Interested Article - Новогоднее дерево

Новогодняя ёлка на Красной площади в Москве
Новогодняя ёлка, Братеевский каскадный парк (30.12.2021)

Новогоднее дерево — настоящее или символическое дерево, наряжаемое специально к Новому году . Традиции новогоднего дерева существуют на территории бывшего СССР, как советской альтернативы Рождеству , а также в Азии .

В России и других странах бывшего социалистического лагеря изначально возникла как Ёлка к Рождеству и переняла большую часть традиций от неё. Существует не только в России, но и в других государствах и странах, где Рождество традиционно не празднуется, например в Турции, Вьетнаме, Японии. Считается главным символом Нового года.

Новогодняя ёлка в России и СССР

Рождественская ель в Российской империи

Демонстрация против Рождества и ёлки в 1929 году

Обычай украшать дома на новый год хвойными деревьями появился в России по указу Петра I при переходе на летоисчисление от Рождества Христова в канун 1700 года (до этого новый год в России отмечался от сотворения мира 1 сентября)  — «перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых», «людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить», а также «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится». Ещё до революции 1917 года сложился обычай праздновать Рождество , наряжая ёлку и проводя детский праздник. Однако забава эта была недешёвой и доступной лишь для детей в обеспеченных семьях.

Новогодняя Ёлка в СССР

С конца 1920-х годов в России рождественская ёлка оказалась под фактическим запретом как « буржуазный », «поповский» и антисоветский обычай. Рождественская ёлка была под запретом больше 5 лет.

Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный ёлочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный « Дед-Мороз »
С ёлкой под мышкой саночки вёз,
Санки с ребёнком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!

Демьян Бедный

Новогодняя ёлка в детской больнице блокадного Ленинграда , 1942

В СССР ёлка как атрибут праздника — уже не рождественского, а новогоднего — была возвращена в 1935 году по решению И. В. Сталина , который поручил партийному деятелю П. П. Постышеву выступить по этому вопросу в печати.

«Не помню года и тем более месяца, но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит: “Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город”. <…> Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. <…> Постышев поднял тогда вопрос: “Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская ёлка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям ёлку?” Сталин поддержал его: “Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям ёлку, а мы поддержим”. Так это и произошло. Постышев выступил в “Правде”, другие газеты подхватили идею» Н. С. Хрущёв

28 декабря 1935 года в газете « Правда » на третьей странице вышла короткая статья П. П. Постышева , в которой нападки на ёлку были названы «левым загибом» и «следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец».

Первую организованную официальными советскими властями ёлку в СССР увидели жители города Харькова 30 декабря 1935 года. К новому 1937 году была установлена первая кремлёвская новогодняя ёлка .

Новогодняя ель в современной России

С декабря 1996 года в России возобновилась дореволюционная традиция ставить ёлку в новогодние праздники на Соборной площади Московского Кремля . Кремлёвская ёлка выбирается по определённым стандартам: дерево должно быть хорошего качества, чтобы перенести температурные перепады и простоять, не осыпаясь, три недели, иметь ровный ствол и пушистые ветки, на стволе не должно быть мха и лишайников, возраст — не менее 100 лет, высота — около 30 метров, диаметр ствола — не менее 0,6 метра .

Волоколамск , 2010. Синкретизм эпохи: красная звезда на фоне купола церкви.

В других российских городах ёлки также устанавливают на центральных площадях и в популярных туристических местах. В процессе разработки дизайна украшения таких деревьев нередко участвуют ведущие специалисты и представители мира моды. Установка, украшение и зажжение центральных новогодних ёлок является традицией множества городов, которая в праздники привлекает горожан и туристов.

В Новом 2009 году самая высокая новогодняя ель в России была поставлена в Красноярске на главной площади города — Театральной . Её высота — 46 метров, диаметр основания — 19 метров, длина окружности основания — 60 метров. По своим размерам она обогнала даже казанскую ёлку, которая оказалась на 6 метров ниже .

Новогодняя ёлка в Турции

Турецкая новогодняя ёлка, называемая «Йилбаши Агаджи» ( тур. Yılbaşı Ağacı — дословно «дерево начала года»), так же как и русская, очень напоминает Рождественскую и является её прямым потомком. Как и в России, это преимущественно светский обычай, поскольку 95 % турок — мусульмане и не празднуют Рождество. Обычай наряжать ёлку на Новый год появился примерно в конце 1920-х годов, с переходом Турции на григорианский календарь .

Новогодняя ёлка в Эстонии

Уже много лет в Таллине и других городах Эстонии существует порядок, когда после Рождества и Нового года ёлки не выбрасывают, а приносят и сдают в определённые места. Далее из этих ёлок собирают разнообразные скульптуры и в назначенный час, вместо безрадостного окончания своего пути среди мусорных контейнеров, новогодние ёлки ещё несколько часов служат центром огненного шоу — «Сжигание праздничных ёлок». Городские самоуправления заранее готовят эти мероприятия и всячески поощряют их. Кроме самого шоу, зрителей, особенно детей, часто ждут разнообразные сюрпризы, подарки и сладости . При организации этих мероприятий большое внимание уделяется привлечению общества к проблемам экологии и чистоты жилого пространства.

В январе 2021 года в таллинском районе Ласнамяэ было открыто 12 пунктов по сбору новогодних ёлок. Из них сделают покрытие для лесных дорожек в парке Тондираба .

Новогодняя ёлка в Азербайджане

В Баку рождественские ёлки стали появляться после начала нефтяного бума второй половины XIX века, когда в город потоком хлынули иностранцы : немцы , поляки , англичане , шведы и так далее. Рождественская ёлка была для них самым что ни на есть привычным атрибутом, который был знаком с детства. Русские жители Баку также придерживались своих старых традиций — в их домах появлялись эти ёлки, украшенные игрушками, фруктами, сладостями и свечами, под которыми непременно лежали подарки. С течением времени азербайджанская знать, не желая отставать от европейских и российских веяний, также начала устанавливать в своих домах рождественские ёлки. Конечно, традиции Рождества были им чужды, большая часть населения были мусульманами. Стоила доставка елей недешево, поэтому в домах простых горожан-мусульман традиция прижилась не так быстро; массовая же установка новогодних уже ёлок стала привычной лишь в послевоенное время. Самые первые официальные ёлки в Баку устанавливались прежде всего в зале Городской думы , в домах губернатора, гласных Думы, других представителей властей, а также в домах интеллигенции. Ставились рождественские ёлки и в домах православного духовенства. Очень часто ёлки устраивались для детей-сирот или для детей из неблагополучных семей каким-нибудь благотворительным обществом. Мусульманских детей на таких мероприятиях было не так много. Девочек — тем более. Вместе с традицией наряжать ёлку в Баку пришли и традиции балов-маскарадов . Причём, балы-маскарады появились даже не как следствие праздника Рождества, а как бы параллельно, независимо от него.

На данный момент традиция ставить Новогоднюю ёлку в Азербайджане плотно закрепилась. Государственная новогодняя ёлка ставится на площади около Президентского дворца, улицы украшаются гирляндами, проводятся различные мероприятия, посвящённые новому году. На улицах столицы и крупных городов можно увидеть Новогодние ёлки в различных учреждениях и магазинах. Из-за тёплого климата ёлки в основной массе искусственные. Также закрепилась традиция и в домах ставить новогоднюю ёлку, украшать её гирляндами, лампочками, игрушками и свечами.

Чичилаки в Грузии

Чичилаки

Традиционным новогодним символом и украшением в Грузии выступает Чичилаки . Настоящий чичилаки изготавливается из прямой ветви орехового дерева, которую последовательно обстругивают с одного конца, оставляя тонкие стружки держаться на другом конце. В результате получается палка с пышной стружечной кроной, которая и является чичилаки. Обычная высота украшения 50—70 сантиметров, его ставят на праздничный стол возле тарелки со сладостями: чурчхелой , козинаки , сухофруктами . Традиция связывает чичилаки с западом Грузии , с регионом Гурия . Специалисты указывают на древность данной традиции, связанной с прослеживаемым во многих культурах культом Мирового древа , символикой жизни и плодородия . С принятием христианства произошло переосмысление многих прежних языческих обрядов. В том числе на верхушке чичилаки теперь иногда устанавливают или выстругивают крест , а само украшение ассоциируют с бородой святителя Василия . Праздник этого популярного в Грузии святого по церковному календарю отмечается 1 января, у греков он выступает аналогом Санта-Клауса . Сами гурийцы держат чичилаки в доме до 19 января, а затем переносят в винный погреб, чтобы благодать новогоднего деревца снизошла и на вино .

Новогоднее дерево в Японии

Традиционное кадомацу возле ворот монастыря Кампукудзи

Новогоднее дерево в Японии , называется Кадомацу ( яп. 門松 , букв. «сосна у входа») . Изготовляется обычно из сосны , а также бамбука , папоротника и других предметов, перевязанных соломенной верёвкой. Выставляется на улице перед входом в дом или квартиру. Считается приветствием божеству Нового года и его временным пристанищем.

Прототипом кадомацу является живое дерево , которое выставляли во дворе дома во время Нового года. В разных местах это дерево называлось по-разному:

  • огамимацу ( яп. 拝み松 , сосна для преклонения)
  • кадзаримацу ( яп. 飾り松 , украшенная сосна)
  • иваимацу ( яп. 祝い松 , праздничная сосна)
  • момбаяси ( яп. 門ばやし , лес у ворот)
  • монкамбасира ( яп. 門神柱 , божественный столб у ворот)

Единой формы и стиля изготовления, размещения и украшения кадомацу не существует. Кроме сосны используют дуб , камелию , вербу , каштан , клейеру или бамбук. Их выставляют отдельно или в паре с другими видами деревьев. Место размещения кадомацу не ограничивается только входом. Ими могут украшать сады, комнаты, домашние алтари и так далее. Если кадомацу выставляют на улице, то обязательно в паре, размещая их слева и справа от ворот или дверей. Сверху между ними обычно вешают верёвку из рисовой соломы — симэнава , выступающую в качестве оберега. В закрытых помещениях кадомацу выставляют по одному. В большинстве случаев в центре украшения находятся ветки молодой сосны или другого дерева, которые размещены в три, пять или семь рядов. Их обрамляют листьями дафнифилума и померанцев , перевязывают водорослями и добавляют к подножию ветки. Украшения помещают в деревянные горшки.

Новогодние растения во Вьетнаме

Вишнёвые цветы
Хоа-май

Новогодним деревом является кэйнеу , пяти—шестиметровая бамбуковая палка с листьями, на которую крепят разнообразные предметы, в том числе амулеты, оригами -рыб, ветки кактусов, петушиные перья, листья кокоса, баньяна .

В каждом доме на севере находится персик ( hoa đào , хоа-дао) , в центральных и южных районах — хоа-май ( ) , в горных селениях — хоа-бан ( hoa ban ) . На севере (ранее — в богатых домах) также иногда выставляют Абрикос японский , также называемый по-вьетнамски «май» . В северных и центральных районах на Новый год в жилых комнатах встречаются деревья кумквата . Его многочисленные цветы символизируют пожелание богатства.

Среди других растений — разнообразные деревья- бонсай , хризантема ( hoa cúc , хоа кук) ; бархатцы , вантхо ( vạn thọ ) — символы долгой жизни; на юге — целозия ( mào gà ) , на севере — нарцисс ( thủy tiên ) , хоа-быом ( hoa bướm ) . В прошлом пожилые старались добиться того, чтобы нарциссы зацвели прямо к полуночи. В XXI веке выращивание мощных деревьев, буйно цветущих на праздник Тет — прибыльный бизнес: дерево может быть продано более чем за 10 000 долларов США , поэтому многие берут небольшие деревца в аренду .

Новогодняя ёлка как праздничное мероприятие

Выражение «Новогодняя ёлка» также может обозначать праздничное мероприятие, чаще всего для детей, на котором празднуется наступление Нового года и/или Рождества.

См. также

Примечания

  1. .
  2. . Рамблер.ру. Дата обращения: 31 декабря 2018. 3 декабря 2021 года.
  3. . РИА Новости (20111218T0020+0400Z). Дата обращения: 17 декабря 2018. 18 декабря 2018 года.
  4. . ТАСС. Дата обращения: 17 декабря 2018. 18 декабря 2018 года.
  5. Комсомольская правда (10 декабря 2008). Дата обращения: 31 декабря 2011. 17 апреля 2013 года.
  6. . Дата обращения: 13 января 2015. 25 декабря 2015 года.
  7. . Дата обращения: 13 января 2015. 25 декабря 2015 года.
  8. . Дата обращения: 13 января 2015. 12 января 2015 года.
  9. . Delfi (5 января 2021).
  10. . МИР24 (31 декабря 2010). Дата обращения: 3 января 2012. Архивировано из 12 декабря 2013 года.
  11. Нино Браилашвили. Asetʻi maxsovs Sakʻartʻvelo: etʻnograpʻiuli čʻanaxatebi. — Tbilisi: Xelovneba, 1990. — P. 265. — ISBN 5895150187 .
  12. , с. 46—47.
  13. (англ.) . Vietnam.net. Дата обращения: 11 февраля 2013. 15 февраля 2013 года.
  14. (англ.) . Vietnam.net. Дата обращения: 10 февраля 2013. 15 февраля 2013 года.
  15. (англ.) . Vietnam.net. Дата обращения: 10 февраля 2013. 15 февраля 2013 года.
  16. (англ.) . Vietnam.net. Дата обращения: 10 февраля 2013. 15 февраля 2013 года.
  17. (англ.) . Vietnam.net. Дата обращения: 10 февраля 2013. 15 февраля 2013 года.

Литература

  • Коллектив авторов. Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Годовой цикл / Отв. ред. Р. Ш. Джарылгасинова, М. В. Крюков. — М. : Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1993. — 448 с. — ISBN 5-02-017276-6 .
  • . — НЛО , 2011. — 234 с. — (Культура повседневности). — 2000 экз. ISBN 978-5-86793-835-2 . от 25 декабря 2021 на Wayback Machine

Ссылки

Источник —

Same as Новогоднее дерево