Interested Article - Портрет А. С. Пушкина (Кипренский)
- 2020-03-27
- 2
Портрет Александра Сергеевича Пушкина — картина русского живописца Ореста Кипренского (1782—1836), написанная в 1827 году; хрестоматийный шедевр романтического портрета первой трети XIX века, наряду с написанным в том же году В. А. Тропинина — одно из самых известных и популярных изображений классика русской словесности . Является частью собраний Третьяковской галереи в Москве ( инв . 168), выставляется в зале № 8 в историческом здании галереи на Лаврушинском переулке . Техника исполнения картины — масляная живопись на холсте, размер полотна — 63 × 54 см.
История создания
С. Либрович сообщает, что портрет был заказан другом Пушкина, Дельвигом . Пушкин позировал Кипренскому в июне-июле 1827 года в Шереметьевском дворце .
Впервые картина экспонировалась на выставке Академии художеств в год своего создания.
Описание
На полотне Пушкин представлен по пояс с повёрнутой налево головой и скрещенными на груди руками. На правое плечо поэта накинут клетчатый шотландский плед — этой деталью художник обозначает связь Пушкина с Байроном , кумиром эпохи романтизма . Этот приём — реминисценцию — художник применял неоднократно. Так, в исполненных ранее портретах Швальбе и Кипренский цитирует Рембрандта и Леонардо да Винчи , здесь же он объединяет имена двух поэтов . В глубине изображена статуя Музы с лирой.
Портрет выполнен с «предельной завершённостью», тщательной отделкой деталей, что было вообще характерно для последних лет работы Кипренского. Цветовая гамма строго уравновешена. Художник передаёт ощущение торжественной тишины, подчёркивающей значительность встречи с поэтом .
Пушкин написал по этому поводу стихотворение « ». Некоторые из современников считали, что портрет верно передаёт черты лица поэта, другие критиковали работу Кипренского, который, по их мнению, не смог передать «изменчивое выражение лица», энергию, живость, свойственные Пушкину. Брюллов , по словам Шевченко , критиковал Кипренского, изобразившего Пушкина не поэтом , а «каким-то денди ». Сам Брюллов предпочитал создавать образы людей искусства в момент романтического порыва, строя динамичную эффектную композицию с выразительным цветовым решением .
Либрович отмечает, что знавшие Пушкина считали этот портрет недостаточно передающим характерные черты «африканской породы», унаследованные поэтом от его прадеда Ганнибала , и которыми он гордился:
«Но зато работа Кипренского наиболее приближается к тому идеальному изображению, какового … ищут обыкновенно поклонники поэта» .
Провенанс
После смерти Дельвига Пушкин купил портрет у его вдовы, Софьи Михайловны. На последней квартире Пушкина в доме Волконской на Мойке работа Кипренского висела на видном месте. После смерти поэта картина хранилась у Н. Пушкиной , а от неё перешла к сыну Александру .
Портрет был известен по гравюре Уткина , который выполнил её также по заказу Дельвига. В 1875 году копию маслом с него сделал Н. Ге . Ещё одна живописная копия, возможно, выполненная самим Кипренским, хранилась у Павлищевых.
Ещё одна реплика , выполненная пастелью , хранилась у наследников Льва Пушкина в Болдине . С 1911 года она находилась в Пушкинском доме . В семье рассказывали, что копия создана самим Кипренским. С этой версией соглашались Н. Врангель , А. Бенуа и П. Нерадовский .
Примечания
- ↑
- , с. 38: «Оба портрета, выполненные художниками с большими старанием и подъемом, стали самыми популярными изображениями поэта».
- , с. 230.
- , с. 231.
- , с. 234.
- , с. 235.
- , с. 28.
- Беляев М. Заметки на полях книги С. Либровича «Пушкин в портретах» // [Александр Пушкин]. — М.: Журнально-газетное объединение, 1934. — С. 968—979. — (Лит. наследство; Т. 16/18). с. 972
Литература
- Валицкая А. Орест Кипренский в Петербурге. — Л. : Лениздат, 1981.
- Либрович С. Ф. : История изображений поэта в живописи, гравюре и скульптуре / [соч.] Сигизмунда Либровича. — Тип. М. М. Стасюлевича, 1890. — С. 25—29. — [8], 266 с.
- Живопись первой половины XIX века : [каталог / авт.-сост. О. А. Алленова и др.; авт. вступ. ст. О. А. Алленова; отв. ред. Я. В. Брук, Л. И. Иовлева]. — Москва : СКАНРУС, 2005. — С. 192–193. — 482 с. : цв. ил. + 28 см.. — (Государственная Третьяковская галерея : каталог собрания. Живопись XVIII–XX веков ; т. 3). — № 645. — 5000 экз. — ISBN 5-93221-081-8 . — OCLC .
- Павлова Е. В. / Е. В. Павлова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Советский художник, 1989. — 167 с. — ISBN 5-269-00291-4 . — . — OCLC .
- 2020-03-27
- 2