Interested Article - Ностальгия по СССР
- 2020-06-28
- 2
Ностальгия по СССР , также встречаются определения ностальгия по советскому периоду или советская ностальгия — комплексное социальное явление в России и странах постсоветского пространства , а также в среде русскоязычных граждан дальнего зарубежья, родившихся в СССР , затрагивающее коллективную память об эпохе Советского Союза и связанных с ним деталях .
Частный случай посткоммунистической ностальгии .
Определение явления
Российские социологи определяют ностальгию по СССР как комплексное социальное явление, включающее в себя :
- определённую ностальгию по развитой социальной системе Советского Союза;
- симпатии к советской культуре;
- отношение к целям и задачам СССР как к «великим», «грандиозным» даже у противников режима;
- положительное отношение к определённым деталям советского быта — системе ГОСТ , общественного питания , и т. д.
- положительное отношение к советским лидерам — Ленину , Сталину , Хрущёву , Брежневу, Андропову , Черненко .
Характерным признаком «ностальгии по СССР» исследователи называют затрагивание обширной возрастной группы, замеченной в симпатиях к Советскому Союзу . Тем не менее, О. В. Смолина, российский социолог, основным носителем явления называет поколение 1976—1982 годов; детство этих людей прошло ещё до распада Советского Союза.
Уровень жизни большей части населения в первые годы после распада СССР (и последовавших за этим экономических реформ ) резко ухудшился (по многим характеристикам в 1,5-2 раза — до показателей 60-70-х годов ), что до сих пор вызывает негативные воспоминания среди определённых групп жителей. А. В. Очкина оценивает процент пострадавших от рыночных реформ граждан в 40 % . По мнению социолога Льва Гудкова , ностальгия по СССР и идеализация советского времени с его мифами о справедливости и равенстве являются единственным нецензурированным способом выразить недовольство положением вещей в современном российском обществе. Отсутствие новых идей будущего и целей развития у государства вынуждает общество апеллировать к прошлому в контексте «не менять нынешнюю ситуацию, а восстановить прошлую». Советские мифы в собственной интерпретации также используются властями для обоснования своей внешней политики, легитимации политики централизации власти и устранения плюрализма в обществе .
Проявления
В 1996 году впервые вышла в эфир телепередача « Старые песни о главном », лейтмотивом которой было исполнение советских песен современными поп-артистами. Передача оказалась крайне успешной и с тех пор регулярно выходила в эфир, породив ряд подражающих или похожих передач . С конца 1990-х годов в социологических опросах студентов стала появляться критика капитализма, в начале-середине 1990-х годов относительно не распространённая. Одновременно стали подвергаться сомнению тезисы о тоталитарности существовавшего в Советском Союзе строя и негативная характеристика советского общества . В 2000-х годах, со стабилизацией экономики бывшего СССР, ностальгия по СССР вышла на новый уровень, став распространённым маркетологическим приёмом — возникали столовые «по-советски», в рекламных кампаниях всячески использовалась система ГОСТ и узнаваемые стереотипы времён Советского Союза, доходящие иногда до гротеска . Частично подобное явление было распространено в местах компактного проживания эмигрантов из бывшего СССР, в частности, Брайтон-Бич . Стали возникать музеи, посвящённые быту времён « длинных семидесятых » (1968—1982 годы), преимущественно — частные . Таким образом, возникло «советское ретро», апеллировавшее ко времени, «когда всё было „просто“» . Однако, как подчёркивают исследователи, довольно поспешно считать явление проявлением исключительно ностальгическими запросами на «советское», напротив, явление свидетельствует об идеологическом кризисе и поиске как новых, так и старых ориентиров .
В странах бывшей Югославии наблюдается похожее явление « Югоностальгии » — ностальгии по временам единой социалистической Югославии, а на землях бывшей ГДР — « Остальгия » (см. музей ГДР ). На территории России есть многочисленные неформальные организации сторонников восстановления СССР . Художественный проект « СССР-2061 » создан для возрождения жанра советской фантастики , а основная идея проекта посвящена « будущему, до которого хочется дожить » .
Историография проблемы
На 2016 год проблематикой «ностальгии по советскому» занимаются ряд социологов и культурологов бывшего СССР. Так, два номера общественно-научного журнала «Лабиринт» посвящены маркерам и памяти советской эпохи в современном обществе , на базе Высшей Школы Экономики в 2011 году проведена конференция «СССР: Жизнь после смерти», при этом количество заявок превысило ожидания организаторов во много раз .
Общественное мнение
В странах Постсоветского пространства
По данным социологического опроса ВЦИОМ , проведённого совместно с Международным исследовательским агентством «Евразийский монитор», Исследовательской группой ЦИРКОН (Россия), Социологической Лабораторией «НОВАК» (Белоруссия), Компанией «Research & Branding Group» (Украина) и Институтом сравнительных социальных исследований «ЦеССИ-Казахстан» (Казахстан) на декабрь 2006 года, большинство жителей Белоруссии , России и Украины сожалеют о том, что Советский Союз распался. Особенно сильна ностальгия в России (68 % сожалеющих против 24 % не сожалеющих), несколько слабее — на Украине (59 %/30 %) и Белоруссии (52 %/36 %). А если бы сегодня проводился референдум об объединении бывших союзных республик в новый союз, то участники этого референдума в России и на Украине проголосовали бы скорее за объединение (в России 51 % против 22 %, на Украине 45 % против 25 %), мнения жителей Белоруссии неоднозначны (36 % «за» и 32 % «против»). Не стали бы участвовать в голосовании от 11 % до 16 % опрошенных в этих странах. Однако воссоздание единого союза бывших республик СССР сегодня невозможно, так считает большинство респондентов в каждой из трёх стран: 76 % в Белоруссии, 71 % на Украине и 68 % в России.
Треть респондентов из Украины и Белоруссии (34 % и 32 %) предпочли бы жить в объединённом союзе России, Украины, Белоруссии и Казахстана. На втором месте по числу голосов в Белоруссии точка зрения, что лучше жить в собственной стране без объединения с иной страной и без вхождения в союзы государств (25 %), на третьем месте мнение, что лучше — в Европейском Союзе (18 %). На Украине эти две точки зрения находят равное число сторонников (по 21 %). Общественное мнение Казахстана выделяет два наиболее предпочтительных варианта — это жить в своей стране без объединений или в союзе четырёх стран (России, Украины, Белоруссии и Казахстана) (25 % и 23 %). Среди россиян 30 % считают оптимальным жить в своей стране, ни с кем не объединяясь; 20 % — во вновь объединённом СССР и 21 % — в союзе этих четырёх стран .
Всероссийский опрос ВЦИОМ, проведённый 5-6 марта 2016 года, посвящённый 25-летней годовщине всесоюзного референдума о сохранении СССР , показывает, что 64 % россиян сегодня проголосовали бы за сохранение Союза ; для сравнения, на референдуме 1991 года доля тех, кто проголосовал за сохранение СССР составила более 70 %.
Каждый пятый белорус хотел бы жить во времена СССР — к такому выводу пришёл Аналитический центр EcooM в 2011 году, однако более 52 % респондентов не хотят возвращаться во времена СССР. Затруднились с выбором ответа 22,7 % опрошенных .
Несмотря на декоммунизацию на Украине , некоторые жители Харькова до сих пор живут советским прошлым .
См. также
- Советский патриотизм
- Советский образ жизни
- Посткоммунистическая ностальгия
- Остальгия
- Ностальгия по ПНР
- Sovietwave
- Союз славянских сил Руси
Примечания
- ↑ от 17 августа 2016 на Wayback Machine // Лабиринт (журнал социально-гуманитарных исследований), 2014
- ↑ Дата обращения: 13 июля 2016. 17 августа 2016 года.
- ↑ Дата обращения: 13 июля 2016. 17 августа 2016 года.
- ↑ Дата обращения: 18 июля 2016. 17 августа 2016 года.
- Гордон Л. А. (д. и. н., профессор, заместитель руководителя Центра сравнительных политических и экономических исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН ).
- (рус.) . Дата обращения: 27 мая 2021. 27 мая 2021 года.
- . Дата обращения: 27 января 2022. 25 января 2022 года.
- . Дата обращения: 17 октября 2022. 17 октября 2022 года.
- . Дата обращения: 17 октября 2022. 17 октября 2022 года.
- Вячеслав Половинко, Дарья Козлова. Новая газета . — 2019. — № 31 . — С. 7—9 . 21 марта 2019 года. //
- Александра Морозова 24 января 2019 г. от 2 февраля 2020 на Wayback Machine
- . 2061.su. Дата обращения: 15 ноября 2019. 15 ноября 2019 года.
- Дата обращения: 13 июля 2016. 17 августа 2016 года.
- СССР: Жизнь после смерти. Коллектив авторов. Изд.дом Высшей школы экономики, 2012.Вид издания: Научное. Количество страниц: 304. ISBN 978-5-7598-0977-7
- Дата обращения: 27 октября 2021. 27 октября 2021 года.
- . Дата обращения: 24 марта 2016. 19 марта 2016 года.
- Michael T. Westrate. Living Soviet in Ukraine from Stalin to Maidan: Under the Falling Red Star in Kharkiv. — Lexington Books, 2016. — 252 p. — ISBN 978-1498523400 . — ISBN 1498523404 .
Литература
|
Содержимое этой статьи
нуждается в чистке
.
|
- Дата обращения: 13 июля 2016. 17 августа 2016 года.
- Дата обращения: 13 июля 2016. 17 августа 2016 года.
- Дата обращения: 13 июля 2016. 17 августа 2016 года.
- Дата обращения: 13 июля 2016. 17 августа 2016 года.
- Дата обращения: 13 июля 2016. 17 августа 2016 года.
- Дата обращения: 13 июля 2016. 17 августа 2016 года.
- Тимофеев Михаил Юрьевич от 20 ноября 2017 на Wayback Machine // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». 2012. Т. 3. Вып. 2. С. 99 — 104.
- Тимофеев Михаил Юрьевич от 5 февраля 2019 на Wayback Machine // Бурылинский альманах. 2014. № 1. С. 48 — 52.
- Дата обращения: 13 июля 2016. 17 августа 2016 года.
- Дата обращения: 13 июля 2016. 17 августа 2016 года.
- Тимофеев Михаил Юрьевич // Studia Sovietica. Випуск 3 / Відпов. ред. В. Хархун. — К.: Інститут літератури ім. Т. Г. Шевченка НАН України, 2014. С. 267—276.
- Тимофеев Михаил Юрьевич от 28 июня 2014 на Wayback Machine // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2012. № 4. С. 39 — 51.
- Тимофеев Михаил Юрьевич от 27 сентября 2020 на Wayback Machine // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2012. № 5. С. 60 — 77.
- от 28 февраля 2016 на Wayback Machine
- проект РТР от 13 февраля 2016 на Wayback Machine (2015)
- Боффа, Джузеппе от 27 января 2009 на Wayback Machine
- , А. А. Сорокина. // Общественные науки и современность. — 2011. — № 6 . — С. 18—31 . 26 апреля 2016 года.
- Роман Абрамов. // INTER. — 2011. — № 6 . — С. 88—102 . (недоступная ссылка)
- David Satter . . — New Haven : Yale University Press , 2012. — 383 p. — ISBN 0-300-11145-2 .
Ссылки
- // Росбалт, 8 марта 2016 от 7 марта 2016 на Wayback Machine
- от 22 апреля 2014 на Wayback Machine // Новая Эўропа — от 23 апреля 2014 на Wayback Machine , 11 сентября 2013
- от 12 мая 2014 на Wayback Machine ( от 2 апреля 2015 на Wayback Machine )
- от 22 октября 2016 на Wayback Machine // Взгляд , окт 2016
- // РИА Новости , 9.10.2016 от 9 октября 2016 на Wayback Machine
- // РГ , 06.11.2014 от 18 января 2017 на Wayback Machine
- Дометий Завольский // Взгляд, янв 2019 от 2 января 2019 на Wayback Machine
- Алексей Мухин, политолог . // Газета.ru , 21 июля 2022
- 2020-06-28
- 2