аланского ( осетинского ) ærzæ «несметное множество», в свою очередь происходящего от формы *azǝra «тысяча», которую он производит от иранского слова *hazahra- «тысяча» .
предполагает возможную связь с прафинноугорским корнем *irkä ( *ürkä ) со значением «мужчина; сын» (ср. мар. эрге «парень»). Ср. также в алтайских языках : тат. ир («муж; мужчина»), монг. эр («мужчина; герой»). Кроме того, у него есть основания полагать, что «эрзя» — гораздо более древний этноним, чем «мокша» или «шокша», который мог быть общим самоназванием для мордовских племён .
Этногеномика
Современные популяции эрзян имеют общих предков с теми популяциями, которые ныне расселены значительно западнее (русские Центральной и Южной России, белорусы, поляки, словаки), но также и популяциями востока Германии, к которым эрзяне генетически значительно ближе, чем к лингвистически и географически близким мокшанам, современные популяции которых генетически родственны исключительно популяциям коренных народов Средней Волги .
Исследование распределения антигенов групп крови у эрзян и мокшан Мордовии показали, что встречаемость некоторых эритроцитарных антигенов у мокшан и эрзян может иметь значительные отличия (до двух раз) .
Физическая антропология
Первым, кто писал об антропологических признаках мокши и эрзи, был немецкий учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник на русской службе Пётр Симон Паллас (1773), согласно которому светло-русых и рыжеволосых людей у мокшан меньше, чем у эрзян, однако и последние по большей части имели тёмно-русые волосы . В 1912 году вышел курс лекций С. К. Кузнецова , который отмечает антропологические особенности мокшан и эрзян, где говорится, что мокшане имеют большее разнообразие антропологических типов. По сравнению с эрзянами, у которых больше преобладают светловолосые, сероглазые и со светлой кожей особи, у мокшан встречается преобладающее число людей с чёрными волосами и глазами, смуглым, желтоватым цветом кожи .
К. Ю. Марк выделяет субуральский и северопонтийский тип у мокшан, у эрзян — сурский тип, близкий западно-балтийскому . Антрополог Т. И. Алексеева утверждала, что в мокшанах, по сравнению с эрзянами, более заметно проявляются черты южных европеоидов , а эрзян она относит больше к кругу северных европеоидов . В. Е. Дерябин отметил у мокшан наличие восточно-европейской основы, модифицированной понтийским антропологическим компонентом в сочетании с незначительной уралоидностью .
Согласно изданию РАН (2000) под редакцией А. А. Зубова , эрзяне относятся к беломоро-балтийскому варианту европеоидной расы, который представлен, помимо эрзян, большинством прибалтийских финноязычных народов и частью коми-зырян. Мокшане относятся к уральской расе, в пределах которой мокшане отнесены к субуральскому подтипу . Антропологическое различие между эрзянами и мокшанами, являющимися в основе своей европеоидами и субэтносами одного из наиболее антропологически однородных народов, заключается, в частности, в том, что на беломоро-балтийскую основу мордвы в некоторой степени накладываются атлантический и северопонтийский типы. Первый тип представлен преимущественно у эрзян, второй — у мокшан, хотя и тот, и другой типы присутствуют у обеих категорий населения . Антропологически мокша сформировалась в результате смешения различных типов (беломорский, понтийский, восточно-балтийский) европеоидной расы .
Территория проживания
Значительная часть эрзянского населения проживает на древней этнической территории:
- восточная группа эрзян (все районы восточной части Республики Мордовия , Алатырский , Порецкий и Ибресинский районы Чувашии );
- северная группа эрзян ( Гагинский , Лукояновский , Сергачский , Шатковский , Пильнинский районы Нижегородской области , Большеигнатовский район Мордовии ):
- группа эрзян северо-восточных районов Пензенской области ( Городищенский , Никольский , Пензенский , Сосновоборский районы ).
Группа эрзи, иногда называемая шокша , проживает на западе Мордовии в Теньгушевском ( Баево , , Вяжга , , Коляево , Кураево , Малая Шокша , Мельсетьево , Мокшанка , Нароватово , Сакаево , Стандрово , Шелубей , Широмасово , Шокша ) и Торбеевском районах ( Дракино , Кажлодка , , , ). Оторвавшись от общей массы эрзян в XVI—XVII вв., эта группа оказалась среди мокши и испытала определённое влияние с её стороны .
Два крупных ареала вне пределов современной Мордовии включают довольно большое количество эрзи и мокши, в прошлом переселенцев из разных районов коренной территории: Пензенско-Саратовский регион и Заволжье. Так, в Самарской области наибольший процент эрзянского населения наблюдается в Исаклинском (23,9 %), Шенталинском (20,9 %), Похвистневском (19,8 %) и Клявлинском (19,1 %) районах. В Кошкинском (6 %), где компактно проживают в 4 селениях — Новая Кармала , Степная Шентала , дер. Городок . В Костромской области значительное количество эрзи и мокши (около 20 %) проживают в пос. Мисково на реке Меза, переселившиеся в эти места из различных районов Мордовии в 1960-е годы при строительстве торфопредприятия.
В Оренбуржье много эрзян проживает в Бугурусланском (16,1 %), Северном (12,7 %), Пономарёвском (7,8 %) и Абдулинском (7,6 %) районах .
Основываясь на обработке неопубликованных архивных рабочих материалах переписи 1926 года В. И. Козлов в 1958 году произвёл оценку численности мокшан и эрзи на 1926 год :
Районы расселениян | Эрзя | Мокша |
---|---|---|
Пензенская губерния | 104 | 274 |
Нижегородская губерния | 82 | 3 |
Ульяновская губерния | 178 | 1 |
Чувашия | 24 | - |
Саратовская губерния | 121 | 34 |
Татарская АССР | 24 | 12 |
Самарская губерния | 210 | 42 |
Оренбургская губерния | 11 | 12 |
Башкирская АССР | 40 | 10 |
прочие районы | 1 | 3 |
Итого в Поволжье и Приуралье | 795 | 391 |
в других районах СССР | (77) | (77) |
Всего в СССР | 872 | 468 |
По оценке В. И. Козлова, общая численность эрзи в 1926 г. была почти в два раза больше численности мокши; по подсчётам автора, это превышение было более значительным за пределами коренного района расселения мордвы, так как в самом коренном районе численность мокши в 1926 г. лишь немногим уступала численности эрзи (237 и 297 тыс. чел.).
Регион РФ | Численность |
---|---|
Мордовия | 43240 |
Ульяновская область | 1311 |
Пензенская область | 1178 |
Чувашская Республика | 1136 |
Нижегородская область | 663 |
Самарская область | 428 |
Татарстан | 357 |
Алтайский край | 287 |
Московская область | 274 |
Москва | 243 |
Оренбургская область | 139 |
Санкт-Петербург | 79 |
Башкортостан | 71 |
Ханты-Мансийский
автономный округ — Югра |
55 |
Свердловская область | 49 |
Краснодарский край | 45 |
Челябинская область | 40 |
Ленинградская область | 38 |
Саратовская область | 31 |
другие регионы РФ | 404 |
Всего в России | 50068 |
Этногенез
Возникновение эрзянского языка
Среди языковедов превалирует мнение, что более полутора тысяч лет назад существовал единый древнемордовский язык, который функционировал внутри единого общемордовского родоплеменного образования, а полторы тысячи лет назад произошло его разделение на мокшанский и эрзянский языки .
Возникновение материальной культуры
На основании анализа археологических культур археологи высказывали различные мнения: либо, что существовала древняя общемордовская народность, которая в середине или конце I тысячелетия н. э. разделилась на мокшан и эрзян, либо высказывалось мнение о том, что мокшане и эрзяне были разделены изначально и общая мордовская культура никогда не существовала. Выдвигалась также и гипотеза о том, что основы культур эрзян и мокшан были заложены самостоятельно друг от друга, позднее в VI—VII стала формироваться общемордовская культура, которая в начале II тысячелетия стала вновь различаться на мокшанскую и эрзянскую. Последней по времени была высказана гипотеза о том, что в III—V веках существовала единая древнемордовская общность, которая начала разделяться на эрзю и мокшу не ранее VI—VII веков, а процесс разделения завершился к началу II тысячелетия н. э.
История
Об эрзянах (арджанах), как и о мокшанах, сообщал иранский ученый Рашид ад-Дин (начало XIV века); ногайский князь Юсуф писал о «рзянах» в грамоте, отправленной им в Москву в 1549 году.
В раннем средневековье эрзя — народность, которая оказывала сопротивление хазарам , печенегам и половцам . Под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному Арзамасу .
В отличие от мокши, признавшей в 1237 году зависимость от Золотой Орды , эрзяне отступали на север в леса и оказывали монгольским войскам сопротивление. После переноса суздальской столицы в середине XIV века в Нижний Новгород эрзяне попали под власть Нижегородско-Суздальского великого княжества и некоторая часть их приняла христианство, а другая часть отступила дальше на восток , проникнув в XVII веке в Заволжье и Южное Приуралье, где столкнулась с ногайцами и калмыками . Создание Саратовско-Оренбургско-Челябинской линии крепостей сделало возможным дальнейшее продвижение эрзи на Урале . Многие эрзянские поселения на Урале появились после проникновения сюда русского населения .
Петер Симон Паллас в начале XIX века отмечал:
Народ в Шадине, и во многих к реке Мокше , также в верхних местах Суры , а особливо на лесистой стороне находящихся деревнях, суть иного поколения, нежели живущие при реке Пьяной и в Нижегородской губернии . Они и сами себя отличают от оных, и присваивают себе особливое имя Мокша, в множественном числе Мокшадь… напротив того, происшедших от другого колена называют они Ерзад или Ердзат; и они сами себя также именуют…
Сословия в XIII—XVIII веках
При анализе различных источников исследователи выделяют у мокшан и эрзян (называемых в документах того времени мордва) ряд социальных групп: мордовские мурзы , мордовские князья, служилая мордва, полковые мурзы, ясачная мордва, тарханы , казаки из служилой мордвы, станичные мордовские мурзы, младшие мордовские мурзы, дворцовые крестьяне, помещичьи крестьяне, временнообязанные крестьяне, государственные крестьяне, ясачные крестьяне, удельные крестьяне . К мордовской аристократии относились правители раннегосударственных объединений мордовских народов эрзи и мокши, а также категория служилых феодалов, обладающих привилегиями — князья , мурзы , служилые люди , казаки .
Национальные праздники
Главный народный праздник эрзян — Раськень Озкс ( рус. «народное моление» ), которое проводится во вторую субботу июля, в селе Чукалы Большеигнатовского района Республики Мордовия , по решению атянь эзем (рус. «совет старейшин») 10 июля 2004 г., с периодичностью 3 года, последнее состоялось 13 июля 2019 года . Также есть ежегодное Велень Озкс (рус. «сельское моление»), предположительно в конце июля. Помимо этих двух праздников-молений, существует ещё множество красных дней календаря у эрзян, но их празднуют маленькие группы представителей этого народа, проживающие в сельских районах.
С 1993 года 16 апреля, в день рождения первого эрзянского профессора Анатолия Рябова празднуется День эрзянского языка ( эрз. Эрзянь Келень Чи ).
Одежда
История развития эрзянского народного костюма
Говоря о народном костюме, этнографы обращаются к костюму крестьянской среды. Он сложился в древности, тогда же был наделён знаковыми чертами. Вся жизнь любого эрзянского крестьянина или крестьянки, от момента рождения и до смерти, была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм играл в них огромную роль.
Особенно она была велика в праздничных обрядах. Национальный костюм эрзи формировался в центральной полосе европейской части России. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю легкую одежду, набор теплой межсезонной и зимней одежды. Составной частью в костюм входили разнообразные детали и украшения.
Сравнивая одежду эрзи и мокши с русской , татарской , чувашской , марийской и других, живущих по соседству народов, в ней можно найти много сходных элементов. Так, наличие общих истоков одежды финно-угорских народов , на близость их культур указывает ряд деталей национального костюма, приёмы его оформления. К ним принадлежит туникообразная рубаха, не имеющая плечевых швов. Рассматривая рубахи , элемент женского костюма народов Поволжья , современные этнографы отмечают, что «более древний для Поволжья тип сохранился в чистом виде лишь у мордвы-эрзи. Остатки его видны в расположении вышивки всех мордовских рубашек, как эрзянских, так и мокшанских» .
Архаичным характерным атрибутом костюма мещерских и эрзянских женщин считался набедренник пулагай — своеобразный пояс стыдливости. Впервые пулагай надевали девушки в день совершеннолетия и носили его постоянно до глубокой старости, Набедренники женщин фертильного возраста были особенно нарядными.
Их декорировали вышивкой, позументом, медными пайетками, бисером, бусинами, раковинами каури, монетами, жетонами. Наряду с другими украшениями, пулагай выполнял не только функцию оберега, но и являлся маркером особого возрастного периода женщины.
Головные уборы
Вместе с одеждой эрзянские женщины носили головные уборы — прявельтявкс (дословно: «то что покрывает голову»), которые они меняли при замужестве. По головному убору было видно, богата ли женщина.
Девушки оставляли одну косу, которую опускали по спине. Волосы замужних женщин были сплетены в две косы и спрятаны под головной убор. Как пишут более ранние авторы, эрзянские женщины — в первую очередь, девушки — делали на голове несколько косичек. У невест, как пишет Майнов, было двадцать пять косичек, на концы которых привязывались шерстяные нитки со всевозможными украшениями.
Панго
Эрзянские женщины собирали волосы на лобную часть в одну косу, на которую надевали похожую на рог панго (Клебанд 1986:45). Косички, свернутые до основания уха, назывались сюрот («колоски»), вместе взятые косички — прясюро.
Эрзянки носили на голове панго (дословно в переводе с эрзянского гриб ). Панго делались по-разному: были панго, похожие на сюро — с острым, свернутым сверху концом; по типу (схожими) на лопату, верхний конец которой более узкий. Высота панго была достаточная, сзади был узкий хвост с вышивкой, украшенный блестками. (Клебанд 1986:45).
Сорока
Также у эрзянок были и другие головные уборы — сорока , — сплюснутый убор с широким хвостом, который отпускался по затылку. Сороки сделаны были по разному — некоторые более с низкой посадкой, сплющенные, некоторые с середины более выдернутые к верху. Как надголовная, так и хвостовая (задняя) части вышивались красными шерстяными нитками, сверху были забиты монетами, блестками, украшенными медными цепочками, серебром, бусами. (Маннинен 1929:134). Изготовление сорок было очень сложным, их делали хорошие портнихи.
Эрзянки, живущие на Волге, сначала надевали сороку при замужестве, потом сорока надевалась на голову каждый день. (Клебанд 1986: 46).
Другие головные уборы
Кроме этого, эрзянские женщины носили выкроенный из ситца чехлик. Потом чехлик стали носить под платком. Головной убор наподобие чехлика — олосник — женщины надевали под сороку. В тех местах, где бабушки носили сороку и панго, девушки и невесты надевали на голову златной головной убор, похожий на сороку ( Белицер 1973: 162).
У эрзянских женщин были разнообразные платки: суконные, шерстяные, губовые, а также шали. Молодые девушки носили прясуре (дословно — «головная нитка»).
Особыми чертами отличается одежда каратаев Камско-Устьинского района Татарстана .
Печатные издания на эрзянском языке
На территории Республики Мордовия выходят несколько изданий под патронатом правительства республики Мордовия — республиканская газета « Эрзянь правда » («Эрзянская правда»), выходит с 1921 года (первоначальное название — « Якстере теште » («Красная звезда»)); литературно-художественный и общественно-политический журнал « Сятко » («Искра», с 1928 года) и ежемесячный иллюстрированный журнал для эрзянских детей и юношества « Чилисема » («Восход», издаётся с 1931 года ). Кроме того, с 1994 года дважды в месяц выходит независимая эрзянская газета « Эрзянь Мастор » («Эрзянская Земля»).
В Ульяновской области выпускают ежемесячную газету « Ялгат » («Друзья»).
Музыкальное творчество на эрзянском языке
Наиболее известной группой в финно-угорском мире, исполняющей песни на эрзянском языке, является фолк-группа Торама .
В 2005 году была создана арт-фолк группа Морденс , популярная в молодёжной среде. В 2010 году в Саранске появляется группа . В 2011 году в Москве дебютировала музыкальная группа Ойме .
Современные песни на эрзянском языке исполняют Бакич Видяй , Ежевика Спиркина , , Андрей Бочканов, Евгений Самаркин , Виктор Рауткин и др.
-
Фолк-арт группа «Морденс». На переднем плане солистка Елена Алышева
-
Фольклорная группа «Торама» в Этнографическом Музее в 2009 году ( Санкт-Петербург )
-
группа Ойме на Tallinn Music Week, 2015 год
-
группа Мерема на Seto Kuningriigipäevad, Обинитца, 1.08. 2015 год
-
Символика
Флаг эрзянского народа ( эрз. «эрзянь раськенькоцт» ) обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется, к этнокультуре эрзян, а также означает их важность для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры. Символ неофициального выделения из мордвы, как отдельный народ, и несогласия с объединяющим с народом мокша наименованием мордва. Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях. Флаг имеет три основных цвета, заимствованные из национальных мужских и женских костюмов этого народа. Сверху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), чёрный (земля). Смысловой ряд следующий: «Свобода-Жизнь-Земля» .
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
- Богатова О.А. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2019. — № 3 . 2 апреля 2023 года.
- Гл. ред. С. А. Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.
- Отв. ред. В. В. Лопатин. Русский орфографический словарь Российской академии наук. 2007
- ↑ , с. 427—428.
- Эрзя // Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
- Эрзя // Энциклопедический словарь. 2009.
- Pimenoff, Ville Nikolai. (англ.) . Department of Forensic Medicine University of Helsinki (2012). Дата обращения: 12 мая 2012. Архивировано из 22 июля 2012 года.
- Напольских, Владимир Владимирович . Введение в историческую уралистику. — Ижевск: Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Удмурт. ин-т истории, яз. и лит., 1997. — 257 с. — ISBN 5-7691-0671-9 .
- Напольских В. В. от 3 марта 2018 на Wayback Machine // Вопросы ономастики . 2018. Т. 15. № 1. С. 14.
- Вершинин В. И. Этимологический словарь мордовских (эрзянского и мокшанского) языков. — Йошкар-Ола, 2004. — Т. 5. — С. 516—517.
- Балановский О. П. Генофонд Европы. — Издательство КМК, 2015. — ISBN 978-5-9907157-0-7
- Гусаченко Л. А., Литовченко О. Г. Распределение антигенов групп крови у мокша и эрзя Республики Мордовия // Ульяновский медико-биологический журнал. — № 3. — 2017. — С. 159—164.
- Паллас П.-С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. — Ч. 1. — СПб. , 1773. — С. 112.
- Русская историческая географiя: Мордва: Курсъ лекцій, читанныхь в 1908—1909 уч. году въ Московскомъ Археологическомь Институте: [Вып. 1—2] / [соч.] С. К. Кузнецовымь. — М. : Печатня А. И. Снегиревой: Тип. Пожидаева, 1912. — 73 с.
- Марк К. Ю. Этническая антропология мордвы // Вопросы этнической истории мордовского народа. — М., 1960. — С. 120—143.
- Алексеева Т. И. Антропологический состав населения Волго-Окского бассейна: Антропологический сборник. — М. , 1956.
- Восточные славяне: Антропология и этническая история / Под ред. Т. И. Алексеевой. — М. : Научный мир, 2002.
- Антропология современных финно-угорских народов / Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; отв. ред. А. А. Зубов . — М.: 2000.
- Об эрзя-мокшанских различиях В. К. Абрамов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой новейшей истории народов России ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», заслуженный деятель науки Республики Мордовия (г. Саранск, РФ)
- Мордовия: Энциклопедия: В 2 т. — Т. 2: М — Я / НИИГН при Правительстве РМ. — Саранск, 2004. — С. 5—21.
- Мордовский народный костюм: Альбом / Сост. и авт. текста: Т. П. Прокина, М. И. Сурина: Сост. каталога: Л. Т. Артамошкина, Л. Л. Добрачёва, Т. П. Прокина, М. И. Сурина: Худож. А. Г. Свердлов; Цвет. съемка Н. Е. Ревизова; Карты и рис.: Т. П. Прокиной, М. И. Суриной; Редкол.: Н. Ф. Мокшин (председатель), В. А. Балашов, Н. Ф. Беляева. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. — С. 36. — ISBN 5-7595-0288-3 .
- . Дата обращения: 29 марта 2008. 22 сентября 2008 года.
- Национальный состав населения РСФСР. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. — М. , 1990.
- Козлов В. И. Расселение мордвы — эрзи и мокши // Советская этнография. — 1958. — № 2.
- ↑ . Дата обращения: 16 октября 2017. 25 мая 2019 года.
- Исследования по материальной культуре мордовского народа. — М. , 1963.
- Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы. — Саранск, 1977.
- Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. — Ч. 1. — Вторым тиснением. — СПб. , 1809. — С. 107—108.
- Демидов А. Н. Служилая мордва в XVII—XVIII веках // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. — № 2 (34). — 2016.
- Смирнов И. Н. Мордва : историко-этнографический очерк. — Казань : Тип. Императ. ун-та, 1895.
- Заварюхин Н. В. Были ли у мордвы князья? На перекрестке мнений / отв. ред. Ю. Ф. Юшкин, В. А. Юрченков. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1990. — С. 67—74.
- Гераклитов А. А. Материалы по истории мордвы : сборник выписок из печатных источников (X—XVIII вв.) / А. А. Гераклитов. — М. ; Л. : Соцэкгиз, 1931.
- Заварюхин Н. В. Мордовские князья // Мордовия. Энциклопедия : в 2 томах / Гл. ред. А. И. Сухарев. — Саранск, 2004. — Т. 2 (М—Я). — С. 38—39.
- . Дата обращения: 8 сентября 2019. 28 сентября 2020 года.
- ↑ от 14 сентября 2019 на Wayback Machine (рус.)
- Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья: (Материалы к этногенезу). — Чебоксары, 1960. — С. 8.
- от 24 сентября 2015 на Wayback Machine (рус.)
- от 13 июня 2021 на Wayback Machine (рус.)
- от 31 августа 2015 на Wayback Machine (эрз.)
- от 24 сентября 2015 на Wayback Machine (эрз.)
- 11 марта 2016 года. (рус.)
- . Дата обращения: 21 марта 2009. Архивировано из 9 апреля 2009 года.
- . Дата обращения: 22 мая 2020. 25 ноября 2020 года.
Литература
- / Мокшин Н. Ф. // Шервуд — Яя [Электронный ресурс]. — 2017. — С. 427—428. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 35). — ISBN 978-5-85270-373-6 .
- Майнов В. Н. от 11 ноября 2018 на Wayback Machine / [соч.] д. чл. В. Н. Майнова. — С.-Петербург: Типография А. С. Суворина, 1883. -[2], IV, 559 с.; 23. — (Записки Русского географического общества по отделению этнографиипод ред. д. чл. В. Н. Майнова; Т. 11)
Ссылки
- от 27 ноября 2020 на Wayback Machine
- от 27 декабря 2011 на Wayback Machine
- от 7 января 2010 на Wayback Machine
- от 20 апреля 2012 на Wayback Machine
- 2021-08-24
- 1