Interested Article - Культура Черногории

Культура современной Черногории впитала многие обычаи своих соседей: Сербии , Хорватии , Греции , Италии , Турции и Албании .

История черногорской культуры

К эпохе неолита относится керамика со скромным лепным узором или расписным геометрическим орнаментом, близкая памятникам Сербии и Румынии (находки в Црвена-Стене), к концу эпохи бронзы и началу эпохи железа — укреплённые поселения и некрополи иллирийцев . В период греческих и римских завоеваний Черногория включается в орбиту античной культуры, традиции которой в упрощённом варианте сохраняются в византийский период (6 в. н. э.) и после появления славян (7 в.) — остатки укреплений, домов, базилики , архитектурных фрагментов с нарядным резным декором в г. Дукля (Диоклея), близ Титограда.

В средневековый период Черногория испытывала воздействие культуры Италии и Далмации, которое скрещивалось с влиянием Сербии и Византии. В 9—10 вв. сооружались скромные однонефные, крестообразные и триконховые церкви из тёсаного и ломаного камня. Появившиеся в 11 в. церкви в романском стиле сохраняли связь с дороманским зодчеством. В приморских районах в 12—13 вв. строились 3-нефные базилики с плоским деревянным потолком или крестовыми сводами (собор св. Трипуна в Которе, с 1166), а также однонефные постройки с полуциркульным сводом (церковь св. Павла в Которе, 1263—66), иногда с куполом на низком барабане, опирающемся на тромпы или пандативы (церковь св. Луки в Которе, конец 12 в.). Такие церкви, покрытые двускатными черепичными кровлями, часто имели глухие стены, арочную звонницу на западном фасаде, тщательно профилированный западный портал и «розу» над ним. Алтарная часть отделялась от храма каменной преградой с нарядной резьбой, в которой многообразные мотивы плетёнки сочетались с зооморфными и растительными узорами, несущими отголоски античных традиций (постройки в Улцине , Баре и др.). В период вхождения Черногории в государство Неманичей в её внутренних районах ощущалось воздействие архитектурной школы Рашки . В 12—13 вв. здесь сооружались строгие по формам однонефные церкви с боковыми пристройками в виде пониженного трансепта и с куполом на кубическом основании (церковь монастыря Морача, 1252). Архитекторы Черногории строили и на территории Сербии (Вит из Котора — автор церкви монастыря Дечани). В 14—16 вв. в постройках приморских районов появились отдельные готические детали (очертания окон и сводов), которые сочетались с романскими формами (церкви и дома в Сваче, Баре, Которе).

Наиболее ранние образцы монументальной живописи Черногории (фрески церкви св. Михаила близ Стона, 11—12 вв., с портретами князей Зеты ) отражают воздействие искусства « Каролингского возрождения ». Для изобразительного искусства 13—14 вв. характерно сочетание элементов романского и готических стилей с мотивами византийской иконографии ( «Вуканово евангелие» , 1202; киворий в соборе св. Трипуна в Которе, 1362). Фрески этого времени (в церкви монастыря Морача, 1252) близки сербскому искусству и отличаются изысканной и выразительной линеарной манерой.

Османское нашествие и многовековой национальный гнёт отрицательно сказались на развитии культуры Черногории. Большинство городов вплоть до 20 в. сохранило скученную малоэтажную каменную застройку. Ренессанс и барокко не получили развития в светском зодчестве и проявились лишь в деталях отдельных построек (дворцы в Которе, Баре, Перасте и Доброте ). Стиль барокко получил наибольшее распространение в 17—18 вв. в церковном зодчестве Боки Которской , где работали главным образом итальянские архитекторы (церковь в Прчане, начата в 1790). В постройках местных архитекторов (церковь монастыря Савина близ Херцегнови, 1777—99, Н. Форетич) барочные черты сочетались с романскими и византийскими традициями. Среди живописцев в 15—16 вв. выделяются и (работавшие главным образом на территории Далмации), творчество которых отмечено ренессансными тенденциями, Т. Вукович и др. Скульптура эпохи барокко (рельефы и статуи алтарей) представлена главным образом работами иностранных мастеров. Среди местных живописцев в 17—18 вв. выделяются Дж. Митрофанович, А. Вуичич, а также Т. Коколя, автор стенных росписей, картин и портретов в духе позднего венецианского Возрождения. В работах живописцев из семьи Рафайловичей поздневизантийские традиции сочетались с отдельными барочными приёмами. Поздневизантийским канонам вплоть до 19 в. следовала и миниатюра Черногория

После освобождения Черногории от османского ига (1878) в городах появляются парадные постройки черногорской знати в духе позднего ампира (т. н. Данилов двор в Цетине, 1894—95). В 1870-е гг. сооружается г. Подгорица с прямоугольной сеткой улиц. Появляются постройки в стиле эклектики (церковь св. Николая в Которе, 1910, неовизантийский стиль). В городах продолжают строиться простые и суровые 2—3-этажные жилые здания из нетёсаного камня с черепичными кровлями и небольшими окнами и дверьми.

В изобразительном искусстве 2-й половины 19 — 1-й трети 20 вв. формировалось национальное направление. В портретах, композициях на темы национальной истории, жанровых сценах П. Почека, А. Бокарича, М. Греговича, акварелиста И. Шобаича сосуществовали наивно-реалистические и академические черты. В 1920—30-е гг. национальные пейзажи и жанровые сцены в духе постимпрессионизма создавали М. Милунович, П. Лубарда. Социально-критические тенденции проявились в линогравюрах и картинах И. Новаковича. В скульптуре выделялись работы Р. Стийовича, отмеченные стилизованными обобщёнными формами.

Коренной поворот в истории культуры Черногория наступил после установления народной власти. На руинах разрушенного в годы 2-й мировой войны г. Подгорица была создана новая столица Черногории — г. Титоград. Началась разработка планов застройки городов, типовых проектов жилых зданий. В ней принимали участие и архитекторы других республик Югославии. В конце 1950—60-х гг. развернулось жилищное строительство (5-этажные секционные панельные здания в Титограде). Сооружаются школы, больницы, учреждения бытового обслуживания. В строительстве используются сборные железобетонные каркасы. На побережье Адриатического моря реконструируются старые и сооружаются новые города, в которых создаются благоустроенные курортные комплексы ( Будва , , Яз , Могрен и др.). Расположенный на острове древний г. Свети-Стефан превращается в город-отель. Успехи достигнуты в строительстве гостиниц, мотелей, административных зданий, отличающихся гибким использованием типовых конструктивных звеньев (гостиницы в Цетине, Херцегнови, административное здание в Которе, универмаг «Беко» в Титограде). Поиски национального своеобразия характерны для построек архитектора С. Радевич, отмеченных пластичной выразительностью деталей, фактурными контрастами (сочетание бетона с местным камнем и речной галькой), органичной связью с ландшафтом (гостиница «Подгорица» в Титограде). В 1992 Титоград переименовали в Подгорицу.

Литература

Первые литературные произведения, написанные в этом регионе появились в десятом веке, а первая черногорская книга была напечатана 500 лет назад. Первая государственная типография ( Типография Черноевича ) была установлена в Цетинье в 1494 году, где в том же году была напечатана первая южнославянская книга ( Октоих Псалтырь ). количество средневековых рукописей, начиная с 13 века, хранятся в монастырях Черногории.

Одними из самых знаменитых писателей Черногории были её правители такие, как Петр I и Петр II Петрович Негоши . Эпическая поэма Горски вијенац ( ), написанная Петром II на местном диалекте, показывает культуру и традиции Черногории.

После освобождения территории Черногория от фашистских оккупантов и их пособников (31 декабря 1944), установления в 1945 народного строя (с 1963 Черногория — социалистическая республика) литература вступила в наиболее плодотворный период развития. В послевоенные годы происходит интенсивный рост и дальнейшая консолидация литературных сил Черногории. Начали выходить литературные журналы «Стваранье» (1946), «Народна культура» (1951) и др. В 1956 было создано Общество черногорских писателей.

Центральная фигура в литературе 50—70-х гг. — М. Лалич , в романах которого наиболее ярко отразилась тема народно-освободительной борьбы и революции: «Свадьба» (1950), «Ненастная весна» (1953), «Разрыв» (1955), «Облава» (1960), «Лелейская гора» (1962). К истории Черногория, к национальным проблемам конца 19 — начала 20 вв. обратился Лалич в романе «Военное счастье» (1973). Прозаики А. Асанович (р. 1931; сборники рассказов «Долгие мгновения», 1956; «Игра с огнём», 1966), Черногория Вукович (р. 1920; романы «Намертво — глубокое», 1959; «Водораздел», 1968, и др.), Бр. Щепанович (р. 1937; сборник рассказов «Перед истиной», 1961; повесть «Рот полон земли», 1974) наряду с событиями народно-освободительной войны изображают современную жизнь страны, обращаются к морально-этическим и психологическим проблемам.

Основные достижения поэзии связаны с творчеством Зоговича (сборники «Упрямые строфы», 1947; «Артикулированное слово», 1965; «Лично, совсем лично», 1971), Джоновича (сборники «Горные ручьи», 1947, «Жажда дорог», 1961), Баневича (поэма «Сутеска», 1946, сборник «До искры», 1961), Д. Костича (р. 1917; сборники «Стихи», 1947; «Сети», 1955; «Забытые снега», 1958, и др.), Р. Вешовича (р. 1921; сборники «Вихри», 1950; «Ленты в долине», 1955). Для поэтов М. Краля (р. 1933), С. Перовича (р. 1932), Бл. Щепановича (1934—66), Е. Брковича (р. 1933) характерны поиски новых тем и форм.

Живопись и скульптура

Художники и ваятели из Черногории сделали большой вклад в утверждение черногорской культуры в мире. Оставаясь в других частях мира ( Париж , Белград , Загреб …), они заняли свои черногорские души работами, посвященными пейзажам своей родины, и тем самым показали миру её красоту . За последние 15 лет был открыт факультет изобразительного искусства в Цетинье, в результате чего появились новые волны талантов. Некоторые из наиболее известных художников, перечислены ниже:

Бюсты из Пераста и Прчаня :

Музыка

Музыкальная история этого региона ведется с палеолита , именно этим периодом датируется найденный костяной свисток, — самый старый инструмент, который когда-либо находили в Европе. Музыка Черногории была не сильно развита, особенно в сравнении с её литературой и изобразительным искусством. До конца 19 в. в Черногории развивалась только народная музыкальная культура. Сохранились древние традиции исполнения народных эпических, героических (в сопровождении народного инструмента гусле ), лирических и обрядовых песен. Драматической экспрессией отличаются обрядовые песни-плачи, особенно женские — тужбалицы ; поэтичны лирические «пейзажные» (пастушеские). Для мелодий черногорских песен характерны небольшой диапазон, преобладание архаических попевок в натуральных ладах, нередко смешанные и переменные размеры, свободное ритмическое строение; типично вариативное одноголосие или двухголосие (часто с секундовыми диссонансами). Композитора церковный пений X—XI века Йована Дукли знают как самого старого композитора с Адриатического побережья. В конце XII века была написала рукопись, когорая сейчас называется Ljetopis Popa Dukljanina ( Летопись Попа Дуклянина ), в которой описывалось использование музыкальных инструментов в мирской жизни. Музыкально-общественные организации и исполнительные коллективы начали возникать в Черногория в последней четверти 19 в.; были созданы: военные оркестры (осн. А. Шульцем, 1871, и Ф. Вимером, 1889), хоровые общества «Бранко» в Подгорице (ныне Титоград, 1892), «Негош» (Цетине, 1908), «Захумле» (Никшич, 1898). Один из первых профессиональных музыкантов — композитор Й. Иванишевич (конец 19 в.), получивший образование в Праге (ученик З. Фибиха). Первая музыкальная школа работала в Цетине (1924—25 и 1932—41). После 2-й мировой войны 1939—45 открылся ряд музыкальных школ — в Цетине (начальная школа «Негош», 1947; преобразована в 1948 в среднюю музыкальную школу), им. М. Милянова в Титограде (1950), в Которе (1951) и других городах. Организованы симфонический оркестр и смешанный хор Радио в Титограде, государственный ансамбль народной песни и танца «Оро». Кроме существовавших и продолжающих функционировать, в 1960-х гг. созданы хоровые общества любителей «Станко Драгоевич» в Титограде, «Никола Джуркович» в Которе, Общество композиторов и музыкантов-исполнителей Черногория, Союз культурных и художественных обществ Черногория (в Титограде). В XX веке внимание на музыку Черногории заставили обратить , и . Специализированные музыкальные вузы в Которе и Титограде могли предложить классическое музыкальное образование, но в последнем десятилетии 20 века они получили звание академии. Особое внимание уделяется хору и камерной музыке . Кроме того есть профессиональный оркестр, который располагается в Подгорице. [ источник не указан 478 дней ]

Архитектура

Церковь на острове Госпа од Шкрпела
Панорама Котора

Черногория имеет ряд значительных культурных и исторических объектов, в том числе объекты культурного наследия в барокко, романском и готическом стилях. Черногорские прибрежные регионы особенно хорошо известны своими религиозным памятникам, в том числе собор Святого Трифона , (более 800 лет), Госпа од Шкрпела , Савина монастырь и другие. Византийское влияние в архитектуре и в религиозных работах особенно заметно в интерьере старых зданий. Венецианцкое влияние также очень хорошо заметно в ряде старых зданий и крепостей (например: крепость Хай-Нехай , в которой также заметно и турецкое влияние). Древний город Котор входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО .

Театр и кинематограф

Следы старинных театрализованных обрядов (подробных сведений о них не сохранилось) остались в народных обычаях, многие из которых бытовали ещё в XIX—XX вв. Значительным вкладом в театральную культуру Черногории было творчество Петра II Петровича Негоша, автора драматической поэмы «Горный венец» (1847) и драмы «Лжецарь Степан Мали» (1851), написанных на сюжеты из исторического прошлого Черногории (ставились в любительских кружках). В Цетинье также устраивались любительские спектакли, гастролировали труппы из Сербии, Хорватии и других областей. После освобождения Черногории от фашистских оккупантов и их пособников (31 декабря 1944) в 1953 в Титограде был создан черногорский Национальный театр, включающий драматическую и оперную труппы. В репертуаре драматической труппы были югославская и зарубежная классика, произведения Петра II Петровича Негоша, черногорских драматургов В. Радовича, Ж. Команина, а также других республик Югославии. Ставились пьесы русских драматургов ( Н. В. Гоголя , А. Н. Островского , А. П. Чехова ), советских авторов ( А. Н. Арбузова ). В состав драматической труппы входили: режиссёр Б. Эракович, Н. Вавич, актёры В. Мандич, Д. Томас, З. Раичевич, Г. Ленголд, П. Бегович, Д. Малович, Б. Вукович, Ч. Вуканович, З. Стоимиров. В работе театра участвовали режиссёры из других республик Югославии. На сегодняшний день Черногорский национальный театр в Подгорице является единственным профессиональным театром страны и вместе с факультетом драмы, расположен в Цетинье и несет ответственность за большинство театральных постановок в стране. Во время летних месяцев, Городской театр Будвы имеет является привлекательной сценой для исполнителей из всех углов бывшей Югославии и со всего мира.

Также Черногория подготовила ряд выдающихся режиссёров и актеров кинематографа и анимации, включая Душана Вукотича , первого югослава, получившего Оскар , в категории коротких анимационных фильмов в 1961 году .

Кроме того, можно упомянуть, что фильм Казино Рояль частично снимался в Черногории.

Традиции и обычаи

Этические убеждения

Очень важным аспектом культуры черногорского является этический идеал Чойство и Юнашство , который примерно переводится как «Человечность и Отвага». Другим результатом черногорской вековой истории является скрытое рыцарское правило, которое гласит, что заслужить истинное уважение своего народа, человек должен показав такие достоинства, как смирение, самопожертвование ради правого дела, уважение к другим, и честность вместе с храбростью. В старые времена битв, это приводило черногорцев к бравой смерти в бою, так как пленение считалось высшим позором. Этот кодекс поведения по-прежнему укореняется в разумах молодых черногорцев. То что Черногория никогда не была полностью захвачена, хотя все другие страны Юго-славянских народов когда-то побывали под иноземным игом, считается результатом национальной приверженности к этим правилам. Большинство примеров поведения черногорцев за свою долгую историю можно проследить в этих правилах.

Традиции черногорского народа стали законами в Черногории во время правления короля Николы .

  • В древнем черногорском коде чести « Заклетва » имеется клятва кровной мести « Крвна Освета »: черногорец должен отомстить убийце своего родственника или одному из его близких родственников.
  • Молодожены в день своей свадьбы сажают оливковое дерево как символ брака.
  • В черногорских обычаях считается позволительным пропустить чью-то свадьбу , но пропустить похороны нельзя.

Имена и фамилии

Многие черногорские имена относятся именно к Сербии, но в Черногории также распространено много имен, употребляющихся только в её пределах. Черногорские фамилии обычно представляют собой слово оканчивающееся на -ч. Причина этому то, что почти все сербские и черногорские фамилии устанавливались людьми в свою или в честь прославленного родственника. Также многие черногорские фамилии произошли от названия места (деревни, города) откуда род берет свои корни. Пример: Петрович-Негош — фамилия княжеского (королевского) рода Черногории произошла от имени деда Савы Петровича-Негоша и названия села Негуши , откуда род и берет свои корни.

Эпос и песни

Давняя история, черногорской борьбы за свободу и независимость неизменно связана с сильными традициями устной эпической поэзии. Традиционно, эти песни в аудитории сопровождаются музыкой гуслей , а гусляр поёт или читает рассказы о героях и сражениях и десятисложные стихи . Исторически, эти песни имели огромную мотивационную власть над населением. Гусляры имели почти такое же уважение, как лучшие из воинов.

В лучших «традициях» современного общественного достояния, эти песни были написаны и переданы неизвестными гуслярами со средних веков. Другие гусляры перенимали песни и могли изменить их по своему усмотрению, что обычно приводило к ряду нескольких различных версий одной и той же истории, различной достоверности. «Контролировали» достоверность сами слушатели, которые могли громко возразить во время исполнения, если некоторые части истории были неточными или сильно украшенными. У гусляров было больше «поэтической свободы», когда они интерпретировали события из далекого прошлого, так как у них не было свидетелей из тех времен. Таким образом, исторические песни, которые были позже были более достоверными. Большинство песен были собраны, оценены и записаны на бумаге Вуком Караджичем в 19 веке вместе с , причем некоторые из них были исключительно литературного качества.

Наиболее известным гусляром-интерпретатором, бесспорно, был , из племени Пешивцы. Он достиг своей знаменитости в течение первых десятилетий XX века, когда он сделал множество записей и участвовал во многих гастролях по Америке и по всей Европе .

Наиболее популярными черногорскими героями эпосов являются Байо Пивлянин , Никац од Ровина и поп Мило Йовович . Современный автор альтернативного рока Рамбо Амадеус доказал своей Smrt Popa Mila Jovovica ( Смерть попа Мило Йововича ), что эти песни могут быть очень успешно адаптированы к современным форматам и стилям музыки без потери первоначальной привлекательности. В настоящее время эти традиционные песни несколько чаще поются в северной части страны, (а также в частично в Восточной Герцеговине , Западной Сербии и центральной Далмации ).

Танцы

Танец Коло (в древнеславянском означало круг ) — массовая пляска, близкая русскому хороводу. Распространена у народов, населяющих Балканский полуостров и области к северу от него (у болгар хоро (оттуда хоровод ), у румын и молдаван хора и сырба ). Коло —национальный танец Сербии. Для Коло характерно построение цепью, сомкнутым или разомкнутым кругом. Исполняется в сопровождении народных инструментов, иногда пения. Музыка Коло отличается разнообразием размеров. Существуют Коло быстрого и медленного темпа.

Другой традиционный танец этнических черногорцев называется Оро (иногда с названиями областей перед ним: Зетски ) Оро почти как сбор или игра, как танец в строгом смысле этого слова. Как правило, молодые мужчины и женщины собираются и образуют круг ( коло ), затем начинают петь, а обычно после пения парень с одной стороны начинает брать под руку девушку с другой стороны и ведет её по кругу танцевать. Один из более смелых молодых людей затем входит в круг и начинает танцевать, изображая из себя орла. Цель здесь, чтобы произвести впечатление. Тогда толпа немедленно реагирует и с «специальной» песней, либо хвалит либо высмеивает его. Вскоре к нему присоединится девушка, довольно часто его подруга или, возможно, кто-то привлекший его во время Оро. Она также подражает орлу, но более элегантно. Толпа ходит по кругу. Когда пара устает, они целуют друг друга в щеку, уходят а на их место встает другая пара орлов , чтобы сохранить Коло, в то время как пение окружающей толпы не останавливается. Обычно молодые ребята заканчивают Оро путём формирования двухэтажного круга, стоя на плечах у товарищей, внутри большого круга и этот момент и есть тот, который является самым узнаваемым и наиболее часто фотографируемым в этом танце. Оро является черногорской разновидностью Коло, с особенностью — пением. Музыкальные инструменты никогда не являлись частью истинного Оро.

Среди мусульман Черногории распространен танец Шота. Этот танец происходит на свадьбах и встречах между мужчиной и женщиной. Танец состоит из сложных быстрых шагов партнеров, все ближе и дальше друг от друга в постановке с быстро развивающимся ритмом, и партнерша должна во время танца, махать платком в воздухе во время выполнения шагов. Обычно этот танец исполняется под барабаны. Шота происходит в основном в регионе Санджак .

Одежда

Черногорско-герцеговинский национальный костюм
Капы

Струка — род пледа , который носят как мужчины, так и женщины. Женская струка отличается несколько меньшими размерами и наличием почти незаметных поперечных полос. В трудных условиях военных походов струка защищала черногорца от дождя и холода, служила ему постелью. Пастухи и охотники для переходов по снегу употребляли своеобразную деревянную обувь — крплье .

Черногорскую национальную одежду первоначально изготовляли женщины каждой семьи из домотканой шерсти или хлопчатобумажных тканей, а с начала прошлого века её стали шить портные из покупных, привозных материалов.

Повседневная летняя одежда мужчины состоит из белой рубахи, белых холщевых или суконных коротких (до колен) штанов, суконного жилета ( цмадан ), длинного шелкового пояса, круглой и неглубокой шапочки ( Капа ), облегающих шерстяных гетр ( доколеньица ) и опанок. Зимой к этому костюму добавляется куртка из грубого сукна ( гунъ ), суконный пиджак ( капут ) и шерстяная струка .

Праздничный костюм, как летний, так и зимний, во многом схож с будничным, но богато украшен. Иногда молодые люди надевают поверх рубахи суконный жилет ( душанка ) с ложными рукавами, вышитый золотом. Пожилые носят суконный кафтан ( долама ), а поверх него суконный жилет ( jелек или токе ). За поясом как составную часть одежды обычно носят револьвер или пистоль .

Составные элементы женского костюма — рубаха туникообразного покроя, с разрезом на груди и вышивкой по вороту и рукавам, вязаный или шерстяной жакет ( jакета ), жилет и юбка ( раша ) темных цветов, передник ( прегача ) или платье и шерстяная струка. Праздничный костюм по покрою не отличается от будничного, но его обычно шьют профессионалы-портные из шелка , разноцветного сукна или бархата, украшают вышивкой шелком и золотом, серебряными бляхами и поясами. На праздники носят шелковую головную повязку ( вео ); рубашку, вышитую шелком по вороту; куртку ( долактица , jакета ); юбку; распашное платье без застежки ( корет ), подпоясанное серебряным поясом; опанки или башмаки. Девичий костюм проще, чем женский. Женщины причесывают волосы на прямой пробор и заплетают в две косы, укладывая их вокруг головы; девушки укладывают косы на затылке.

В некоторых районах бытуют местные типы женского костюма (крушевацкая, ораховацкая, ластовская, грбальская, паштровская, спичанская, шестанская, малисорская, брегасорская и мусульманская одежда).

Традиционный черногорский костюм бытует и в наши дни, в основном как праздничная и обрядовая одежда. Особенно стойко сохраняется мужской народный костюм. Черногорец среднего и пожилого возраста с гордостью надевает народную одежду в особо торжественных случаях — при выходе в город или в гости, на праздники и т. д. В последние годы в Черногорию все шире проникает городская одежда, особенно в среду молодежи, но среди старшего поколения народный костюм в известной мере сохраняется. И в городе и в деревне иногда носят некоторые предметы народного костюма (например опанки , шапочки- капы ) в сочетании с городской одеждой. Народный костюм распространен и как обрядовая (похоронная и свадебная) одежда. На свадьбе он обязателен для невесты и сватов. Если у невесты нет такого костюма, то его покупают или берут напрокат.

Кухня

Основная статья: Черногорская кухня

Черногорская кухня сложилась благодаря географическому положению страны и её долгой истории. Также очень многие блюда переняты у соседей.

См. также

Ссылки

Литература

Примечания

  1. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 4 апреля 2017 года.
  2. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 17 декабря 2014 года.
Источник —

Same as Культура Черногории