Interested Article - Франк, Семён Людвигович

Семён Лю́двигович Франк ( 16 [28] января 1877 , Москва , Российская империя 10 декабря 1950 , Лондон , Великобритания ) — русский философ и религиозный мыслитель.

Участник сборников « Проблемы идеализма » ( 1902 ), « Вехи » ( 1909 ) и « Из глубины » ( 1918 ). Стремился к синтезу рациональной мысли и религиозной веры в традициях апофатической философии и христианского платонизма , находился под влиянием Плотина и Николая Кузанского . Уже будучи в эмиграции, обнаружил сходство своих изысканий с идеями Владимира Соловьёва (в особенности в свете концепции положительного всеединства).

Историк русской философии протоиерей Василий Зеньковский называл систему Франка «высшим достижением, высшей точкой развития русской философии» .

Биография

Детские годы

Родился 16 ( 28 ) января 1877 года в Москве в еврейской семье . Его отец, врач Людвиг Самойлович (Шимшелевич , Семёнович) Франк (1844 — 1 марта 1882) — уроженец Волковышек Сувалкской губернии , выпускник Сувалкской гимназии (1863), после окончания двух курсов медицинского отделения Варшавской главной школы в 1868 году перевёлся на медицинское отделение Московского университета , который окончил со званием лекаря в 1872 году, служил Краснослободским городовым врачом, Пензенским земским врачом, с 22 декабря 1877 года по 12 августа 1879 года во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов был прикомандирован к Московскому военному госпиталю ; орденом Святого Станислава 3-й степени «для нехристиан установленным Всемилостивейше награждён за отлично усердную и ревностную службу в приюте имени Её Императорского Высочества Государыни Цесаревны, учреждённом для призрения детей лиц сосланных в Сибирь по судебным приговорам» . Л. С. Франк с 1874 года работал сверхштатным младшим чиновником в Департаменте здравоохранения Министерства внутренних дел, семья жила на Пятницкой улице , потом в Мясницком околотке; вместе с ними жила мать отца (бабушка философа) Фелиция Френкель, а также сёстры отца Теофилия и Ева. В 1891 году, через 9 лет после смерти мужа от лейкоза , мать С. Л. Франка — Розалия Моисеевна Россиянская (1856, Ковно — 1908, Нижний Новгород) — вторично вышла замуж за аптекаря Василия Ивановича (Цалеля Ициковича) Зака, в 1884 году вернувшегося из шестилетней сибирской ссылки, которую он отбывал за участие в « Народной воле » .

В детстве Семён Франк получил домашнее образование у своего деда, купца первой гильдии Моисея Мироновича Россиянского (1830—1891), уроженца Ковно , который был в конце 60-х годов XIX века одним из основателей московской еврейской общины и у которого внук воспринял интерес к философским проблемам религии . Р. М. Россиянская с детьми жила вместе с Моисеем Мироновичем и его женой (бабушкой философа) Сорой-Гитл Добринер (1834—?, родом из Тильзита в Восточной Пруссии ), сначала в Мясницком околотке, а с 1899 года — в собственном доме в Кривом переулке; дед был занят в чаеторговле.

В 1886—1892 годах Семён Франк учился в Лазаревском институте восточных языков , где был сразу принят во второй класс. В 1891 году мать переехала к новому мужу в Нижний Новгород и поселилась в Канавино , Семён присоединился к ним через год. Окончил в Нижнем Новгороде гимназию , принимал участие в марксистских кружках.

Научная карьера

Поступил в 1894 году на юридический факультет Императорского Московского университета . Почти не посещал лекции, а занимался теоретическими спорами в марксистских кружках и даже пропагандой социал-демократических идей. Однако получил свидетельство об окончании восьми семестров, но государственные экзамены не сдавал. В 1899 году был арестован и выслан из Москвы на два года без права проживания в университетских городах; уехал к родным в Нижний Новгород.

«Введение в философию». 1922 г.

В 1901 году П. Б. Струве привлёк Франка к участию в своём сборнике « Проблемы идеализма » (издан в 1902 г.), где критиковались материализм и позитивизм. Вскоре после этого Франк уехал за границу, слушал в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах лекции по политической экономии и философии. В Германии написал книгу «Теория ценности Маркса и ее значение. Критический этюд» ( М. , 1900). Весной 1901 года вернулся в Россию и, сдав государственные экзамены в Казанском университете , получил степень кандидата . В 1902 году в сборнике «Проблемы идеализма» был опубликован его первый философский этюд («Ницше и любовь к дальнему») — с этого времени творчество Франка становится связано всецело с проблемами философии. В том же году отказался от предложенной ему профессуры в создаваемом Санкт-Петербургском политехническом институте , поскольку это было обусловлено принятием им христианства.

Несогласие с политикой царского правительства побудило его в 1903 году участвовать в учреждении движения « Союз освобождения » и принять активное участие в его борьбе за политическую свободу . Состоял в партии кадетов , примыкал к её правому крылу .

Саратов. Мемориальная табличка на ул. Радищева, 18.

После сдачи магистерского экзамена (1912) Франк стал приват-доцентом Петербургского университета и в этом же году был принят в православие .

В 1915 году защитил магистерскую диссертацию «Предмет знания», в которой рассмотрел онтологические условия возможности интуиции как непосредственного восприятия реальности, тем самым примыкая к течению интуитивизма .

Книга «Душа человека», опубликованная в 1918 году, была представлена Франком как диссертация на степень доктора, но из-за внешних условий русской жизни защита её уже не могла состояться. В 1917 году он возглавил историко-филологический факультет Саратовского университета , а в 1921 году занял кафедру философии в Московском университете .

В 1922 году был выслан из России , устроился в Берлине и вошёл в состав Религиозно-философской академии, организованной Н. А. Бердяевым , с которым работал ещё в Москве (в «Академии духовной культуры»).

В начале 1938 года переселился во Францию, откуда в 1945 году переехал в Лондон .

Семья

  • Брат — математик Михаил Людвигович Франк , профессор, автор трудов по геометрии, дифференциальным уравнениям и истории воздухоплавания. Племянники (сыновья Михаила Людвиговича Франка) — лауреат Нобелевской премии по физике Илья Михайлович Франк и биолог, академик АН СССР Глеб Михайлович Франк .
  • Младший брат (по матери) — художник, скульптор, сценограф и книжный иллюстратор Леон (Лев Васильевич) Зак , публиковавший стихи под поэтическими псевдонимами М. Россиянский и Хрисанф , бывший в 1910-х годах одним из идеологов движения эгофутуристов . Его жена, Надежда Александровна Браудо (1894—1976), была сестрой органиста и музыкального педагога Исайи Браудо . Их дочь, Ирина Зак ( , 1918—2013) — скульптор.
  • Жена (с 1908 года) — Татьяна Сергеевна Франк (урожд. Барцева, 1886—1984), автор воспоминаний «Память сердца». Сын — Виктор Семёнович Франк (1909—1972) — литературный критик, радиожурналист, возглавлял лондонский корпункт радио «Свобода». Младший сын — Василий Семёнович Франк (1920—1996) — тоже работал журналистом на радиостанции «Свобода» в Мюнхене (с 1964). Другие дети — Алексей (род. 1910) и Наталья (род. 1912).

Философские взгляды

Франк о всеединстве

Франк считал, что есть серьёзные философские и логические аргументы против субъективного идеализма. Субъективный идеализм исходит из «я», которое стоит в центре мироздания. При диалоге с миром человек открывает в себе нечто — то, что можно назвать «ты». Но есть и иное — то, что мы называем «мы».

Подобно своим предшественникам, Сергею Трубецкому и Соловьёву , Франк подчеркивал, что человеческие сознания, человеческие «я» не отрезаны друг от друга. Реальное познание , реальное бытие возможны лишь тогда, когда между людьми возникает контакт, возникает единство. Мы живем не на изолированных островах, а на едином материке. И вот этот-то материк, который объединяет всех нас, и есть последний и подлинный предмет познания. Человек познает не только отражение своих собственных чувств, а познает некий субстрат, глубину. Позднее немецкий философ Пауль Тиллих писал, что Бог — это не небо над нами, а глубина бытия. Однако первым это сказал Франк.

В 1917 году Франк напечатал книгу «Душа человека», которая потом не раз выходила на иностранных языках. Франка переводили на многие языки, включая японский, чешский, польский, немецкий, английский; естественно, он и сам писал книги на этих языках. В этой книге анализируется вопрос о единстве духовной жизни, которую нельзя разрезать, нельзя разделить. Это единство касается не только нашего «я», но и того поля, в котором находятся те «я», к которым мы обращены. То есть «я», потом «мы» и, наконец, некий таинственный субстрат, который и есть непостижимое.

Вместе с тем Франк негативно относился к коллективизму, который давит личность . Всякий диктат противоречит свободе, а божественное единство не может существовать без свободы, оно свободно.

Франк о социализме :

«Социализм в своем основном социально-философском замысле — заменить целиком индивидуальную волю волей коллективной… поставив на его место бытие „коллектива“, как бы слепить или склеить монады в одно сплошное тесто „массы“, есть бессмысленная идея, нарушающая основной неустранимый принцип общественности и могущая привести только к параличу и разложению общества. Он основан на безумной и кощунственной мечте, что человек ради планомерности и упорядоченности своего хозяйства и справедливого распределения хозяйственных благ способен отказаться от своей свободы, от своего „я“ и стать целиком и без остатка винтиком общественной машины, безличной средой действия общих сил. Фактически он не может привести ни к чему иному, кроме разнузданного самодурства деспотической власти и отупелой пассивности или звериного бунта подданных».

Подход к изучению общества

Франк находил, что изучение взаимодействий между людьми лишь с точки зрения позитивистской науки , то есть представление о социальных связях как об экономическом обмене или сугубо биологическом взаимодействии, а об обществе — как о некоем механизме, лишено глубины, необходимой для подлинных обществоведов. Философ полагал, что в основе человеческого общения лежит дух людей, чтó рождает необходимость погружения учёного в глубь этих отношений, на уровень нравственный , духовный и даже религиозный. Поскольку и отношения людей в обществе, и всё оно в целом заключают в себе два начала — материалистическое и духовное, — то и обществовед должен в своих изысканиях сочетать оба подхода: пользоваться методами как позитивной науки, так и философии, то есть не забывать о важнейшей духовной составляющей объекта его изучения.

Основываясь на концепции всеединства, Франк также отвергал представление об обществе как о простой совокупности различных субъектов (социальный номинализм, или методологический индивидуализм). Он считал его гораздо более возвышенным, надвременны́м и имеющим абсолютно нематериальное ядро — традиции , историю, язык и др. Философ утверждал, что существование общества просто невозможно, если не основываться на хотя бы частичном изначальном единстве людей. Даже в самых сухих, сугубо экономических, договорных отношениях он находил место партнёрству, эмпатии, солидарности. Франк был убеждён, что все общественные отношения, скрепляющие индивидов внутри общества, построены на религиозной деятельности, единении людей в процессе духовной практики.

Философ также проводил границу между внешним и внутренним слоем общества. Первый он характеризовал понятием « общественности ». В общественности происходит распад первичного человеческого «мы» — появляется множество «я», которые могут соперничать друг с другом. Именно для этого, внешнего слоя характерны применение силы, конкуренция , борьба за власть . Именно на внешнем слое находится политическая сфера общества и правовая — как регулирующая её. Здесь зачастую происходит принуждение индивидов к выполнению некой всеобщей, «общественной» цели, а также подавление его природных устремлений. Кроме того, Франк характеризует внешний слой общества понятием «раздельная множественность».

Описание внутреннего слоя опять тесно связано с концепцией всеединства. Если внешний слой мыслитель определял как «общественность», то внутренний охарактеризован через понятие « соборность ». Её он определял как онтологическое содержание общества, которое было описано выше. Это прочная духовная связь всех человеческих «я», сливающихся в «мы», причём она существует не благодаря практике, не может быть обнаружена эмпирически, но существует и может быть познана человеком. На этом уровне важнейшими институтами Франк считал семью и брак , религиозную сферу жизни человека и некое «единство», или «общность жизни и судьбы». Понятие «соборность» предполагает ряд особенностей этого явления, которые отличают его от других обществоведческих понятий. Прежде всего, она возникает в ядре общества, где враждующие человеческие «я» сливаются в единое «мы». Однако внутри него индивидуальность не стирается, так как соборность строится на любви, а любовь , по мнению Франка, может быть направлена только на индивидуальные, неповторимые черты. Важнейшим аспектом этого уровня общественных взаимодействий является религиозность, в частности религиозные действия. Философ полагал, что именно во время религиозного поклонения люди, испытывая религиозные чувства, по-настоящему соединяют своё «я» с надвременны́м единством — и что в религии будущее с прошлым живут в настоящем. Более того, любые социальные связи , по мнению Франка, берут своё начало именно в религии.

Библиография

Основные труды

  • 1898 Психологическое направление в теории ценности
  • 1900 Теория ценности Маркса и её значение: критический этюд
  • 1902 Фр. Ницше и этика «любви к дальнему»
  • 1904 Государство и личность (По поводу 40-летия судебных уставов Александра II)
  • 1905 Проблема власти
  • 1905 Политика и идеи (О программе «Полярной звезды»)
  • 1905 Проект декларации прав
  • 1906 Молодая демократия
  • 1906 Интеллигенция и освободительное движение
  • 1907 Философские предпосылки деспотизма
  • 1909 Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции)
  • 1910 Природа и культура
  • 1910 Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры
  • 1915 Предмет знания. Об основах и пределах отвлечённого знания
  • 1917 Демократия на распутье
  • 1917 Мёртвые молчат
  • 1917 Душа человека. Опыт введения в философскую психологию
  • 1918 De profundis
  • 1922 Очерк методологии общественных наук
  • 1923 Из размышлений о русской революции
  • 1923
  • 1923 Введение в философию
  • 1924 Религиозно-исторический смысл русской революции
  • 1924 Крушение кумиров
  • 1925 Религиозные основы общественности
  • 1925 Я и мы. Сборник статей, посвящённых Петру Бернгардовичу Струве
  • 1926 Смысл жизни
  • 1926 Основы марксизма
  • 1930 Духовные основы общества. Введение в социальную философию
  • 1931 По ту сторону «правого» и «левого»
  • 1933?
  • 1937 Пушкин как политический мыслитель
  • 1939 Проблема «христианского социализма»
  • 1939 Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии
  • 1946 С нами Бог
  • 1949 Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии
  • 1956 Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия
  • 1956 Биография П. Б. Струве
  • 1986 Предсмертное

Примечания

  1. Василий Зеньковский . от 8 ноября 2022 на Wayback Machine
  2. от 30 ноября 2021 на Wayback Machine (Главархив Москвы. Фонд № 2372, Московская синагога ведомства министерства исповеданий. Единица хранения № 7, 1877, в поисковике стр. 11 , в книге запись под номером 13 ). Запись: Родился января 16 ( Шевата 14), обрезан января 23 (Шевата 24) сын, имя дано ему Семён. Отец — врач Людвиг Семёнович Франк, мать — Розалия Моисеевна .
  3. В списках по коробочному сбору за 1865—1866 год по Волковышкам (доступны на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org) дед С. Л. Франка указан как «торговец Шимшель Франк» ( польск. Szymszel Frank ).
  4. : Людвиг Самойлович Франк
  5. : Людвиг Самойлович Франк
  6. : Людвиг Самойлович Франк
  7. . Дата обращения: 19 марта 2010. 3 февраля 2012 года.
  8. . Дата обращения: 17 июня 2014. 4 марта 2016 года.
  9. В ревизских сказках по Ковенской губернии за 1858 год, доступных на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org, Хая-Рейзя Россиенская, 2-х лет, указывается как дочь Мойше-Лейба Мееровича Россиенского и Соры-Гитл Добринер.
  10. Зак Василий Иванович // Деятели революционного движения в России : в 5 т. / под ред. Ф. Я. Кона и др. — М. : Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльнопоселенцев , 1927—1934.
  11. В ревизских сказках за 1851, 1852, 1858 и 1868 годы, доступных на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org, годом рождения Мойше-Лейба Мееровича (Моисея Мироновича) Россиенского указан 1830 год. Фамилия всей семьи указана как Россиенский . В переписи 1868 года Мойше-Лейб Россиенский ещё значится жителем Ковно.
  12. 14 июля 2014 года.
  13. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  14. Гапоненков А. А. от 31 декабря 2013 на Wayback Machine
  15. Селезнёв Ф. А. Конституционные демократы и буржуазия (1905—1917 гг.). Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета, 2006. — С. 22.
  16. . Дата обращения: 2 февраля 2010. 25 декабря 2016 года.
  17. . Дата обращения: 30 декабря 2016. 14 июля 2014 года.
  18. Курилов С. Н. Идея всеединства как философская основа либерального консерватизма С. Л. Франка // Соловьёвские исследования. — 2012.

Литература

  • Буббайер Ф. С. Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа. — М. : РОССПЭН , 2001. ISBN 5-8243-0269-3
  • // В. В. Зеньковский . История русской философии.
  • А. В. Соболев. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
  • Тюренков М. А. Франк Семён Людвигович // Императорский Московский университет: 1755-1917 : энциклопедический словарь. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 785—786 . — ISBN 978-5-8243-1429-8 .
  • Куприянов В. А. // История философии. Т. 21. — № 1/2016. — С. 128—135.
  • Аляев Г. Е., Оболевич Т., Резвых Т. Н. «Свет во тьме» и «С нами Бог»: неизвестные книги С. Л. Франка. — М. : Модест Колеров, 2021. — 528 с. — (Исследования по истории русской мысли. Т. 29).

Ссылки

  • в библиотеке «Вѣхи»
  • в библиотеке Якова Кротова
  • в библиотеке «Вторая литература»
  • Мень, Александр
Источник —

Same as Франк, Семён Людвигович