Традиционная поп-музыка
- 1 year ago
- 0
- 0
Российская поп-музыка — собирательное название популярной музыкальной продукции российской и русскоязычной эстрады из стран СНГ , Прибалтики , а также дальнего зарубежья, в которой песни исполняются в первую очередь на русском языке , языках стран СНГ, а также (реже) на других языках мира .
Жанр поп-музыки , распространённой в современной России и странах СНГ начали своё развитие ещё во времена бывшего СССР и несколько отличались от сходных направлений как на Западе , так и на Востоке . Безусловное влияние оказала русская народная музыка . От американской поп-музыки советская отличалась большей лиричностью, отказом от ярких сексуальных подтекстов песни, наличием табу на употребление мата, цензурой, большей яркостью и выразительностью текста, что отчасти было связано с в основном некоммерческой формой данного вида музыки в СССР и меньшим использованием (а зачастую и отсутствием) передовой музыкальной техники в стране по той же причине. Определённые жанры музыки в СССР были под запретом или строгим контролем ( панк-рок , джаз ) из-за опасений политической пропаганды, другие не сложились вообще в силу отсутствия культурных и этнических предпосылок, а потому они не оказывали влияния на советскую поп-музыку, в отличие, скажем, от США и Британии. В результате советская поп-музыка оказалась ближе к традиционной поп-музыке, распространённой в романских странах — Италии, Франции. В целом, однако, общий стиль и формат песен, а также характерные мелодии носили традиционный западноевропейский характер и отличались от так называемой восточной музыки .
Рынок русскоязычной популярной музыки начал развиваться вместе с увеличением влияния СССР на мировой арене. Помимо 300 миллионов советских граждан, проживавших на 13 % площади мира в 1990 году , советская поп-музыка получила некоторое распространение в странах бывшего Варшавского договора , особенно в славянских регионах ( Польша , Чехия , Словакия , бывшая Югославия и Болгария , но также в Венгрии, Китае, на Кубе). Безусловным центром создания русскоязычной поп-музыки тех времён стала Москва и, в меньшей степени, Ленинград . После распада СССР , Россия продолжает оставаться главным производителем и потребителем мировой русскоязычной музыки, спрос на которую по-прежнему высок в некоторых новых независимых государствах, особенно на Украине и в Белоруссии. К достаточно значимым региональным центрам современной русскоязычной поп-музыки относятся, помимо Москвы, Санкт-Петербург и отчасти Киев ( Украина ), который также ориентирован на русскоязычный рынок. Распад СССР и падение железного занавеса , массовая эмиграция начала 90-х, привели к формированию крупных русскоязычных диаспор в ЕС , Канаде, США , Австралии и других регионах, где местное население получило возможность ознакомиться с русскоязычной музыкой разных жанров посредством Интернета , спутникового телевидения, различных носителей, музыки в ночных клубах и т. д.
Сформировавшись как один из крупнейших рынков мира к началу 1960-х годов , русскоязычная поп-музыка была представлена такими исполнителями как Эдита Пьеха , Валерий Ободзинский , Муслим Магомаев , ансамблями, организованными в Ленинграде в 1966 году (Поющие гитары ) и в Москве в 1968 году ( Весёлые ребята ).
В 1970-е годы начали свою карьеру, а затем получили всесоюзную известность София Ротару , Алла Пугачёва , Валерий Леонтьев , « Машина времени », « Цветы ». Одновременно в этот период на российскую поп-музыку начинают оказывать влияние разные западные жанры ( джаз , рок и т. д.). Кроме СССР популярная советская музыка приобретает популярность в странах Восточной и Северной Европы . В это же время в СССР появился первый национальный хит-парад « Звуковая дорожка » .
В начале 1980-х годов русскоязычная музыка советского периода переживает особый внутренний подъём. Многие музыкальные композиции, такие как « Лаванда » ( София Ротару ), « Миллион алых роз » ( Алла Пугачёва ), « Трава у дома » (группа « Земляне »), созданные в этот период, станут затем почти хрестоматийными классическими образцами. Получили известность: Лайма Вайкуле , Наталья Ветлицкая , Жанна Агузарова , Лариса Долина , Ирина Аллегрова , Игорь Тальков , Александр Серов , Ирина Понаровская , Александр Малинин , Игорь Николаев , Филипп Киркоров , Мумий Тролль и другие.
Влияние на новый этап в развитии поп-музыки в конце 1980-х оказали группы « Ласковый май » и « Мираж » (евродиско, hi-energy). Успехом пользовались пародийные кавер-версии зарубежной эстрады Сергея Минаева . Несмотря на расцвет и популярность, советская музыкальная продукция, в отличие от Европы и США, оперирует в значительной степени в отрыве от рынка , то есть в условиях слабой коммерциализации , отсутствия развитой крупнобюджетной рекламы и т. д., что, однако, положительно сказалось на некоторых её субъективных характеристиках (душевность, близость народу, большая лиричность и т. д.). При этом внутри эстрады существовали элементы конкуренции, в основном на личном уровне.
В начале 90-х годов , когда страна переживала острый экономический и политический кризис, это также отразилось на уровне русскоязычной музыкальной продукции и поп-культуры. Многие известные имена популярной музыки появились именно тогда: Лада Дэнс , Сергей Пенкин , Валерий Меладзе , Наташа Королёва , Андрей Губин , Татьяна Буланова , Леонид Агутин , Григорий Лепс , Олег Газманов , Мурат Насыров , Дмитрий Маликов , Владимир Пресняков , Анжелика Варум , Кристина Орбакайте , Влад Сташевский , На-На , A'Studio , Блестящие , Нэнси , Иванушки International , Руки Вверх! и другие. Также в этот период у российской аудитории имели огромную популярность рок-группы , среди которых: « ДДТ », « Кино », « Сектор Газа », « Алиса », « Ария » и исполнители шансона : Любовь Успенская , Сергей Коржуков и группа « Лесоповал », Михаил Круг , Сергей Наговицын , Михаил Шуфутинский , Александр Розенбаум и другие. В стране активно начало развиваться хип-хоп направление, свои первые шаги в этом жанре сделали такие коллективы как « Bad Balance », « Мальчишник» , « Кар-Мэн ».
Конец 1990-х и начало 2000-х годов ознаменовались значительным усилением мировой, в первую очередь американской музыки, в сферах традиционного господства российской музыкальной эстрады. В конце 2000-х российский рынок поп-музыки вступил в очередной переходный период. В связи с серьёзным падением продаж в форме физических носителей (что характерно и для общемировой индустрии), происходит переквалификация лейблов на продажу музыки через Интернет — в основном так называемых цифровых синглов . Если в 1990-е годы и до середины 2000-х годов ещё сохранялись неплохие продажи альбомов, и в среднем самые топовые альбомы расходились тиражом в 1,5 миллиона копий по России (среди таких альбомов можно выделить альбом Валерии — «Страна любви», альбом Линды — « Ворона », альбом группы « Руки Вверх! » — «Сделай громче», Глюк’ozы — «Глюк’оZa Nostra», ДеЦла — «Кто ты?», Земфиры — « Прости меня моя любовь », t.A.T.u. — « 200 по встречной », ВИА Гра — « Попытка № 5 » и « Биология », МакSим — « Трудный возраст » и « Мой рай »), то к 2009 году продажи альбомов значительно упали (самые топовые релизы 2009 года: альбом певицы МакSим — « Одиночка » , тираж которого 50 000 копий, альбом группы « Ранетки » — «Пришло наше время», распродавшийся тиражом в 100 тысяч копий и альбом Григория Лепса — « Водопад », разошедшийся тиражом чуть более 50 тысяч копий). С другой стороны значительно выросли продажи цифрового контента (цифровых синглов, рингтонов, рингбэктонов и т. д.). Например два сингла МакSим , « Знаешь ли ты » и « Мой рай », разошлись тиражом более 1,2 миллиона копий, сингл «Где ты?» группы « Инфинити » — тиражом более миллиона копий. Однако основной проблемой рынка остаётся высокий уровень пиратства (в сфере физических носителей — около 70 %, в интернете — около 90 %).
В 2000-е годы некоторого международного успеха в странах Восточной Европы и Азии , в том числе в Китае достиг Витас ; его альбом «Best» стал трижды платиновым в Китае; наиболее известные песни в его исполнении — «Опера № 2» и «Седьмой элемент» .
В 2010-е годы в России и странах СНГ стали популярными Светлана Лобода , Макс Барских , Niletto , Zivert , Ольга Бузова , Даня Милохин и другие .
После начала вторжения России в Украину в 2022 году российские власти преследуют занявших антивоенную позицию исполнителей. Эмигрировавших из России музыкантов объявляют « иностранными агентами ». Находящихся в России не допускают к выступлениям, ведутся списки «запрещённых» исполнителей. Травлю российских артистов часто инициирует Екатерина Мизулина и ее « Лига безопасного интернета » .
Дата | Чарт | Исполнитель |
---|---|---|
19 мая 1990 | Hot 100 , Billboard 200 | « Парк Горького » |
27 мая 2002 | Dance/Club Play Songs | « ППК » |
15 марта 2003 | Hot 100, Billboard 200, Pop Songs , Dance/Club Play Songs, Latin Pop Songs , European Hot 100 , | t.A.T.u. |
28 мая 2011 | , |
В 2006 году исполнитель Дима Билан занял второе место на Евровидении, был номинирован на престижную награду « World Music Awards 2006» в Лондоне , получил пять наград « MTV Europe Music Awards », в 2009 году был номинирован как лучший европейский артист на MTV EMA в Берлине , где занял второе место, уступив только группе « Lordi ». Дима Билан первый из россиян, кто был так близок к победе, выступал с концертами в Нью-Йорке и Лос Анджелесе , в 2009 году выпустил международный альбом «Believe», записанный в США на студии «Timbaland Production» в Филадельфии , Лос-Анджелесе, Майями . В 2007 году третье место досталось группе « Серебро ». В 2008 году Дима Билан повторно подал заявку на Евровидение, и пройдя национальный отбор, выступил в Белграде с песней «Believe». Набрав 272 балла, он победил на этом конкурсе, дав право России принять у себя Евровидение в 2009 году. В 2015 году Полина Гагарина заняла 2-ое место на конкурсе Евровидение . В 2016 году Сергей Лазарев занял 3-е место на конкурсе по итогам голосования жюри и 1-ое место по итогам зрительского голосования .
В 2006 году на детском конкурсе Евровидение победили две русскоязычные сёстры-двойняшки Мария и Анастасия Толмачёвы .
Начиная с 2000-х особую роль в пополнении рядов русскоязычных исполнителей играет « Фабрика звёзд » и иные проекты подобного рода (« Голос » , « Фактор А » и другие), распространённые и в других странах.
Одной из главных особенностей российской поп-индустрии является широкое распространение гастрольных, а также корпоративных концертов исполнителей по России и СНГ, что связано с огромными размерами страны, а также с тем, что из-за довольно распространённого пиратства прибыль от продажи компакт-дисков не достигает исполнителей (что роднит российскую поп-индустрию, например, с арабской поп-музыкой ).
В различных регионах России есть локальные сообщества поп-музыкантов, исполняющих поп-музыку на языках народов России, таких как татарский, башкирский, чувашский и пр. О татароязычной поп-сцене см. статью « Татарская поп-музыка ».