Коммунистическая партия Вьетнама
- 1 year ago
- 0
- 0
Культура Вьетнама ( вьетн. Văn hóa Việt Nam ) является одной из старейших в Азии, и берёт своё начало в донгшонской культуре бронзового века . Из-за территориальной близости с Китаем , а, следовательно, частых контактов с китайской культурой , Вьетнам считается частью юго-восточноазиатской культурной сферы .
Получив независимость в десятом веке , Вьетнам начал экспансию на юг, окончившуюся захватом Тямпы и части Камбуджадеши , что привело к изменению местной культуры.
Во время французского колониального периода вьетнамская культура испытала сильное влияние европейской культуры , включая распространение католицизма и латинизированный алфавит куокнгы ; Вьетнам является единственной страной Индокитая с официальной письменностью на основе латиницы.
После свержения монархии в 1945 году — на Севере , а после объединения страны в 1976 году — во всём Вьетнаме культурная жизнь стала диктоваться государством. На протяжении десятилетий поддерживалось культурное влияние лишь социалистических и коммунистических стран: СССР , КНДР , Кубы и прочих. С 1990-х годов Вьетнам вновь попал в поле зрения мировых культурных тенденций.
Некоторые элементы культуры страны считаются характеристическими: культ предков , традиционные семейные и общинные ценности, ремёсла, направленность на обучение. Важными символами вьетнамской культуры являются драконы , черепахи , лотосы и бамбук .
Основные религиозные течения Вьетнама — буддизм , конфуцианство и , их совокупность называют там зяо ( tam giáo ) , «тройная религия». Распространено христианство , в особенности католицизм . Последователи — в основном тямы . всего около трёх сотен.
Во Вьетнаме, как и в Японии, существуют сложности с определением религиозного статуса населения: многие не могут точно указать, какую религию исповедуют .
Кроме вышеперечисленных, во Вьетнаме распространён культ предков , а также анимизм : большинство вьетнамцев, вне зависимости от религиозной принадлежности, практикуют ритуалы культа предков и имеют алтарь дома или на работе.
Кроме обязательств перед семьёй и родом во Вьетнаме важная роль отводилась образованию. Учёные в древности находились на вершине общества, а люди незнатного происхождения могли повысить социальный статус исключительно с помощью учёбы и сдачи императорских экзаменов , аналогично мандаринам . Успешная сдача экзаменов могла открыть двери карьере и привести к власти и престижу.
— искусство, авторами произведений которого являются жители Вьетнама, а также эмигранты и их потомки . К искусству Вьетнама также причисляют древние произведения, которые появились до того, как у Вьетнама появилась государственность, например, .
На протяжении своей истории вьетнамское искусство испытывало влияние со стороны буддийского искусства Китая , тямского индуистского искусства , а в XIX—XX веках — искусства Франции .
Китайское влияние на вьетнамское искусство было наиболее значительным. Сферы влияния включают , каллиграфию и .
Литература Вьетнама состоит из двух не связанных между собой частей: народной и авторской.
Вьетнамская народная литература ( легенды , сказки , юмористические рассказы, песни, эпос ) пронизана гуманизмом и направленностью к добру. Часть фольклора сохранилась и в XXI веке.
Письменная литература, появившаяся примерно в X веке , делилась на китаеязычную и вьетнамоязычную (на тьы-номе , в основном, поэзия). В 1920-х годах вьетнамоязычная литература вытеснила китаеязычную, образовалось множество новых литературных форм . Современная вьетнамская литература прошла периоды романтизма, реализма, военного героизма.
Классическими считаются произведения ( Truyện Kiều , 傳翹 ) Нгуен Зу , ( Cung Oán Ngâm Khúc ) |, ( Chinh phụ ngâm ) и «Описание земель державы» ( Quốc âm thi tập ) Нгуен Чай . Знамениты вьетнамские поэтессы , и Хо Суан Хыонг .
Современные известные вьетнамские писатели — , , , , и ; поэты — , Хюи Кан , и Нгуен Бинь Кхьем .
Знаменитые художники Вьетнама — Ван Као , ( Bùi Xuân Phái ) , ( Hoàng Hồng Cẩm ) , ( Công Quốc Hà ) и ( Mai Trung Thứ ) . Значительную роль в современном вьетнамском искусстве играет объединение Nha San Collective .
Вьетнамская каллиграфия имеет древнюю историю. До XX века вьетнамские каллиграфы пользовались китайскими и собственно вьетнамскими иероглифами, однако после перехода на латинизированную письменность большинство каллиграфов перешло на национальное письмо.
Даже во времена, когда знание иероглифической письменности было уделом немногих образованных учёных и чиновников, каллиграфия играла важную роль в жизни вьетнамцев. На праздники, например, Новый год , люди приходили к своему местному учителю или учёному за каллиграфической надписью, которую вешали на стену дома.
Музыка Вьетнама отличается в трёх регионах страны: северном ( Bắc , бак) , центральном ( Trung , чунг) и южном ( Nam , нам) . Северная музыка — наиболее древняя и самая официальная. Классическая музыка в китайском стиле появилась в одно из монгольских вторжений во Вьетнам , когда вьетнамцы захватили в плен китайскую оперную труппу. Музыка центрального региона испытала влияние тямской культуры и её мелодического строя.
Существует около 50 национальных , включая ударные, , гонги , ( литофоны ), ( đàn t’rưng ) ; деревянные духовые , гобои , губной орга́н народа эде ( đing năm ) и орга́н мнонгов ( M’boắt ) ; струнно-щипковые: однострунный данбау (đàn bầu), цитра ( đàn tranh ) , ( đàn đáy ) ( đàn tính ) , близкий к сямисэну ( đàn tam ) струнно-смычковый ( đàn gáo ) , хмонгский варган данмой и другие.
Вьетнамские народные песни разнообразны как по форме, так и мелодически, наиболее известны жанры «чтение поэзии» ( ngâm thơ , нгамтхо) , колыбельные ( hát ru , хатру) , хоралы ( hò , хо) , сам ( xẩm ) , ( chầu văn ) и качу .
Наиболее известны среди них придворная музыка няняк ( nhã nhạc ) и камерная музыка качу , работа исполнительниц которой аналогична работе гейш .
Как и в остальных видах искусств, во развивались как собственные, так и заимствованные из Китая и позднее из Европы жанры:
Театр кукол на воде ( múa rối nước , муа зой ныок) — исконно вьетнамское искусство, появившееся в X веке. Представление проходит в воде, марионетками управляют через спрятанные под ними тонкие шесты. Наиболее популярны сюжеты по мотивам традиционного эпоса. Самих марионеток изготовляют из дерева, обычно — джекфрутового , а затем покрывают несколькими слоями водонепроницаемой краски.
Вьетнамское правительство спасло это искусство от исчезновения, признав частью культурного наследия страны. Кроме того, водяные марионетки очень популярны среди туристов. Марионеточников обучают в сельских районах страны.
Во Вьетнаме проживает 54 официально признаваемых народа , и у каждого есть национальные танцы. Некоторые из них исполняются (исполнялись) при дворе или на праздники, как, например, танец льва .
Благодаря постоянным военным конфликтам во Вьетнаме появилось множество стилей боевых искусств (Võ-Thuật), в основном, основанных на китайских боевых искусствах. Наиболее известны стили вовинам ( Võ Việt Nam Việt Võ Đạo ) , ( Võ Bình Định ) и ( Quán Khí Đạo ) .
В XX веке вслед за Западной цивилизацией во Вьетнаме появились разнообразные новые искусства: фотография , кино и телевидение . На начало 1997 года во Вьетнаме была 191 профессиональная художественная организация, 26 киностудий.
Вьетнамская кухня очень разнообразна, и, как и многое во Вьетнаме, может быть поделена на три основных направления по географическому признаку. Вьетнамские блюда редко содержат растительное масло , а основными ингредиентами являются овощи , рис , соевый соус и ныокмам . Типичные вкусы — сладкий, острый, кислый и умами . Для украшения блюд в них добавляют много зелени и трав, особенно часто — мяту , лемонграсс и базилик .
В местной кухне множество блюд с лапшой , как жидких , так и без бульона. Одно из наиболее знаменитых вьетнамских блюд — суп фо , приготавливаемый на говяжьем или курином бульоне с рисовой лапшой. В готовую порцию добавляют бобовые ростки и зелёный лук, а также выжимают сок дольки лимона.
В Средневековье одежда была очень важным социальным маркером, существовали строгие правила, регламентировавшие костюм. Простолюдинам было запрещено носить яркие цвета, в некоторые периоды разрешались только чёрный , коричневый и белый цвета.
, «платье из четырёх частей», вместе с майкой-передником ( yếm ) носили простые женщины. Крестьяне одевались в пижамообразные шёлковые костюмы, называемые на севере ( áo cánh ) , а на юге — ( áo bà ba ) .
Обычные головные уборы крестьян — обёрнутая вокруг головы полоска парчи « » ( khăn đống ) и шляпа нонла . Обуви простые вьетнамцы не носили.
Монархи могли носить запрещённые остальным слоям населения золотые одежды, а знать — красные и багряные. Фасоны и цвета одеяний зависели от текущей даты и положения носителя.
Самый известный в мире и популярный среди населения вьетнамский костюм называется аозай ( áo dài ) . Существуют как женские, так и мужские виды аозай, однако в XX веке его стали носить в основном женщины. Аозай состоит из длинного платья с разрезами по бокам и просторных брюк.
В повседневной жизни традиционную одежду во Вьетнаме вытеснила западная, единственным исключением является аозай.
Во Вьетнаме существует множество фестивалей и традиционных праздников, многие из которых насчитывают более тысячи лет истории. Самыми важными среди них являются Тет и праздник середины осени . Ниже приведены общенациональные праздники.
Дата | Русское название | Вьетнамское название | Описание |
---|---|---|---|
1 января | Новый год | Tết dương lịch | |
Последний день последнего месяца лунного календаря —
третий день первого месяца лунного календаря |
Тет | Tết Nguyên Đán | Вьетнамский Новый год, крупнейший праздник Вьетнама . Приходится на конец января — начало февраля . |
10 день третьего лунного месяца | День поминовения королей Хунгов | Giỗ tổ Hùng Vương | Установлен в 2007 году в память о легендарных королях Хунгах — правителях первого вьетнамского государства Ванланг . |
30 апреля | (День объединения) | Ngày giải phóng | Взятие Сайгона и объединение Вьетнама в 1975 году . |
1 мая | Первое мая | Ngày Quốc tế Lao động | |
2 сентября | Quốc khánh | Провозглашение независимости Вьетнама и образование Демократической Республики Вьетнам |
Родственные узы играют важную роль во Вьетнаме. В отличие от европейской культуры, сфокусированной на индивидуализме , во Вьетнаме родовая община главенствует над семьёй. Это отличает Вьетнам и от Китая, так как там семья находится на первом месте. У каждого клана есть алтарь и патриарх.
Большинство жителей небольших деревень — кровные родственники. Это можно видеть и по названиям таких местечек: Дангса ( Đặng Xá ) — «место, где живут Данги», Тяуса ( Châu Xá ) — «место, где живут Тяу», и так далее. В большинстве сельских районов по три—четыре поколения живут в общинном доме.
Из-за важности, которую для вьетнамцев имеют родственные связи, в обществе имеется сложная иерархическая система отношений. Считается, что в клане должно быть девять поколений , от прапрародителей до праправнуков. При этом место в иерархии определяется не по возрасту: поздние, младшие по возрасту, дети старшего брата будут считаться «старшими» по отношению к ранним детям младшего брата.
Такая модель отношений в семье привела к появлению множества гонорификов и сложной системы местоимений .
— одно из наиболее значительных событий во Вьетнаме. Несмотря на вестернизацию , многие старинные традиции соблюдаются как жителями Вьетнама, так и вьеткьеу .
До XX века вьетнамцы вступали в брак рано, свадьбы организовывали родители и члены семьи, сами же молодожёны правом голоса почти не обладали. В современном Вьетнаме эта традиция отошла в прошлое, и вьетнамцы выбирают себе партнёров сами .
Свадебный обряд разнится у разных народов Вьетнама , однако обычно включает две церемонии:
Когда во Вьетнаме кто-то умирает, его семья устраивает пяти- или шестидневные поминки , их продолжительность может увеличиваться, если кому-то требуется время на приезд. Тело покойного обмывают и одевают. Между зубов помещают палочку , в рот кладут щепотку риса и три монеты. Тело укладывают на травяную подстилку на землю, согласно пословице «рождённый землёй должен вернуться в неё». Тело оборачивают белой тканью и кладут в гроб , после чего захороняют.
Семья, одетая в простые туники и тюрбаны из тонкой сетки, проводит либо традиционный, либо современный похоронный ритуал .
Семья покойного через сто дней выполняет ритуал бдения, все члены семьи сидят по парам в линию. Приглашённый монах помещает небольшой кусок хлопка на голову каждого члена семьи, звонит в колокольчик и поёт, вращая колокольчик над головой умершего. Считается, что это открывает путь назад, к жизни. Ветка бамбука с листьями на вершине и прикреплёнными бумажками с именем умершего начинает качаться, когда покойный возвращается. Считается, что в этот день душа умершего может вселиться в одного из родственников и поговорить с остальными.
Подготовка к этому ритуалу занимает целый день, молитвы и песнопения перед вселением продолжаются 6 часов. После ритуала родственники сжигают бумажный дом и сделанные из бумаги вещи, которые могут пригодиться покойному в следующей жизни.
Во Вьетнаме расположено несколько материальных объектов мирового культурного и природного наследия , а также объекты нематериального наследия :
В списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Вьетнаме значатся 7 наименований (из них 2 — природных объекта):
Представительный список:
Список объектов, нуждающихся в срочной защите: