Interested Article - Барышня-крестьянка (балет Асафьева)

«Ба́рышня-крестья́нка» балет Бориса Асафьева в трёх актах семи картинах. Либретто Николая Волкова по мотивам одноименной повести Александра Пушкина .

История создания

После успеха балета « Бахчисарайский фонтан », установившего новые критерии балетной режиссуры, подхваченные и принятые советским театром и во многом определившие развитие советского балета в XX веке, Ростислав Захаров поставил ещё один балет «по Пушкину », отобрав произведение на тему современной поэту жизни — « Барышня-крестьянка ».

Однако отработанная схема дала сбой — новая постановка не принесла успеха. По словам историка балета Веры Красовской :

«"Барышня-крестьянка", оформленная художником Е.Е. Лансере, своей идилличностью вполне устроила бы XIX век. Поселяне в духе подслащенного Венецианова играли на лугу в горелки и плясали. Сцены подобного рода были не новы для русского музыкального театра, в частности для его пушкинских спектаклей. Как известно, игрой в горелки начинается "Пиковая дама" Чайковского, а в "Евгении Онегине" песня и пляска крестьян первой картины и хор девушек третьей даны в пасторальных тонах. Но у Чайковского на этом фоне, в согласии с Пушкиным, контрастно развивается драма страстей и чувств, понятых самостоятельно и современно. Асафьев и Захаров перенесли повесть «Барышня-крестьянка» на балетную сцену с пиететом к букве, но не проявили собственных взглядов на сущность повести.
Потому лучшими моментами балета были своего рода живые картины, где движение не разрушало иллюстративных иллюзий или, по крайней мере, продолжало эти иллюзии в плане бытового правдоподобия...
Захаров, отменяя замкнутые по форме танцевальные «отступления» старого балетного театра, а заодно и их обобщенную условность, искал прямой связи танца и действия. Казалось бы, каждый персонаж его балетов должен был в таком случае владеть оригинальной и неповторимой пластической характеристикой, своим, особым комплексом движений, новых по самой сути и, следовательно, отличных от виденного до сих пор. Однако новации заявляли о себе лишь в отказе от многих узаконенных временем движений и целых структурных форм; то же, что оставалось из словаря классического танца XIX века, сохранялось в хорошо известном виде, без дополнений или развития. К тому же «речь» одного персонажа могла быть без ущерба передана другому, и это не повлияло бы на действенные задачи образа.
В "Барышне-крестьянке" бедность танцевального словаря и примитивность обращения с тем, что было отобрано в него из старых балетов, отчасти объяснялись еще и скудостью музыкального материала.»

Этот спектакль стал последней работой в театре талантливого художника Евгения Лансере .

Действующие лица

  • Лиза Муромская
  • Алексей Берестов
  • Настя, горничная Лизы
  • Мисс Жаксон, воспитательница Лизы
  • Григорий Иванович Муромский, помещик, отец Лизы
  • Иван Петрович Берестов, помещик, отец Алексея
  • Девушки-крестьянки

Сценическая жизнь

Большой театр

Премьера прошла 14 марта 1946 года на сцене Филиала

Балетмейстер-постановщик Ростислав Захаров , художник-постановщик Евгений Лансере , художник по костюмам Сергей Самохвалов, дирижёр-постановщик Семён Сахаров

Действующие лица

Спектакль прошёл 42 раза, последнее представление 24 июня 1951 года

Постановки в других театрах

Балетмейстер-постановщик , художник-постановщик А. Шубин

Действующие лица
  • Лиза — Г. Шушминцева
  • Алексей — Г. Ш. Абраимов
  • Настя — Р. Д. Личкова
  • Мисс Жаксон — В. Волкова


Лиза — Алла Рындина

Ленинградский Малый театр оперы и балета

Премьера прошла 29 декабря 1951 года

Балетмейстер-постановщик Борис Фенстер , художник-постановщик Татьяна Бруни , дирижёр-постановщик Евгений Корнблит

Действующие лица

Библиография

  • Чернов Я. «Барышня-крестьянка» // Советское искусство : газета. — Л. , 1946. — № 22 марта .
  • «Барышня-крестьянка» в балете // Огонёк : журнал. — Л. , 1946. — № 24 .
  • Ильин А. Пушкинские балеты // . — Л. : Музгиз, 1949. — С. 105—110. — 150 с. — 12 000 экз.
  • Красовская В. «Барышня-крестьянка» // Вечерний Ленинград : газета. — Л. , 1952. — № 1 января .
  • Иванова С. Марина Семенова. — М. : Искусство, 1965. — С. 159—163. — 196 с. — 30 000 экз.
  • Эльяш Н. Пушкин и балетный театр. — М. : Искусство, 1970. — С. 224—237. — 344 с. — 10 000 экз.
  • Захаров Р. Записки балетмейстера. — М. : Искусство, 1976. — С. 271—272. — 352 с. — 25 000 экз.
  • Королёва Э. . — Кишинёв: Литература артистикэ, 1977. — С. 13—14. — 164 с. — 5000 экз.
  • Солодовников А. . — М. : Искусство, 1983. — С. 156—160. — 240 с. — ( Солисты балета ). — 25 000 экз.
  • Гаевский В. Семёнова в балете «Барышня-крестьянка» // Балет : журнал. — М. , 1999. — № 3 .

Примечания

  1. [www.pro-ballet.ru/html/b/bar3qn8-krest58nka.html Барышня-крестьянка] // Русский балет: Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, Согласие, 1997.
  2. В.М. Красовская. Сюжеты Пушкина в искусстве русской хореографии // . — Л. : Наука, 1967. — Т. 5. — 396 с. — 6200 экз. 5 марта 2016 года.
Источник —

Same as Барышня-крестьянка (балет Асафьева)