Банк Латвии
- 1 year ago
- 0
- 0
Музыка Латвии в течение многих лет находилась под сильным влиянием немецкой культуры, лишь в конце XIX века начала формироваться национальная школа. В то же время народные музыкальные традиции страны имеют давнюю историю и богатое наследие.
Наиболее ранние известные сведения о латвийской музыке относятся к периоду неолита : археологами обнаружены инструменты рода флейт. К концу первого тысячелетия народами, населявшими территорию современной Латвии, было создано множество инструментов, таких как кокле (струнно-щипковый инструмент рода цитры), чья конструкция сохранилась до наших дней. Древнейшие сведения о латышской народной музыке относятся к 11 веку. Среди народных жанров — трудовые, календарные, семейно-обрядовые песни.
К моменту завоевания территории современной Латвии крестоносцами (XIII век) музыкальная культура этого региона была по преимуществу народной. Вплоть до XIX века музыкальная культура Латвии основывалась почти исключительно на немецких традициях. С XIII века развивалась католическая , а с XVI века ― также протестантская церковная музыка. В Риге существовали гильдии и цеха городских музыкантов, состоявшие только из немцев. Первые книги литургических песнопений на латышские тексты были напечатаны в Кёнигсберге в 1587 году и в Риге ― в 1615. С XVII по XIX век музыкальная жизнь Латвии была тесно связана с европейской культурой. В Риге действовало Музыкальное общество (с 1760) и Городской театр (с 1782), а при дворе герцога Курземе в Митау (ныне Елгава ) работали известные музыканты, такие как , , Иоганн Адам Хиллер . С 1753 по 1788 в Риге работал ученик Баха Иоганн Готфрид Мютель .
В XVIII―XIX веках во многих латвийских церквях были установлены органы , до наших дней сохранилось около 250 исторических инструментов. в Риге с четырьмя мануалами и 125 регистрами, построенный в 1884 году, был на момент открытия крупнейшим в Европе. В Латвии, лежавшей на пути между крупнейшими концертными центрами Западной Европы и Санкт-Петербургом , стали проходить концерты известных органных виртуозов того времени. Укрепились культурные связи латвийской интеллигенции с Кёнигсбергским университетом. В 1764―1769 в Риге жил немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер (1744―1803), первым начавший публиковать в Европе латышские народные песни. Среди других известных деятелей культуры, чья биография была связана с Латвией ― музыкальный издатель Иоганн Фридрих Харткнох (1740―1789).
В первой половине XIX века в Ригу с концертами приезжали Джон Филд , Роберт и Клара Шуманы , Ференц Лист , Гектор Берлиоз , Антон Рубинштейн . В 1837―1839 в городе жил Рихард Вагнер , здесь он начал работу над оперой « Риенци ».
Вторая половина XIX века ― время формирования латышской национальной музыкальной школы. Одним из первых её представителей стали композиторы Карлис Бауманис (1835―1905), автор текста и музыки латвийского гимна , и Янис Цимзе (1814―1881), собиравший и обрабатывавший народную музыку. Среди музыкальных жанров активнее всего развивалось хоровое пение, в 1873 году прошёл первый песенный фестиваль, ставший традиционным и проводящийся каждые пять лет.
Музыкальное образование в Латвии XIX века было доступно лишь в семинариях и нескольких музыкальных школах, а для получения более полного образования музыканты отправлялись за границу или в Санкт-Петербург. Латвийская академическая музыка конца века, как и во многих других восточноевропейских странах, находилась под сильным влиянием фольклора. Такие композиторы, как Андрей Юрьянс , Язепс Витолс и , часто использовали в своих сочинениях прямое цитироване народных песен, другие ( Альфред Калныньш , ) избегали этого, но и в их работах существенное место занимают элементы фольклора.
Кратковременный период независимой республики (1918―1940) ― эпоха бурного развития музыкальной культуры Латвии. В Риге открывается Латвийская национальная опера (первый латышский оперный спектакль ― «Банюта» Альфреда Калныньша ― был поставлен на её сцене в 1920), Латвийская консерватория (ныне Латвийская музыкальная академия имени Язепа Витола , 1919), музыкальные школы, основан первый постоянный симфонический оркестр (оркестр Рижского радио, 1926) и ряд камерных ансамблей. Различные направления композиторского искусства представлены Язепсом Витолсом, Альфредом Калныньшем, Язепсом Медыньшем (национальный романтизм), Янисом Медыньшем и Янисом Калныньшем (поствагнеризм), Янисом Кнепитисом и Янисом Залитисом (импрессионизм) и др.
С присоединением Прибалтики к СССР в Латвии был учреждён ряд новых музыкальных коллективов, так, в 1940 был основан Хор радио и телевидения, год спустя ― Латвийская филармония , в 1944 ― Союз композиторов Латвийской ССР, вскоре после войны открыт Театр оперетты . В 1947 году композитором и дирижёром С. М. Краснопёровым при филармонии был организован первый оркестр латышских национальных инструментов и первый ансамбль латышского танца и песни Sakta , им же была разработана академическая версия национального инструмента кокле .
Во второй половине 1940-х латвийская музыка попала под жёсткий контроль со стороны партийной цензуры. Многие композиторы вынуждены были эмигрировать и продолжить свою работу за границей, среди них ― Янис Калниньш , , Таливалдис Кениньш , Гундарис Поне. В эпоху «оттепели» в латвийской музыке появились качественно новые стилевые течения, связанные с европейским послевоенным авангардом, однако основными направлениями оставались неоромантизм и неоклассицизм .
Основной оперной площадкой Латвийской ССР был Государственный театр оперы и балета. На его сцене ставились как классические, так и современные оперы, в том числе ― новейшие сочинения латвийских композиторов. В разное время дирижёрами в этом театре были Леонидс Вигнерс , Эдгар Тонс , , Александр Вилюманис , а также иностранцы — Лео Блех, Гинтарас Ринкявичюс и др.
Современная Латвия ― крупный центр европейской музыкальной культуры. В Риге и других городах регулярно проходят концерты крупнейших мировых музыкантов, международные музыкальные конкурсы и фестивали. Особенно известны фестивале в Юрмале (Дзинтари) и Сигулде.
Среди латвийских музыкантов, завоевавших мировую известность во второй половине XX и начале XXI века, ― композиторы Янис Иванов , , , , Имантс Калныньш , Ромуалдс Калсонс , Петерис Плакидис , Георг Пелецис, , Петерис Васкс , Раймонд Паулс , Имантс Земзарис, дирижёры Арвид Янсонс и его сын Марис , Андрис Нельсонс , певцы Карлис Зариньш , Янис Спрогис , , Самсон Изюмов, Александр Антоненко, певицы , Инессе Галанте, Элина Гаранча, Майя Ковалевска , пианисты Артур Озолиньш , Илзе Граубиня , Вестардс Шимкус, скрипачи Байба Скриде , , , Валдис Зариньш и Гидон Кремер , фортепианный дуэт Нора Новик и Раффи Хараджанян , валторнист Арвидс Клишанс, виолончелистка Элеонора Тестелец , хоровые дирижёры Имантс Цепитис , Имантс и Гидо Кокарсы, органисты Таливалдис Декснис и Ивета Апкална .
В 2017 году Radio SWH организовало опрос к столетию Латвийской республики, по результатам которого были выбраны . В десятку лучших вошли :